Атака клонов: как защитить свой бренд от подделок

105
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Алексеева Инна
Генеральный Директор агентства PR Partner, Москва
  • Зачем регистрировать товарный знак своей компании
  • Что делать, если компанию с таким же название открыли без вашего ведома
  • Как собрать доказательства правонарушения, если ваш бренд подделали

Законодательство предусматривает возможности правомерного использования чужого товарного знака. Например, вы можете использовать франчайзинг или получить согласие на регистрацию сходного товарного знака, обратившись к правообладателю с письменным запросом. Однако недобросовестные предприниматели предпочитают действовать в обход законных способов.

Как крадут ваш товарный знак: две истории из практики

Со мною случаи кражи товарного знака происходили дважды.

Пример 1. Зимой 2017 года я наткнулась в интернете на рекламу косметического препарата, где с удивлением увидела свою фотографию и подпись к ней: «Директор колл-центра». Я позвонила по телефону, указанному на сайте, но там просьбу убрать мою фотографию проигнорировали. Владелец домена был скрыт, и своими силами я не смогла ничего сделать.

Через неделю таких сайтов было уже десять – одинаковых, но на разных доменах. По рекомендации коллег я обратилась за профессиональной помощью в юридическую фирму, которая специализируется на защите брендов правообладателей в интернете. Юристы нашли еще 30 сайтов, которые использовали мою фотографию с официального сайта нашей компании.

Оказалось, мошенники часто практикуют этот метод, чтобы получить выгоду с минимальными затратами: копируют фотографии из соцсетей или с сайтов компаний, а после используют их в отзывах на страницах фейковых интернет-магазинов. Эти сайты штампуются сотнями, а живут от нескольких дней до нескольких недель. Подобное неправомерное использование изображений людей, в том числе размещенных в интернете, может повлечь серьезные убытки для владельцев сайтов.

На основании решения суда указанные сайты удаляют или блокируют без какой-либо компенсации для их владельцев. Кроме того, заявитель имеет право требовать возмещения морального вреда, размер которого варьируется от одной тысячи до нескольких десятков тысяч рублей. Конечно, лучше подготовить все необходимые обращения и документы с помощью штатного или стороннего юриста.

как защитить свой бренд от подделок

Согласно пункту 9 статьи 152 Гражданского кодекса РФ я могла потребовать возмещения морального вреда за распространение сведений, порочащих мою деловую репутацию. Однако юристы не нашли владельца домена, чтобы предъявить претензию. Ситуацию с правонарушением удалось урегулировать в досудебном порядке: обратились с жалобой к хостинг-провайдеру, который обслуживал данные сайты.

Согласно части 3 статьи 1253.1 Гражданского кодекса РФ информационный посредник, осуществляющий передачу материала в интернете, несет ответственность за нарушение авторских прав наравне с владельцем сайта, если не примет мер к удалению контента правообладателя.

Поэтому если по требованию хостинг-провайдеров владельцы сайтов не удаляют информацию, то сайты отключают от системы. В результате за два месяца хостинг-провайдеры заблокировали более 80 сайтов, которые незаконно использовали мое изображение.

Сейчас юристы продолжают мониторинг, в процессе блокировки еще около десятка сайтов.

Пример 2. Второй случай произошел в Нижнем Новгороде с брендом нашей компании. К моменту правонарушения я уже зарегистрировала бренд. Он мог использоваться в коммерческих целях, например при оказании PR-услуг, в доменном имени, изображениях на сайте, только с нашего разрешения. Однако, не спросив нас, нижегородские предприниматели скопировали фирменный стиль, логотип и открыли агентство «PR Partner Нижний».

Из-за таких неправомерных действий со стороны регионального агентства мы рисковали сокращением прибыли, утечкой клиентов и репутацией. Но поскольку бренд я зарегистрировала и являлась абсолютным правообладателям, то была защищена статьей 1515 Гражданского кодекса РФ. Нарушение прав интеллектуальной собственности считается уголовно наказуемым деянием, а штраф в особенных случаях может достигать 5 млн руб.

Силами внештатного юриста, к которому я уже не в первый раз обращалась по юридическим вопросам, мы быстро решили эту проблему. Дозвонились до компании, направили претензию и приложили все необходимые документы. Мы решили не доводить спор до суда и не требовали денежной компенсации, так как нам удалось оперативно добиться смены названия агентства в Нижнем Новгороде.

как защитить свой бренд от подделок

Выводы и рекомендации

Чтобы защитить свой бренд, в первую очередь необходимо зарегистрировать товарный знак. Несмотря на то, что процедура может занять длительный период, даже год, торговая марка охраняется законодательством РФ и дает исключительное право пользования тому, кто ее зарегистрировал.

Покупка домена первого уровня, созвучного названию компании, также укрепит право пользования брендом. Мошенники могут изменить одну букву или добавить символ к адресу сайта вашей компании и запутать пользователя. Здесь также важна SEO-оптимизация сайта: фейковые сайты не должны «прорваться» выше страницы вашей компании в поисковиках.

Если у вашей компании есть представители, официальные магазины, разместите подробную информацию о них у себя на странице: адреса, номера контактных телефонов и пр. Если такого списка нет, то нет и гарантии покупки оригинала, а не фальсификата. Если речь идет о франчайзинговой сети, то необходимо указывать список контактов официальных представителей бренда. Так клиенты смогут ориентироваться в том, к кому нужно обращаться.

В случае нарушения ваших интеллектуальных или авторских прав не медлите с действиями, решайте проблему оперативно. Именно благодаря быстрой реакции и своевременному обращению за помощью к специалистам я избежала проблем и неудобств в работе и не допустила нанесения урона моей деловой репутации.

как защитить свой бренд от подделок

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"

    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Доставка новостей@

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль