Изменения в компании: формула эффективного управления сопротивлением персонала

699
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Богданов Алексей
Совладелец часового завода «Ника», Москва

Почему изменения в компаниях не приживаются? Одна из причин – менеджеры не знают, как готовить сотрудников к переменам. Вот уже четыре года все нововведения мы внедряем по одной и той же формуле изменений.

Суть нашей формулы изменений в компании

Сотрудники будут готовы на изменения в компании, если вы сможете одновременно соблюсти три условия.

  1. Работники не должны быть удовлетворены текущим положением дел. Если человека устраивает его зарплата, график работы и перспектива карьерного роста – он ничего не захочет менять.
  2. Коллектив должен отчетливо представлять результат будущих изменений в компании. Пока сотрудник не поймет, ради чего должен отказаться от текущих благ, он не согласится на перемены.
  3. Первые шаги к изменениям должны быть понятны, просты и очевидны для персонала компании.

Изменения в компании: формула эффективного управления сопротивлением персонала

Условия эффективного применения формулы изменений в компании

Суммарный эмоциональный фон от этих трех условий должен быть выше, чем коэффициент сопротивления сотрудников. Под этим коэффициентом понимается внутренняя способность человека принимать изменения. Он может быть высоким, средним или низким. Эту типологию можно распространить на целые отделы.

Например, у бухгалтерии традиционно высокий коэффициент сопротивления персонала изменениям в компании, у отдела продаж – наоборот. Когда вы внедряете изменения, обращайте внимание на коэффициент сопротивления тех сотрудников компании, работа которых будет подвергнута изменениям. От этого будет зависеть, на какую из трех составляющих формулы делать упор. Иными словами, для каждого отдела приоритетным будет лишь один компонент, однако остальные также нужны для успеха.

Пример 1. Вам нужно внедрить новое программное обеспечение в бухгалтерии. Чтобы убедить коллектив с высоким коэффициентом сопротивления изменениям, нужно сначала спровоцировать недовольство текущим положением дел. Для этого объясните, почему работникам больше нельзя вести документооборот так, как раньше. Поясните, что другие подразделения недовольны работой бухгалтерии, подрядчики прислали восемь жалоб за неделю и т. д. И только потом расскажите, сколько времени коллектив будет экономить и что нужно сделать, чтобы освоить новое программное обеспечение.

Пример 2. Вам нужно увеличить план отдела продаж на следующий год на 15%. У отдела продаж низкий коэффициент сопротивления изменениям, поэтому покажите его сотрудникам образ яркого и притягательного будущего. К примеру, расскажите, какие преференции получат продавцы: рост премий, свободный график, новый офис. Поясните, почему нельзя оставаться на прежнем уровне выручки: компания не может повысить зарплаты сотрудников без увеличения оборота. Затем наметьте конкретные шаги на пути к росту – например, запланировать 30 встреч с потенциальными покупателями в ближайшую неделю.

Пример внедрения изменений в компании по этой формуле

Раньше заявки на платежи сотрудники подавали на бумаге, финансовый контролер визировал их, затем оператор заносил заявку в базу, и только потом она попадала на оплату. Приоритет исполнения определялся не целесообразностью, а степенью настойчивости инициатора заявки. Это приводило к ситуациям, когда зарезервированный для нас товар отдавали другому покупателю из-за несвоевременной оплаты. Тогда мы внедрили электронную систему регистрации заявок на платежи, которая бы автоматизировала бюджет. Сотрудники без энтузиазма отнеслись к новации, неохотно осваивали систему, делали много ошибок. Мы применили формулу.

  1. Первый этап. Сформировали у сотрудников недовольство текущим положением дел. Для этого привели примеры, когда из-за несвоевременной оплаты возникала угроза остановки предприятия или срыва сроков выполнения проектов.
  2. Второй этап. Руководители объяснили, что на выходе все получат отлаженную работу с бюджетом, а сотрудникам больше не придется краснеть перед подрядчиками и каждый день обещать им, что оплата вот-вот пройдет.
  3. Третий этап. Разработали в собственном корпоративном университете обучающую программу для сотрудников по освоению новой системы

В данном случае сопротивление коллектива изменениям в компании было равномерным по всем отделам, поэтому мы не выделяли приоритетное условие, а сделали одинаковый акцент на всех трех компонентах. Отдельным группам сотрудников с низким коэффициентом сопротивления руководители намеренно уделяли больше времени, чем остальным.

Благодаря этому методу мы внедрили систему электронного финансового документооборота во всех подразделениях завода всего за 102 календарных дня.

Изменения в компании: формула эффективного управления сопротивлением персонала

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"

    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Доставка новостей@

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль