5 вещей, которые мотивируют сотрудников лучше всего

17891
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Михеева Анна
Руководитель департамента HR, юриспруденции и административного персонала компании Hays в России, Москва

Мы провели интернет-опрос более 1100 респондентов российских и международных компаний. Изучали влияние на эффективность сотрудников материальных, нематериальных и социальных факторов. Выяснили, что две трети опрошенных боятся потерять работу. Чтобы сохранить место, они готовы пойти на уступки. Треть респондентов безапелляционно заявили, что будут искать другую работу. Расскажу, как мотивировать тех, кто не готов идти на уступки даже в кризис.

1. Свобода и самостоятельность

Самостоятельная работа без контроля и указаний, адаптация рабочего графика к личным потребностям мотивируют сотрудников трудиться в полную силу. Эти два критерия при опросе о балансе работы и личной жизни набрали больше всего голосов респондентов: 53 и 41% соответственно. Эффективный работник – это благодарный работник. Интересно, что основные мотивирующие факторы разнятся в зависимости от пола. Мужчины чаще готовы брать больше обязанностей и ответственности ради повышения в должности или увеличения зарплаты, даже если из-за этого им придется перерабатывать. Женщины же, наоборот, предпочитают забыть о рабочих проблемах за порогом офиса.

Оцените, есть ли у ваших сотрудников свобода действий при выполнении работы. Есть ли полномочия, чтобы принимать решения в рамках обязанностей. Насколько силен и масштабен контроль за сотрудниками.

Появляются компании, где многое отдают на усмотрение работников. Так, зона ответственности офис-менеджеров – ресепшен, переговорные и конференц-зал. Задача секретарей – сделать так, чтобы посетителям и сотрудникам было комфортно и уютно, чтобы люди улыбались. Как этого добиться, какие канцтовары закупить, как оформить офис к праздникам – сотрудницы решают сами. Через 6–18 месяцев офис-менеджеры переходят в другие подразделения на повышение. Перед уходом они сами, без указаний сверху, составляют инструкции и обучают смену.

Самостоятельность, отсутствие контроля развивает в сотрудниках ответственность и повышает эффективность работы. О том, как научить сотрудников самостоятельности, мы писали в статье «Как приучить ваших сотрудников принимать решения самостоятельно, а не искать крайнего»

2. Благоприятная атмосфера

Люди работают эффективно, если коллектив дружный, в сложных ситуациях можно рассчитывать на помощь и поддержку коллег, а атмосфера в компании способствует сотрудничеству. Эти критерии набрали больше всего голосов при опросе о социальных факторах: 52, 39 и 36% соответственно.

Выясните, знакомы ли сотрудники разных подразделений друг с другом. Знают ли, чем занимаются другие, готовы ли помогать. Оцените, поощряет ли компания взаимодействие и сотрудничество. Так, один европейский банк раз в месяц проводит дни открытых дверей отдела. HR-менеджеры собирают от других подразделений вопросы и отправляют их в отдел, который будет проводить день открытых дверей. По этим вопросам сотрудники подразделения готовят презентацию. Мероприятие планируют на 15:00. Присутствие всего коллектива компании обязательно. В конце года определяется отдел, который лучше остальных провел день открытых дверей. Причем побеждают подразделения, умеющие сочетать в своем мероприятии приятное с полезным. Например, IT-отдел за час простым языком рассказал о будущем облачных технологий, а потом закатил на оставшиеся два часа банкет и еще разыгрывал шуточные призы: «самая старая клава», «самая мощная мама». Дни открытых дверей и другие подобные мероприятия знакомят сотрудников друг с другом и помогают разобраться, кто чем в компании занят. Так люди становятся дружнее, охотнее приходят на помощь.

3. Значимость выполняемой работы

Люди трудятся лучше, если знают, что их работа приносит пользу обществу, несет добро окружающим. Это важно для 59% опрошенных.

Выясните, знают ли сотрудники миссию компании. Доходит ли до них информация о пользе, которую получают клиенты компании. Одна производственная компания, к примеру, специально организует для продавцов розничных магазинов экскурсии на ферму и завод. Сотрудники своими глазами видят упитанных коров, автоматизированную дойку. Видят современные цеха, оборудование которых сохраняет молоко в фазе, устойчивой к размножению бактерий. Экскурсии доказывают работникам, что миссия компании «свежесть от поля до прилавка» не пустой звук. Продавцы с гордостью и уверенностью рассказывают покупателям о пользе производимого предприятием молока.

4. Новые навыки

Нематериальные факторы мотивируют сотрудников не меньше, чем материальные. Главное для людей – возможность получать и развивать на работе новые навыки. Об этом сообщил 61% опрошенных. А 36% дополнили этот ответ: для них важно получать навыки, которые не устареют и пригодятся в будущем.

В кризис компании сокращают затраты на обучение. Но это не значит, что нужно лишать работников возможности учиться. В 2015 году из-за кризиса рекламное агентство BBDO не закладывало бюджет на обучение. Но нашло бесплатный способ обучать персонал. Компания опросила сотрудников, чтобы выяснить, какие знания нужны для работы и что полезно узнать для общего развития. Затем компания попросила сотрудников порекомендовать знакомых экспертов по популярным среди работников темам – деятелей искусства и культуры, искусствоведов. Потом связались с рекомендованными специалистами, и многие согласились прочитать для коллектива бесплатные лекции. Инициативу поддержало так много людей, что график лекций составили на год вперед. На лекции, которые проходят после работы, собирается от 100 до 500 человек, что говорит об успехе придуманного формата учебы.

5. Деньги и оборудованное рабочее место

Достойная заработная плата и социальный пакет мотивируют 49% опрошенных. 36% мотивирует укомплектованное и приятное рабочее место.

Сравните уровень зарплат и составляющие соцпакета с рынком. Узнайте, какие условия предлагают конкуренты и компании смежных отраслей. Вот как поступила компания «Коммерсант», когда в кризис не могла сохранить уровень зарплат. Директор и топ-менеджеры полгода отдавали часть своей зарплаты в денежный фонд. Формировали его так. Генеральный Директор отдавал 50% премии, топ-менеджеры – по 25%, руководители среднего звена – по 10%. Так компания увеличила зарплаты рядовых работников на 5%.

Приведу пример с обустройством рабочего места. В компании Zappos сотрудники устраивают рабочее место как хотят. На одних столах царит минимализм, другие похожи на кровать. Переоборудование оплачивает компания.

Рекомендации

  1. Откажитесь от микроменеджмента. Предоставьте сотрудникам свободу принимать решения. Не контролируйте каждый шаг, а ставьте цель.
  2. Подчеркивайте важность работы сотрудников. Людям важно знать, что они выполняют полезную для общества функцию. А ваша компания выпускает качественную продукцию, несет пользу окружающим. Регулярно напоминайте об этом сотрудникам, приводите примеры улучшения жизни клиентов.
  3. Создайте в коллективе атмосферу доверия. Общайтесь с коллективом, делитесь планами, узнавайте о проблемах сотрудников, привлекайте их к принятию решений.
  4. Используйте желание сотрудников подрабатывать. В кризис люди готовы идти на уступки и брать на себя дополнительную работу. Используйте это, чтобы повысить эффективность работы компании и снизить расходы.​​
Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем Ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и Вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль