Работник манипулирует своим руководителем: как противостоять

4624
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Четыре примера, как противостоять, если работник манипулирует своим руководителем; уловки, на которые идут работники, чтобы увильнуть от выполнения работы или снять с себя ответственность перед руководителем

Эффект бутерброда и еще три примера, как работники манипулируют своими директорами

Пример 1. Эффект бутерброда

Сотрудник одной региональной логистической компании прикрывал негатив – проблему или просьбу – позитивом: хорошими личными или профессиональными новостями. И подавал своему начальнику этот импровизированный «бутерброд».

Например, при встрече менеджер радостно отчитывался о заключении юбилейного, тридцатого контракта с крупным клиентом. После поздравлений руководителя он как бы невзначай добавлял, что не успевает вовремя сдать отчет. А затем торжественно обещал, что перевыполнит план в текущем месяце. Руководитель просто не акцентировал внимания на проблемах: ведь беседа всегда начиналась и заканчивалась на позитивной ноте.

Как руководителю перестать поддаваться манипуляциям работника

На чистую воду сотрудника вывел директор по персоналу, который оказался случайным свидетелем такого разговора. HR-менеджер рассказал своему руководителю о манипуляции со стороны работника. А затем научил, как ей противостоять.

Теперь все сотрудники отчитываются перед руководителем в письменном виде. Причем отдельно по каждой выполненной задаче, а не по всем разом.

работник манипулирует свои руководителем

Пример 2. Однобокая информация

Руководители отделов подмосковной группы компаний пользовались повышенной занятостью директора. Топ-менеджер мог сознательно обрисовать директору только одну сторону проблемы, чтобы добиться выгодного для себя решения. У директора просто не было времени, чтобы разобраться во всех деталях.

Со временем это свелось к тому, что менеджеры начали соревноваться, кто первый исказит информацию, чтобы получить нужное решение сверху. А если подразделения не справлялись с задачами, руководители пытались снять с себя ответственность, переложив вину на коллег. Конфликты нарастали, директор уже не мог самостоятельно определить виновников и причины происходящего, развитие компании остановилось.

Как директор перестал поддаваться манипуляции

Для решения проблемы управленец сначала пригласил бизнес-тренера и директивно обязал менеджеров пройти вместе с ним тренинг по распознаванию лжи и манипуляций. На отработку полученных навыков у руководителей ушел год.

А затем директор придумал такую схему взаимодействия с руководителями, которая минимизировала возможность манипуляции. Он начал использовать корпоративный чат для общения с руководителями отделов по общим вопросам. Таким образом, топ-менеджеры больше не могли искажать информацию в обход коллег.

работник манипулирует свои руководителем

Пример 3. «Шеф, у нас проблемы»

Сотрудники регионального складского комплекса пользовались неопытностью молодого директора и регулярно перекладывали на него ответственность за свою работу. Они врывались в кабинет руководителя, начинали быстро говорить и жестикулировать, создавая иллюзию неотложных проблем.

Директор каждый раз бросался «тушить пожары», оставляя свои дела на потом. Через некоторое время он обнаружил, что тратит большую часть рабочего дня на решение чужих проблем, а не своих управленческих задач.

Как руководителю перестать поддаваться манипуляциям работника

Руководитель ввел правило: перед тем как зайти к нему в кабинет с вопросом, сотрудник должен сам найти три альтернативных варианта ответа. Если у забежавшего работника не было своего решения, директор предлагал ему выйти, подумать и зайти вновь. Через месяц «пожары» сошли на нет.

Пример 4. «Вы без меня не справитесь»

В 2014 году московская торговая компания переманила к себе талантливого белорусского программиста, предложив ему зарплату выше рыночной. Сотрудник в одиночку разработал и поддерживал сайт компании.

Когда курс рубля упал, программист пересчитал свою зарплату в долларовом эквиваленте и понял, что оплата его труда значительно снизилась. На следующий день сотрудник не вышел на работу и потребовал у директора компенсировать снижение своего дохода. Заменить забастовщика в компании было некем. Руководству пришлось пойти на уступки.

работник манипулирует руководителем

Как руководителю перестать поддаваться манипуляциям работника

Чтобы устранить риск дальнейшего шантажа и манипуляций, директор пошел на хитрость: предложил программисту новый проект – разработать сайт для дочерней структуры на базе действующего. Работы предстояло много, поэтому программисту дали помощника. Специалист взялся за проект и параллельно обучил всем нюансам своей работы коллегу. Директор дождался того момента, когда помощник научился самостоятельно решать текущие задачи, связанные с администрированием сайта, и уволил шантажиста.

Как действовать руководителю, когда работники манипулируют, выпрашивая отпуск вне графика

Анна Самойленко, Бизнес-тренер, Нижний Новгород

Психологи говорят, что эффективное противодействие манипуляциям сотрудников, главным образом, заключается в умении руководителя отделять аргументы от эмоций. Рассмотрим на примере, как руководителю противостоять манипуляциям своего работника, который просит отпуск вне графика.

Чтобы не принять за манипуляцию то, что на самом деле ею не является, выслушайте сотрудника, а лучше попросите написать его доводы в письменном виде и прочитайте с листа. Таким образом, вы снизите свой эмоциональный накал от сообщения, и разговор перейдет в конструктивное русло. Противодействие манипуляциям со стороны работника может включать в себя и другие приёмы. 

3 совета руководителю, как противостоять, когда работники манипулируют

работник манипулирует своим руководителем

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль