Как настроить сотрудников на работу после праздников или отпуска

646
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Руководители московской компании заметили: во сколько бы сотрудники ни пришли на работу, не меньше часа уходит на «пробуждение», кофе, обмен новостями. Если же работник вышел на работу после праздников или из отпуска – и того больше. Как стимулировать людей сразу включаться в рабочий процесс? В компании пошли на хитрость. Рабочий день начинается в 10 утра, но с 9 до 10:00 сотрудникам готовят вкусные завтраки с блинами, мюсли и сладостями за счет компании. Людям дали возможность не только перекусить, но и пообщаться с коллегами, так что с началом трудового дня они сразу приступают к работе.

Два дня, чтобы настроиться на работу после праздников – нормальный срок, чтобы организм пришел в норму, сотрудник актуализировал мотивацию на работу и вошел в привычный ритм. Но вы можете ускорить этот процесс.

Две причины, почему сложно включиться в работу после праздников

Физиологическая. За праздники меняется режим сна, бодрствования, питания. Процессы торможения в мозгу превалируют над процессами возбуждения. Как результат: сонное состояние, голова работает медленнее, чем обычно, тяжелее сосредоточиться, сложнее быстро переключаться с задачи на задачу.

Это отражается на качестве работы после праздников: человек совершает много ошибок.

Мотивационная. Сотрудники начинают задаваться вопросами: «Зачем мне все это? Почему я этим занимаюсь? Мое ли это?»

По материалам Василия Ильина, практикующего психолога, автора и руководителя интернет-проектов ilyn.pro и propsiholog.ru

Чтобы помочь сотрудникам включиться в работу после праздников, позвольте им выплеснуть эмоции

Николай Новоселов, Директор и основатель компании ArtNauka, Москва

Примите два непреложных тезиса:

  • часть времени первого после праздников рабочего дня уйдет на обмен эмоциями внутри коллектива;
  • работа не будет настолько эффективной, как вам того хочется, – людям требуется время на включение в трудовой процесс.

В буферный после праздников период главная задача – не загнать обсуждение сотрудниками своего отдыха в курилки или во внутренние чаты. Иначе оно займет гораздо больше времени и внимания коллектива. Я действую так.

Даю сотрудникам выговориться. Через час после начала рабочего дня провожу совещание, на котором напоминаю рабочую повестку. К планерке прошу подготовиться «по всей форме»: просмотреть отчеты за предпраздничные дни, актуализировать планы или вспомнить удачные решения прошлых периодов. В течение этого часа сотрудники уже начинают делиться впечатлениями и фотографиями, смеяться и шутить. В этот естественный процесс лучше не вмешиваться, такой выброс позволяет «запереть» эмоции в начале дня и спокойно переходить к рабочим задачам. Начало планерки делаю легальным местом обмена эмоциями. В зависимости от продолжительности праздников даю сотрудникам возможность коротко, в общих чертах рассказать, как они провели время. Такая связка (час на подготовку плюс проговаривание на планерке) способствует тому, что люди гораздо быстрее включаются в работу по сравнению с тем, когда они обсуждают впечатления от праздников в кулуарах.

Помогаю работникам войти в рабочий ритм. Ставлю коллективные или личные задачи на короткий период времени.

  1. Групповые. Например, даю задание выстроить план работ и метрики по реализации проекта. А через два часа назначаю повторную летучку для обсуждения результатов.
  2. Личные. Некоторым сотрудникам выставляю по пять задач или показателей, которые они должны выполнить за неделю. Часть метрик проверяю в течение первого дня или в начале второго – не для контроля, а для получения обратной связи. После отпуска или праздников сотрудники могут неправильно рассчитать силы, что негативно скажется на их мотивации.

Вы можете поддерживать рабочий тонус у сотрудников не только после, но и во время праздников и даже во время их отпуска. Предложите людям в игровой манере использовать элементы партизанского маркетинга. Например, посещая местные магазины, они могут в фоновом режиме исследовать рынок для дистрибуции вашего продукта. Наша сотрудница сделала фотографию с логотипом компании на побережье Испании. Это стало интересным поводом для обсуждения в соцсетях, помогло улучшить HR-бренд и поднять командный дух.

Игра на опережение

Артем Денисов, Исполнительный директор компании Quadro Electric, Санкт-Петербург
Павел Смирнов, Руководитель отдела активных продаж компании Quadro Electric, Санкт-Петербург

Для предотвращения послеотпускной релаксации сотрудников на рабочем месте применяем план-перехват. Действуем таким образом. В последний предпраздничный день просим сотрудников составить список личных задач на первый рабочий день после каникул. Задач должно быть не менее десяти. Это могут быть как профессиональные цели, так бодрящая зарядка.

Первый рабочий день после праздников начинаем с летучки, на которой каждый зачитывает свой список, а в конце дня подводим итог, выясняя, кто был наиболее результативным. «Лидера эффективности» награждаем ценным призом. В результате первый рабочий день из капустника, на котором травят отпускные байки, превращается в полезный и активный трудовой марафон.

Расскажите, откуда берутся деньги

Людмила Богуш-Данд, Учредитель компании BogushTime, Киев

Большинство сотрудников радуются праздникам. Однако они не понимают, что каждый дополнительный выходной день приводит к недополученным доходам. Мой метод – обучение финансовой грамотности. Я объясняю коллективу, откуда в компании берутся деньги, в том числе на их зарплату.

Мои сотрудники понимают, что такое точка безубыточности, чем отличаются и как связаны выручка и чистая прибыль. Вы знаете, какие дни в году продавцы ненавидят больше всего? Ответ: предпраздничные, когда в магазин приходит огромное количество народа. Сотрудникам кажется, что они работают больше за те же деньги. И не понимают, что именно предпраздничные дни «кормят» магазин весь год. Минимальные финансовые знания меняют образ мыслей людей.

работа после праздников

Экспертное мнение

Василий Ильин, Практикующий психолог, автор и руководитель интернет-проектов ilyn.pro и propsiholog.ru, бизнес-тренер, Москва

Демонстрируйте положительный личный пример. Если вы выходите на работу после праздников выспавшимся, бодрым, нацеленным на достижения, то сотрудники, общаясь с вами, будут заряжаться от вас энергией и быстрее приходить в рабочее состояние. Ваш образ лидера неизбежно будет вдохновлять персонал. Есть и другие способы взбадривать сотрудников.

Тонизировать каждого сотрудника индивидуально. Вы, как руководитель, хорошо знаете коллектив: кто чем живет, у кого какая мотивация. Это позволит возвращать людей к работе не по общему шаблону, а индивидуально.

Одному сотруднику можно напомнить о стремлении к личной амбициозной цели. Другого заинтригуйте необычной задачей, с которой никто, кроме него, не справится. Третьему скажите, что от его работы зависит успех всего коллектива в этом месяце. Четвертому намекните на его «звездность»: «Ты же продаешь лучше всех, у меня нет продавца сильнее…» Кнопка «пуск» у каждого работника своя, Ваша задача – нажать после праздников на каждую.

Поделиться с сотрудниками впечатлением об их работе. Если вы видите, что показатели работы коллектива после праздников ухудшились, дайте подчиненным обратную связь.

  1. Спокойно расскажите сотрудникам о собственных наблюдениях, о конкретных фактах: «Я вижу, что уже второй день результативность отдела составляет всего 40% от нормы по обрабатываемым заказам».
  2. Покажите свое отношение к происходящему, объясните, к каким последствиям это может привести: «Я беспокоюсь, потому что мы можем отстать по норме прибыли и не закрыть квартал с нужным KPI».
  3. Вовлеките группу в диалог, узнайте о причинах возникших проблем. Задайте вопросы: «Коллеги, а почему так происходит? Что будем делать? Какие Ваши предложения? Как планируете исправить ситуацию?» Важно, чтобы люди начали думать и говорить. Внимательно выслушайте ответы сотрудников.
  4. Закончите встречу подведением итогов: «Итак, вот до чего мы с вами договорились. Иванов обзвонит клиентов, Сидоров проверит, Петров подготовит...» Такая поэтапная обратная связь повысит тонус коллектива после праздников, заставит людей думать, включит им мозги.

Провести стратегическую встречу. В некоторых компаниях руководители после длительных выходных проводят стратегические встречи с коллективом.

Сначала работники вспоминают и выписывают на флипчарт предпраздничные показатели и достижения. Потом проводят мозговой штурм, обсуждая, как можно улучшить эти показатели. В итоге люди не сразу приступают к работе, а сначала моделируют свои будущие действия, проговаривают их – это позволяет более энергично работать впоследствии.

Как настроить сотрудников на работу после праздников или отпуска

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль