Конфликт с собственником: 4 проблемы, к которым директору надо быть готовым

3541
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Жамков Сергей
Генеральный Директор компании EVENTmarket, Саратов

Генеральный Директор, выходя на работу в новую компанию, может и не подозревать, что ее собственник окажется настоящим параноиком. Мне не повезло. Вдобавок ко всему я сделал все возможные ошибки во взаимодействии с таким человеком. Это нанесло серьезный ущерб моей репутации, привело к долгам перед клиентами, партнерами, сотрудниками и прочим неприятностям. Зато теперь я знаю, как себя вести, чтобы избежать проблем. Разберем несколько ситуаций, с которыми вы, скорее всего, встретитесь, если собственник компании склонен к нездоровой подозрительности.

Ситуация №1. «Ты же мне друг»

Нередко между директором и собственником складываются дружеские отношения, особенно когда они часто и подолгу общаются. Или же у директора есть небольшая доля в общем бизнесе, как было в моем случае. На волне дружеских отношений собственник может подойти к директору и «вынуть деньги из кассы»: случилось ЧП, срочно нужны средства на личную покупку. Директор выдает деньги без какого-либо подтверждения передачи, ведь он же доверяет начальству. Это огромная ошибка.

Когда на собственника внезапно найдет приступ паранойи, вам как директору придется объяснять, куда пошли эти деньги. У меня часто возникали ситуации, когда собственник забирал последние деньги из кассы, даже те, которые были необходимы для работы с клиентами: нужно оказать услугу, а бюджета нет. Приходилось выкручиваться, чтобы выполнить обязательства и обещания, брать кредиты, перезанимать, одалживаться у клиентов компании. Из поступлений от новых клиентов я оплачивал долги предыдущим. А бюджет для новых клиентов формировал из будущих поступлений и т. д.

Такой круговорот и «дружеское вынимание денег из кассы» приводили к постоянному росту невыполненных обязательств, долгов и к текучести кадров. Ведь зарплату тоже приходилось задерживать, что не понравится никаким сотрудникам. Собственник, услышав о том, что средства передавались ему на такие-то расходы, просто говорил: «не помню», «где отчет?», «где подтверждение?» Попытки прекратить «вынимание денег из кассы» только укрепляли его подозрительность.

Переводите деньги владельцу на личную карту. Тогда каждую операцию можно подтвердить документально. В крайнем случае, выдавайте деньги по внутреннему расходному кассовому ордеру с обязательной подписью собственника. Дружба дружбой, но в ваших финансовых документах должен быть полный порядок. Иначе в момент расставания собственник предъявит вам счет задним числом и будет манипулировать вами, используя якобы имеющуюся задолженность. Если «вынимание денег из кассы» происходит систематически и наносит ущерб бизнесу, избавляйтесь от такого партнера. Или просто увольняйтесь, если вы не связаны партнерскими узами.

Конфликт с собственником: 4 проблемы, к которым директору надо быть готовым

Ситуация №2. «Сделай то, не знаю что»

На дружеской волне в процессе работы у вас с собственником появится множество устных – под предлогом доверия, а потому без лишней бюрократии – договоренностей. О доле в бизнесе или в отдельных проектах, о приобретении имущества, о планах компании, об отпуске. В один момент все эти устные договоренности могут просто испариться. Дело в том, что собственники не всегда активно проявляют свою паранойю. На начальных этапах вашей работы это не так заметно. Лишь позже вы почувствуете, что на самом деле владелец бизнеса не доверяет вам на 100%.

Излишне недоверчивый собственник часто использует абстрактные формулировки. В невыгодной для него ситуации он скажет: «я не это имел в виду, поэтому виноват ты». В моем случае была договоренность о доле в бизнесе. В какой-то момент я узнал, что моя доля распространяется уже не на доходы от всего бизнеса, а только на отдельные проекты. По мнению владельца, я неправильно его понял при распределении долей.

Другой пример: я договорился с владельцем компании о совместном приобретении дорогого автомобиля. Мы часто проводили деловые встречи, и престижная машина – это необходимый атрибут, который демонстрировал бы потенциальным клиентам состоятельность нашего бизнеса. Автомобиль приобретался, содержался, ремонтировался и заправлялся на наши общие деньги. Но изначально он был оформлен на собственника и поэтому после расставания, естественно, остался у него.

Однажды на планерке обсудили планы по продажам, найму нового персонала, а также систему расчета его заработной платы. Я, как директор, набрал сотрудников, пообещал им высокие оклады. Они проработали месяц. А в конце месяца собственник сообщил, что на планерке подразумевалось, что оклад выплачивается только при выполнении плана. Люди уволились. В итоге для сотрудников я оказался негодяем, а для собственника – неэффективным руководителем.

Никаких устных договоренностей! Все нужно фиксировать на бумаге, в идеале юридически грамотно оформлять и заверять у нотариуса. Тогда в случае расставания или конфликта оба совладельца смогут предъявить права на пользование совместным имуществом. Максимально конкретизируйте обсуждение рабочих моментов, задавайте как можно больше уточняющих вопросов: «Как именно?», «Что именно?», «Сколько конкретно?», «В каких случаях этого не произойдет?», «А что будем делать в этом случае?» и т. д. Чем детальнее вы обсудите все спорные моменты, тем проще вам будет разрулить ситуацию в случае возникновения конфликта. Фиксируйте обсуждение в протоколе, просите собственника его подписать.

Ситуация №3. «Никаких секретов!» 

Опасливый собственник будет постоянно манипулировать вами под предлогом «ты мне доверяешь?». Потворствуя своим страхам, он потребует полной открытости, прозрачности в информационном поле организации вплоть до личной жизни. В моем случае собственник требовал от всех сотрудников, в том числе от меня, доступ к их аккаунтам в соцсетях под предлогом, что они нужны для продвижения компании. А потом переписывался с недовольными клиентами, пытаясь оправдать самого себя, например, за некачественно оказанную услугу. Со мной прекратили общаться немало предпринимателей, зато репутация владельца бизнеса осталась незапятнанной.

Разделяйте личное и рабочее. Определите для себя, на какие шаги вы готовы пойти, а на какие – нет, поставьте жесткие рамки. Не переступайте их ни под дружеским предлогом, ни по объективным причинам. У вас должен быть свод принципов, которыми вы не поступитесь ни при каких обстоятельствах.

Ситуация №4. «Что-то ты не договариваешь» 

Любой владелец бизнеса требует у наемного руководителя отчеты о доходах и расходах компании, это нормально. Но если вас вечно в чем-то подозревают, то в какой-то момент ранее утвержденная форма отчетов окажется недостаточной. С вас начнут требовать более строгой и подробной отчетности по прошлым операциям и расходам, чтобы лишний раз проверить вашу честность. Естественно, что требования показать «строгую» отчетность задним числом вы удовлетворить не сможете. Следовательно, это еще один повод, чтобы манипулировать вами.

Разработайте и утвердите такую форму отчетности, при которой вы сможете подтвердить каждую операцию банковским платежом либо расходным ордером с подписью собственника. Если вы не только директор, но и партнер по бизнесу, потребуйте такой же строгой отчетности и от собственника. В противном случае вы можете оказаться виновным в нецелевом расходовании каких-либо средств.

Список ситуаций, которые могут возникнуть у вас в отношениях с недоверчивым собственником, далеко не исчерпывающий. Лично я, опираясь на свой опыт, пришел к выводу, что при появлении первых признаков паранойи у партнера или собственника с ним нужно расставаться как можно быстрее.

Конфликт с собственником: 4 проблемы, к которым директору надо быть готовым

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль