Автоматизация зоомагазина: лучшие практические советы

538
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Саенко Анатолий
Директор компании «Мадагаскар», Уссурийск

С нашего первого шага к автоматизации зоомагазина прошло два года. На сегодня завели в систему половину магазинов сети. Расскажу о процессе автоматизации с точки зрения руководителя. Надеюсь, мой опыт поможет директорам, которые колеблются между «оставить все как есть» и «я хочу большего и могу этого добиться».

Бумажная рутина, звонки и постоянное исправление ошибок отнимают уйму времени, погружают в мелкие процессы, замыливают глаза и не позволяют видеть картину целиком. Результат: пробуксовка бизнеса либо крайне медленное развитие. Автоматизация же позволяет сделать качественный рывок.

Чего не надо бояться

Избавьтесь от страхов и неуверенности, которые вы наверняка связываете со словами «автоматизация процессов». Работа в новых условиях не станет боем терминаторов на литейном заводе. Вы по-прежнему будете вовлечены в работу на каждом этапе производства, продаж, отчетности и логистики. А вот время на сбор нужной информации сократится до нажатия пары клавиш. Даже если для вас Word и Excel – сложные программы, не бойтесь не справиться. Я лично прошел путь от «негорящих» рукописей до комплекса автоматизации. И хотя уровень пользования компьютером у некоторых сотрудников компании был, что называется, «мне уже поздно меняться», проблем в освоении системы ни у кого не возникло.

Зачем зоомагазину автоматизация

В торговле и на производстве есть факторы, которые подталкивают к автоматизации лучше, чем лишние килограммы – к фитнес-центру.

  1. Необходимость расчета чистой прибыли, которую приносит бизнес. Сколько бы ни было наличных денег, вручную рентабельность вы никогда не оцените. Приведу пример: после автоматизации одного из наших маленьких магазинов с неплохой выручкой стало видно, что его рентабельность составляет всего 24%, тогда как в других магазинах – 35%. Стали мотивировать сотрудников на продажу более маржинальных товаров.
  2. Исключение человеческого фактора. Простейший пример: бумажная ревизия. Раньше пересчет делали устно: называли цену и количество. Через два часа язык заплетается, возникают ошибки, вывести сумму с первого раза невозможно. Сейчас распечатываем задание на пересчет с перечнем товара.
  3. Возможность анализировать любой рабочий процесс. Чтобы сделать ставку, нужно знать, какие карты на руках. Автоматизация позволяет сформировать любой отчет: продажи конкретной продукции за конкретный период, статистику чеков, движения товара, остатки склада, дебиторскую задолженность, другие финансовые показатели. Как в приведенном выше примере с рентабельностью: сформировали отчет по валовой прибыли, нашли уязвимое место и решили проблему.
  4. Получение точных данных для прогнозирования. То, что раньше было «примерно», «около» и «когда-то», превращается в точные цифры и оперативную информацию. Это повышает прозрачность бизнеса.
  5. Здоровье. Генеральные Директора, к сожалению, не супермены. Физическое истощение и эмоциональное выгорание руководителей – не пустые слова. Мы должны больше времени уделять родным и близким. И доверить машине то, что она может и должна делать.

автоматизация зоомагазина

Этапы автоматизации зоомагазина: что важно знать

Не думайте, что, установив за пару часов оборудование и программу, вы сразу же измените жизнь. Все начинается с того, что вам устанавливают клиент-программы. В нашем случае это была «1С:Управление торговлей» на основном складе, с которого товар поступает на все точки.

Выбор программы был обусловлен широкими возможностями на каждом этапе торговли и дальнейшей синхронизацией с клиентами «1С:Розница», которую мы собирались установить в каждом магазине. Затем мастер проводит краткий экскурс по возможностям системы и отвечает на вопросы. А дальше вы остаетесь один на один со своими мыслями и парой исписанных в спешке листов, которые невозможно разобрать. Вот какие действия помогут безболезненно автоматизировать работу.

Первый шаг: создание базы данных

Включите в базу данных номенклатуру (названия товаров), структуру предприятия (склады, магазины, виды цен), сведения о контрагентах (поставщиках и покупателях). Скопируйте базу на внешний носитель и храните на случай непредвиденных сбоев.

Второй шаг: отработка базовых операций

Мы отрабатывали поступление, перемещение, реализацию, списание и оприходование товара. Простые действия, не требующие каких-либо знаний бухгалтерии. Обычная внимательность поможет здесь больше, чем диплом экономиста. Лучший совет по работе с программами «1С» – поставьте запрет на изменение документов за прошедший период. Большинство документов связаны между собой, и любое изменение – это как снежный ком, перерастающий в лавину. Необдуманная корректировка приведет к неправильному отражению данных, остатков, финансового результата.

И если вы обнаружите ошибку спустя месяц, то при активном товарообороте выяснить ее причину будет очень сложно. Лучше сделать три новых документа, чем исправить оригинал и потом об этом пожалеть. Через год работы нам пришлось переносить базу на чистый клиент, чтобы избавиться от накопившихся ошибок. Урок был усвоен.

Третий шаг: перенос реальных остатков в программу

На этом этапе понадобятся бумажные фактуры с закупочными ценами.

Четвертый шаг: создание видов цен

Видов цен может быть сколько угодно. Самые распространенные: закупочная, розничная и оптовая. Вариантов их настройки много, но обычно все равно не хватает, и приходится подходить к формулам творчески.

Пятый шаг: создание шаблонов

Например, шаблонов ценников, других необходимых для работы документов. Мы изменили пару накладных, чтобы в них отображалась нужная информация, и сразу стало удобнее.

Выполнив эти основные шаги, можно смело начинать работать. Советую «прогнать» со специалистом, который устанавливает автоматизированную систему, весь цикл: от создания номенклатуры до закрытия финансового месяца. Не бойтесь задавать вопросы. Это лучше, чем проводить какие-то фактуры или расходные ордера через полгода, потому что Вы не знали, что это надо было делать, а программа не спрашивала.

Почему первые месяцы будет сложно

Освоив все складские операции и прикинув свои силы, мы решились на большой проект – открытие зоомаркета площадью 200 кв. м. Сразу получили массу проблем по настройке. В день открытия тоже были испытания: что-то не проходит на кассе, нет штрихкода, нет цены, продается товар, которого нет на остатке. Помню, тогда подумал: «Автоматизация – зло!» Но успокоившись, понял: проблема только в нашей невнимательности.

Первая причина: техническая

Первый месяц нужно вылавливать ошибки. Мне пришлось вернуться с отдыха на море, потому что на кассе не печатались чеки, и все это время продавцы записывали проданный товар в тетрадь. Когда проблему решили, мы с продавцами до 12 часов ночи пробивали товар на кассе по бумажным записям.

В другой раз из-за отключения света сбились настройки, и программа не увидела подключенное оборудование. Пока я общался с техподдержкой, сотрудники записывали проданный товар в тетрадях.

В первый месяц каждые три дня я начинал разговор с техподдержкой фразой: «Андрей, у меня проблема». Почему не выгружается товар в весы? Почему не работает макет новой этикетки? Почему в чеке появились копейки, когда стоит округление до рубля? Почему акция не работает? Почему не идет синхронизация с базой? Почему после обновления я не могу создать номенклатуру? Почему не работают карты сотрудников?

Через год после установки «1С» я звонил за помощью, советом или с просьбой сделать изменение в программе не чаще одного раза в месяц. Теперь с возникающими все реже проблемами справляемся сами.

автоматизация зоомагазина

Вторая причина: человеческая

Люди боятся нового. Главное – объяснить сотрудникам преимущества перехода и наглядно все продемонстрировать. Вот что сделал я.

Сначала развеял миф, что кто-то справится с продажей «по старинке» быстрее, чем я за новой кассой. Затем перед открытием автоматизированного зоомагазина заставил продавцов отрабатывать все операции на кассе до тех пор, пока они не смогли устно рассказать весь процесс продажи.

Я моделировал ситуации, изображая «безумного покупателя»: приходил с тележкой, наполненной товаром; заставлял менять количество товара; закрывал штрихкоды, чтобы кассиры находили товар из расширенной базы; комбинировал оплату наличными и по карте, а потом говорил, что хочу вернуть половину.

Такая «игра» пришлась продавцам по душе, и каждая хотела поработать с «сумасшедшим». Остальные продавцы – из других смен – стажировались у моих учеников, а я только принимал «экзамен».

Совет: если вы боитесь, что необученный человек что-то испортит в программе, воспользуйтесь настройкой прав пользователей – оставьте минимальный набор операций, достаточных для работы.

Например, у нас кассиры могут только осуществлять продажи, делать возврат по чеку день в день и закрывать смену. В остальные разделы программы доступ для них закрыт. Выглядит это так: в начале рабочей смены при входе в программу сотрудник выбирает в окне пользователя из списка опцию «кассир» и вводит личный пароль.

Как упростилась работа зоомагазина после авторматизации 

Без автоматизации о многих проектах можно было только мечтать. Благодаря правильно организованному процессу с момента, как поставили программу «1С», средняя дневная выручка по сети выросла в 2016 году по сравнению с 2015-м на 180%. И это с учетом того, что мы пока автоматизировали только половину магазинов.

До автоматизации лучшим по продажам был зоомагазин площадью 110 кв. м. Сравним его с автоматизированными магазинами. Зоомаркет под управлением программы «1С» площадью 200 кв. м приносит на 300% больше прибыли, чем его «бумажный» коллега. А второй зоомаркет, открытый только в декабре 2016 года на площади 160 кв. м, приносит на 100% больше прибыли. Таким образом, магазины старого образца не могут сравниться с автоматизированными точками. Вот еще каких результатов мы добились.

  1. Открыли интернет-магазин и заняли еще одну нишу на рынке.
  2. Получили возможность участвовать в тендерах по закупкам.
  3. Уменьшили количество товара с истекшим сроком годности. Теперь видно, какой товар не продается в одном магазине долгое время, а в другом стабильно заказывается.
  4. Анализ валовой прибыли позволяет оценить силы для очередного проекта.

Автоматизация зоомагазина: лучшие практические советы

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль