Эмоции на работе: как грамотно их применить

5178
Фото © Flickr
Фото © Flickr
Артусио Лаура
Руководитель научно-исследовательской лаборатории нейронауки и психологии Университета Флоренции, Италия
  • Как держать себя в руках, когда сотрудники тебя провоцируют
  • Что такое эмоциональный интеллект и чем он отличается от эмоциональности
  • Как разработать свою стратегию борьбы со стрессом

Современные психологи оперируют понятием «эмоциональный интеллект». Это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. В идеале – управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решения практических задач.

Одно письмо, написанное в порыве ярости, испортит репутацию, лишит работы и уважения коллектива. Тренера футбольной команды уволили после того, как он набросился с кулаками на игрока – тот спровоцировал его личной репликой во время матча. Развитый эмоциональный интеллект позволил бы обуздать гнев и сохранить работу. Или даже не допустить подобной ситуации. Как еще пригодится этот навык?

Позволит избегать ошибок. Прислушиваясь к аналитической информации и внутренним ощущениям, мы принимаем правильные решения. Несколько лет назад я работала в банке – прекрасный офис рядом с домом, хорошая зарплата. На аналитическом уровне я понимала: увольняться ни к чему. Но когда задумывалась об изучении эмоционального интеллекта, испытывала подъем. Я оставила постоянную работу, чтобы заняться этой темой. Теперь аналитические выводы и внутреннее состояние совпадают.

В повседневной работе я использую диаграмму эмоций. Если я в красном квадрате, то переношу мероприятие на другой день. Но больше чем на сутки не откладываю – надо уметь взять себя в руки. Отношения строятся на эмоциях, на взаимодействии между людьми. Нужно или избегать конфликтов, или использовать их как инструмент развития. Конфликт дает толчок к разрешению затянувшейся кризисной ситуации. Небольшой конфликт разрядит атмосферу, прояснение позиций сторон позволит быстрее решить проблему.

Эмоции на работе: как грамотно их применить

Повысит стрессоустойчивость. Люди с высоким эмоциональным интеллектом реже ввязываются в конфликты, менее агрессивны, не испытывают беспричинной тревоги, не склонны к депрессиям, чаще принимают верные решения.

Позволит выработать собственную стратегию управления эмоциями. Вот как это сделать.

  1. Планируйте эмоции. Подумайте перед событием, какие эмоции помогут Вам, а какие Вы хотите вызвать у окружающих. Например, чтобы выйти из зоны высокоэнергичных эмоций, послушайте тихую музыку, побудьте в одиночестве – у каждого может быть индивидуальный способ. Если же нужно перейти в красный квадрат и быстро разозлиться, порой достаточно вспомнить утреннее посещение метро.
  2. Определите эффективные для Вас стратегии управления: переключение внимания, физические упражнения, психологические приемы, проговаривание эмоций, концентрация на задаче, воспоминания из прошлого, музыка, запахи.

Моя эмоциональная подготовка к симпозиуму:

  • крепкий сон накануне;
  • зарядка с утра;
  • завтрак;
  • музыка для вдохновения.

Применять стратегии на практике. Важно уметь управлять ситуациями в состоянии острого стресса. Мы анализировали эмоциональное состояние до, во время и после катастрофы у девяти выживших пилотов, участвовавших в летном шоу. Интервью проходило спустя время после трагических событий. Пилоты вспоминали, что в утро катастрофы были счастливы – это верхняя точка желтого квадрата. Итог: недооценка проблем, невнимание к мерам контроля. Немного напряжения из красного квадрата помогло бы пилотам собраться. Они бы сконцентрировались и не упустили из виду важные вещи. Один из двух пилотов, которые прошли курс тренингов непредвиденных случаев после посадки на воду, на деле впал в панику и забыл о процедуре. Другие летчики говорили, что они обратились к тем стратегиям, которые изучали в институте.

Необходимо много времени и усилий, чтобы в стратегиях перейти от теории к практике. Только ежедневные тренировки приведут к самоконтролю. Начинать нужно с осознания чувств, вырабатывания способов управления настроением. Хорошая практика – личный дневник: отмечайте в течение дня, что Вы чувствуете и почему. Затем определите ведущую эмоцию дня, недели, месяца. Это поможет осознать и проконтролировать свое душевное состояние.

Позволит управлять импульсами окружающих. Развитый эмоциональный интеллект помогает оценивать чужие переживания. Например, стюардесса должна направить настроение взволнованных пассажиров. Сначала она выражает нужные эмоции, а потом передает их другим.

У меня в офисе на стене висит магнитная доска. Утром я захожу, ставлю магнитик на тот квадрат, в котором сейчас нахожусь. То же самое делают остальные сотрудники. Зачем? Эту доску мы завели после одного инцидента. У меня есть привычка утром выпить с коллегами чашку кофе. Но однажды у меня случилась срочная работа. Я вошла в офис и отправилась с серьезным лицом в свой кабинет. Коллеги решили, что я сержусь на них. Когда все прояснилось, мы повесили доску, чтобы впредь недопонимание не возникало. Если игнорировать чувства других, потеряете сотрудников, а текучесть кадров увеличится.

Эмоции на работе: как грамотно их применить

Учит получать максимум из каждой эмоции. Все чувства равнозначны по своей важности, но иногда настроение не соответствует той задаче, которую предстоит решить. Необходимо уметь жить и эффективно работать в различных эмоциях каждого из четырех квадратов.

В Италии государство законодательно обязало работодателей вести замеры уровня стресса. Каждые два года работодатель собирает опросники, чтобы определить уровень стресса, которому подвергаются сотрудники. К нам обратились работники одного предприятия. Они переживали, что руководство компании их не уважает, не ценит. За год, ориентируясь на карту эмоций, мы запустили ряд программ. Оплатил их работодатель. Вот что мы сделали.

  1. Изменили подход к расписанию работы.
  2. Пересмотрели содержание контракта с работодателем, сделали его более мягким.
  3. Пересмотрели критерии премирования, сделали денежные выплаты прозрачнее.
  4. Внедрили интернет-форум для прямого общения между сотрудниками.
  5. Организовали спортивные соревнования.
  6. Открыли театральный кружок.

В итоге эффективность работы предприятия повысилась на 30%, а индекс удовлетворенности сотрудников вырос в разы.

Техника «Укрощение дракона»

Елена Хлевная, управляющий партнер компании «Международный центр «КТК»

Эта техника полезна, когда нужно укротить сильную эмоцию и перевести себя в состояние рационального мышления.

1. Определите, какую эмоцию вы испытываете, и назовите ее.

2. Осознайте, насколько она сильна по шкале от 1 до 10 баллов. Интенсивность эмоции автоматически снижается после фиксации.

3. Отследите дыхание. Можно про себя проговаривать слова «вдох», «выдох». Работая с дыханием, Вы соединяете его с мышлением и укрепляете управление данной эмоцией.

4. Осознайте положение тела в пространстве. Вы сидите, стоите, идете? Почувствуйте свое тело. Подвигайте руками и ногами. Связка с телом поможет не поддаваться слишком сильной эмоции.

5. Посмотрите вокруг, отметьте все, что вы видите. Важно быть внимательным и учитывать все нюансы. Это поможет переключиться с внутренних переживаний на внешний мир.

6. Снова оцените эмоцию в баллах. Добавьте дополнительные вопросы, например: как эмоция выглядит, где находится, какого она размера, как проявляется.

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль