Эффективная бизнес-стратегия: 5 признаков того, что вы развиваете бизнес правильно

2955
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Доктор Гарвардской школы бизнеса Ричард Румельт[i] распознает эффективные бизнес-стратегии всего по пяти критериям. Если есть хотя бы один пробел, компания обречена на финансовые трудности и поражение в конкурентной борьбе. Проверьте по методу профессора, насколько эффективна стратегия вашего бизнеса.

5 признаков того, что ваша стратегия развития бизнеса эффективна

Признак 1. Эффективная бизнес-стратегия отвечает на вопросы «Что?», «Зачем?» и «Как?»

Стратегия компании изложена на бумаге и содержит три пункта.

  1. Диагноз – главная проблема бизнеса, которую предстоит решить, – «Что?».
  2. Направляющая политика. Это общая стратегия эффективного развития бизнеса, без описания конкретных шагов, но с объяснением, для чего это нужно компании, – «Зачем?».
  3. План согласованных действий. Пошаговый перечень мер с указанием, каким образом будут распределяться финансы и материальные ресурсы и что предпримет компания в непредвиденных обстоятельствах, – «Как?».

эффективные бизнес стратегии

Признак 2. Эффективная бизнес-стратегия учитывает перемены на рынке

При стратегическом прогнозировании компании опираются на результаты прошлых событий: смену тенденций, социально-экономическую динамику, устоявшиеся процедуры и поведение других игроков.

Последний пункт особенно важен. Ричард Румельт не советует учитывать опыт компаний, которые действуют давно и стабильно. У гигантов отрасли раздутая структура, слишком большие расходы, инертный подход. Успех ведет к вялости организации и в итоге к упадку.

При прогнозировании берите в пример предприятия, которые агрессивно и успешно завоевывают рынок. Именно у них вы найдете тщательно проработанный набор мер, процедур и рабочих методик.

эффективные бизнес стратегии

Пример. Инертность корпораций играет на руку молодым компаниям, стремящимся в лидеры рынка. Часто успех одних – следствие бездействия или неумения других. Netflix, поставщик фильмов и сериалов на основе потокового мультимедиа, ловко обошел компанию-«мастодонта» Blockbuster, которая делала ставку исключительно на розничные продажи и не желала от них отказываться. За считанные годы Blockbuster уступила лидерские позиции, а затем и вовсе обанкротилась. Еще один пример – компания Microsoft, которая на ранних этапах разработки операционных систем для мобильных телефонов являлась лидером рынка, но медлила с усовершенствованием ПО.

В итоге выгодную нишу быстро заняли предприимчивые конкуренты: Apple и Google.

Признак 3. Стратегию эффективного развития бизнеса трудно или невозможно скопировать

Лучшее оружие против конкурентов – стратегия, построенная на непревзойденном качестве или уникальности товара. Такую оборонительную позицию можно сохранять очень долго – до тех пор, пока не произойдут серьезные структурные изменения в экономике или поведении потребителей.

эффективные бизнес стратегии

Пример. Американский производитель тяжелых грузовиков Paccar завоевал лидерство на рынке под девизом «Оставаться лучшими в своем деле». Компания установила на свои грузовики цены выше средних по отрасли, позиционируя товар как премиальный. Секрет в том, что затраты владельцев на эксплуатацию грузовиков минимальны. Двигатели экономично расходуют топливо, а внешний вид и удобство салона сравнимы с автомобилями Lexus. Компания потратила на свои разработки долгие годы и десятки миллионов долларов. Скопировать технологии без потери легендарного качества Paccar просто невозможно.

Компания не несла убытков с 1939 года, даже во время кризиса 2008–2009 годов.

Признак 4. Эффективная бизнес-стратегия опирается на конкурентное преимущество

Преимущество устойчиво, если Ваши конкуренты не могут продублировать ресурсы, лежащие в его основе. Ричард Румельт советует компаниям обзавестись «изолирующим механизмом» – юридически закрепленным правом использовать технологии. Это могут быть патенты, товарные марки, авторские права. «Изолирующий механизм» мешает конкурентам копировать Ваш продукт. Тем самым Вы повысите стоимость бизнеса.

эффективные бизнес стратегии

Пример. Бренды Apple (iPhone, iPad, iPad, Mac book и др.) защищены надежной репутацией компании и сотнями патентов на сами устройства, установленные операционные системы, приложения и услуги iTunes. Это дефицитные ресурсы, которые трудно воссоздать конкурентам при разумных затратах.

Признак 5. Эффективная бизнес-стратегия повышает спрос на продукцию компании

Этот пункт не работает без предыдущего. Повышение спроса увеличит долгосрочную прибыль, только если компания обладает дефицитными ресурсами, которые обеспечивают конкурентное преимущество.

эффективные бизнес стратегии

Пример. Сельскохозяйственная компания POM Wonderful в 1980-е годы выкупила 18 тыс. га ореховых садов. Среди миндальных и фисташковых деревьев было 120 акров гранатовых кустов.

Сначала руководство хотело засадить орешником и эти земли, но потом гранат решили оставить. В США этот плод практически не знали и не выращивали. Компании предстояло привить населению страны культуру потребления гранатов. POM Wonderful инициировала медицинские исследования, доказывавшие пользу гранатового сока для здоровья.

Результаты растиражировали в прессе. Попутно компания скупала дополнительные площади для выращивания гранатов. Спустя несколько лет плантации приносили львиную долю прибыли. Вплоть до 2000 года компания POM Wonderful фактически была монополистом отрасли.

Пять ошибок при разработке стратегии эффективного развития бизнеса

эффективные бизнес стратегии

Инженерно-технические просчеты. Старайтесь учесть все риски. Не забудьте проанализировать и описать пошагово, как будете действовать, например, в случае отказа дорогостоящего оборудования или возврата бракованной партии товара.

Дрейфующее заблуждение. Если в последнее время дела шли гладко, форс-мажоров не было, а прибыль стабильно росла, это еще не значит, что риски отсутствуют. Часто специалисты по оценке рисков основывают свои выводы на анализе колебаний рыночных цен в прошлом. В результате руководство принимает ошибочные решения.

К примеру, компания покупает акции, ликвидность которых 10 лет подряд была высокой, незадолго до их обесценивания.

Азарт. Эмоции резко увеличивают число рискованных и необдуманных решений. Рано или поздно одно из них обернется для компании серьезными потерями.

Стадное чувство. Людям свойственно предполагать, что кто-то знает больше них или лучше разбирается в ситуации. Работа с оглядкой на конкурентов и нерешительность приводят к тому, что все участники рынка начинают вести себя одинаково.

Робко действующая компания не сможет совершить прорыв и не получит конкурентных преимуществ.

Взгляд на проблему изнутри. Обратная сторона предыдущей ошибки, когда руководитель считает, что его организация – «совсем другой случай», и принимает решения, ориентируясь лишь на собственное чутье и чрезмерные амбиции, не учитывая при этом объективных данных.

Например, открывает дорогой ресторан в спальном районе, в окружении дешевых закусочных, считая, что переманит клиентов других заведений, ведь у них нет такого «замечательного шеф-повара из Италии».

[i] Ричард Румельт. Хорошая стратегия, плохая стратегия. В чем отличие и почему это важно. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 448 с.

Эффективная бизнес-стратегия: 5 признаков того, что вы развиваете бизнес правильно

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль