5 правил создания успешного бизнеса, о которых не знают другие

4798
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Романенко Андрей
Сооснователь компании QIWI, Генеральный Директор и основатель компании «Эвотор», Москва
  • Почему успешные проекты начинаются с чистой случайности
  • Как понять, что идея, которую считают неудачной, на самом деле рабочая
  • Какие продукты будут востребованы на рынке в этом году

Человек с мышлением предпринимателя находит возможности для бизнеса там, где другие видят только сложности и недостатки. Мозг быстро выстраивает рабочую модель, и остается лишь найти способ ее реализации. При поиске идей и создании нового бизнес-проекта я руководствуюсь пятью правилами.

Правило 1. Не бояться быть первооткрывателем

Группа QIWI началась со случайности. Семнадцать лет назад я продавал пластиковые тазики и пакеты – ничего серьезного. Мне позвонил знакомый, который в то время работал в компании – операторе мобильной связи, и спросил: «Мы сделали карточки для оплаты интернета, не знаешь, как и где их можно продать?» Я повесил объявление о продаже на одном из сайтов. Минут через десять позвонил Евгений с Савеловского вокзала и сказал: «У меня салон связи, хочу 1000 карт». Я купил первые карты за 5 тыс. долл. США в офисе мобильного оператора, отвез Евгению, заработал на дистрибуции 500 долл. США и понял: здесь бизнес есть. Так появилась компания «Магазин пластиковых карт», продававшая два КамАЗа интернет-карт в день и занимавшая, оценочно, 60–70% рынка.

В 2003 году французский производитель терминалов оплаты Ingenico, компания с 40-летней историей, предложил технологию оплаты связи по пин-коду на чеке через POS-терминал. Я сказал: «Неудобно. Сделайте так, чтобы можно было подойти к продавцу и сказать: номер телефона такой-то, 100 руб.». В итоге они прислали счет на 7 млн евро с этап-процессинга. Исходя из суммы счета выходило 5 тыс. долл. США в неделю за работу программиста – безумные деньги. Один из моих сотрудников пять лет занимался «1С», но ничего не понимал в платежах. Я сказал ему: «Иди и разберись, что такое нагрузочные системы, а я пойду договариваться с операторами». В феврале 2004 года мы запустились.

Думаете, это был успех? Оказалось, русский человек не горит желанием называть кому-то свой номер телефона, ведь тогда он будет известен, ему легче ввести номер самостоятельно. Поэтому через год у нас появилась идея самообслуживания, по которой сейчас живет этот бизнес. Мы разработали схему, закупили комплектующие, заказали на заводе первые 100 терминалов. Разместили объявление на профессиональном портале для производителей терминалов самообслуживания и разработчиков платежных систем kiosks.ru. За 26 часов все терминалы были проданы.

Совет. Случайности не случайны. В моей практике было много незапланированных событий и неожиданных идей, которые потом получили продолжение. Лучше сделать и пожалеть, чем жалеть, что не попробовал.

Правило 2. Целиться на масштабные проекты

Пару лет назад малый и средний бизнес стали переходить на онлайн-кассы. Я сразу понял, что эту нишу ожидает большое будущее, учитывая стратегию государства по переходу на безналичный расчет и общий уровень цифровизации в стране. В Сбербанке уже функционировал совместный с ФНС сервис онлайн-чеков – приложение «Сбербанк. Онлайн». А производитель кассовых решений «АТОЛ» запустил прародителя смарт-терминала «Эвотор». В начале 2016 года мы договорились со Сбербанком и фирмой «АТОЛ» о создании компании, а в июне объявили о начале работ.

Вместе с ФНС определили требования к онлайн-кассам, к их начинке. Сам аппарат разрабатывали при участии специалиста налоговой службы. Уже через четыре месяца мы выпустили «умную кассу». Цель – продать 500 тыс. устройств.

Совет. При рождении бизнес-идеи способ ее реализации появляется сам собой. Нужно почувствовать: время проекта пришло. Присматривайтесь к рынку, обрастайте связями, работайте и смотрите вперед.

правила успешного бизнеса

Правило 3. Мыслить как предприниматель

В инвесторской и управленческой деятельности я руководствуюсь принципом – «мысли как предприниматель». Этому учу и своих подчиненных. Вот ключевые правила ведения успешного бизнеса.

  1. С конкурентами: лучше объединиться. Бежать вместе быстрее.
  2. С партнерами: относитесь к ним так же, как хотите, чтобы они отнеслись к Вам. Не предлагайте им условия, которые были бы не интересны Вам. Сэкономит время и сохранит взаимное уважение.
  3. С наемными работниками: будьте честны и заражайте идеей. Нематериальная мотивация значит намного больше материальной. Команда должна верить в результат больше Вас.
  4. С клиентами: предлагайте только востребованные сервисы. Навязать сервис невозможно, Вы просто попусту потратите время и средства на его разработку.
  5. С самим собой: не бойтесь брать ответственность; слушайте и умейте слышать; мыслите результатом, а не процессом; учитесь непрерывно; помните, что в одиночку добиться успеха невозможно.

Совет. Никогда не расстраивайтесь из-за ошибок – забывайте их как страшный сон. Ошибаются абсолютно все – это делает нас сильнее.

Правило 4. Знать тенденции наперед

Ко мне каждый месяц приходит на рассмотрение 100 проектов. Задача – найти хотя бы один, который заслуживает внимания. Лучшие идеи стартапа последних времен – это копии тех, что есть в Европе и Америке. Социальная сеть «ВКонтакте» до сих пор напоминает Facebook, зато стоит миллиарды. У меня есть проект под названием Qlean. Простая идея, копия американских и европейских аналогов, – платформенное решение по уборке квартир. Проект в 2016 году привлек 250 млн руб. Сегодня ежедневно выполняется по 700 уборок.

В ближайшие полгода-год появится что-то революционное. Скорее всего, платформенные решения, аналогичные нашему магазину приложений либо маркетплейсам Apple или Google. Сейчас я смотрю на две прорывные идеи в области уберизации и платформизации. Все, что строится вокруг этих вещей, дешево и востребовано потребителем.

Совет. Если придумываете новый проект, помните: будущее за мобильными системами. Обратите внимание на «подписочные модели». По ним можно продавать товары и услуги, которые человек потребляет еженедельно или ежемесячно. Например, подписка на набор готовых ингредиентов для приготовления ужина.

Правило 5. Непрерывно развиваться

Для основателей и инвесторов самое сложное – понять, что чемодан без ручки надо вовремя бросить. Не тратить время, а идти дальше. Я не сторонник изобретений ради изобретений, навязанных клиенту сервисов и продуктов.

Я постоянно слежу за новостями и трендами, новыми технологиями, стараюсь не пропускать ни одной интересной разработки. Находясь в центре бизнес-сообщества, интуитивно отсортировываешь удачные решения, генерируешь идеи, ищешь новые партнерства. Каждый год перед своим днем рождения в августе ставлю перед собой цели на год. Проект «Эвотор» был среди моих бизнес-целей в августе 2015 года.

Совет. Посещайте конференции, форумы, выставки, знакомьтесь с людьми, следите за ними в социальных сетях, общайтесь. Не сидите на одном месте, развивайтесь, получайте дополнительное образование. Пробуйте что-то новое, выходите из зоны комфорта.

5 правил создания успешного бизнеса, о которых не знают другие

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль