Специальная оценка условий труда: необходимость и порядок проведения

632
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Чтобы определить, в каких условиях трудятся работники, ранее компании организовывали аттестацию рабочих мест. Итоги проверки показывали, насколько вредны условия работы. Если трудовая деятельность признавалась вредной или опасной, сотрудникам компаний предоставляли определенные компенсации. Однако с 2014 года аттестацию сменила специальная оценка условий труда.

В чем суть специальной оценки условий труда

В ходе специальной оценки условий труда (СОУТ) ответственные лица изучают рабочие места в компаниях, определяя их воздействие на сотрудников. СОУТ – это работа, которую выполняют внешние независимые специалисты на основе Федерального закона РФ.

Сегодняшний период можно назвать переходным, поскольку работодатели, в чьих организациях была проведена аттестация до начала вступления в силу нормативного акта о выполнении СОУТ, работают в соответствии с ее показателями на протяжении пяти лет.

Для установления уровня опасности для специалистов различных отраслей на предприятиях проводится специальная оценка условий труда. Ее итоги показывают, нуждаются ли работники в защитных средствах, спецодежде, спецпитании. Если да, то предприятия предоставляют подчиненным все вышеперечисленное вместе с компенсационными выплатами, а также отчисляют взносы в фонды.

Специальная оценка условий труда позволяет также установить длительность рабочего дня. Если результаты СОУТ свидетельствуют об опасных или вредных условиях работы, руководство обязано сокращать продолжительность рабочего дня и предоставлять подчиненным дополнительный отпуск.

СОУТ (специальная оценка условий труда) нужна и работнику, и работодателю для решения определенных задач.

Работодателю спецоценка необходима, чтобы соблюдать действующее законодательство, избегать наказаний, экономически обосновывать расходы на оптимизацию условий трудовой деятельности. Отметим, что специальную оценку условий труда компенсирует государство из средств ФСС, если предприятие предоставляет подтверждающую документацию. Если условия труда признаются удовлетворительными, компания имеет право снижать нагрузку по взносам в фонд социального страхования.

Специальная оценка условий труда позволяет работнику досрочно выходить на пенсию, получать льготный стаж, определенные компенсации, дополнительный отпуск, если, конечно, результаты экспертизы свидетельствуют о вредной или опасной работе на предприятии.

В полномочия независимых экспертов входит право определения после СОУТ классов влияния рабочих условий на здоровье специалиста. По результатам экспертизы условия труда могут быть признаны:

  • оптимальными;
  • допустимыми;
  • вредными;
  • опасными.

Для каждого класса существует также ряд подразделений.

Действующее законодательство гласит, что специальную оценку условий труда обязана проводить большая часть работодателей. Компании, предприниматели, учреждения – все это работодатели, а потому обязаны проводить СОУТ. От оценки освобождены лишь физлица, работающие с гражданами по трудовым контрактам, и ИП без работников.

Как изменилась специальная оценка условий труда в 2017 году

В течение последних лет специальная оценка условий труда несколько поменялась, изменения коснулись разных ее аспектов. Начиная с 2016 года, любой сотрудник предприятия может предлагать своему руководству проводить оценку. Организациям, выполняющим СОУТ с привлечением независимых специалистов, следует предоставлять всю необходимую информацию о рабочих местах в документальном (письменном) или устном формате.

Независимым экспертам, проводящим спецоценку, стоит работать по единым методикам. Их они могут выбрать сами. Методика специальной оценки условий труда может быть адаптирована для каждого предприятия. Сегодня эксперты отдают предпочтение методикам, применяемым еще при аттестации. Они должны быть утверждены к 31.12.2020.

С 1 января 2016 г. в силу вступило правило, согласно которому независимые эксперты должны передавать результаты спецоценки Федеральной госинформационной системе.

Наниматели, на предприятиях которых до 1 мая 2016 г. условия были определены как допустимые и оптимальные, при том что ранее они являлись вредными и опасными, должны предъявить декларацию с уточнениями соответствия госнормативам по охране труда с включением в нее проверенных мест.

Каким требованиям должны соответствовать организации, проводящие специальную оценку условий труда

Предприятие, проводящее СОУТ, обязано соответствовать ряду требований.

  1. Организация не должна быть связана с работодателем.
  2. Уставные документы предприятия должны содержать сведения о специальной оценке условий труда, в частности, о том, что это – основной вид деятельности организации.
  3. В компании должны работать минимум 5 экспертов по трудовым договорам; все специалисты должны иметь право проведения работ по СОУТ; в штате числиться минимум один эксперт с высшим образованием по одному из следующих направлений: врач по гигиене труда, врач по общей гигиене, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Предприятие должно быть оснащено испытательным центром (лабораторией), аккредитованной нацорганом РФ по аккредитации. У национального органа, проводящего аккредитацию, областью аккредитации должны быть испытания (исследования) и измерения опасных и (или) вредных факторов производственной среды и трудовых процессов.
  5. Организация должна быть аккредитована в порядке, описанном в приказе Минздравсоцразвития РФ от 1.04.2010 №205н. Со списком аккредитованных предприятий можно ознакомиться на сайте Минтруда РФ.

Правительство России устанавливает порядок допуска организаций к работам по спецоценке и регистрации данных компаний в реестре предприятий, занимающихся специальной оценкой условий труда, а также приостановки и остановки их деятельности по СОУТ.

Методика проведения специальной оценки условий труда

Приказом Министерства труда РФ от 24.01.2014 г. №33н утверждена методика специальной оценки условий труда. Из нее можно узнать о требованиях к мероприятиям, которые обязана проводить компания, оценивающая трудовые условия в организациях. В первой части методики речь идет об:

  • исследованиях (измерениях, испытаниях) опасных и (или) вредных факторов производства;
  • определении потенциально опасных и (или) вредных факторов производства;
  • отнесении условий трудовой деятельности на рабочем месте по уровню опасности и вредности к классу или подклассу условий труда, по результатам исследований опасных и (или) вредных производственных факторов;
  • оформлении результатов специальной оценки.

Этап 1.Издается приказ о создании комиссии, отвечающей за СОУТ.

Руководитель предприятия, решившего провести специальную оценку условий труда, выпускает приказ соответствующего вида. Приказ о специальной оценке условий труда сообщает о составе комиссии по проведению СОУТ, помимо нанимателя. В документе также должен быть обозначен ход проведения оценки. Необходимо, чтобы участников комиссии было нечетное количество. В составе обязательно должен быть специалист по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Возглавляет комиссию, чаще всего, гендиректор (ч. 3 ст. 9 3акона № 426-ФЗ).

Этап 2.Утверждается перечень рабочих мест для выполнения СОУТ.

Комиссия по специальной оценке условий труда, созданная нанимателем, определяет, каким рабочим местам нужна спецоценка. СОУТ при наличии аналогичных мест выполняют лишь в отношении 20% от их общего количества, но, так или иначе их должно быть более двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты специальной оценки условий труда применяют ко всем аналогичным местам.

Аналогичные – это однотипные рабочие места, расположенные на предприятии в одном или нескольких помещениях. На аналогичных рабочих местах может функционировать однотипная или одинаковая вентиляционная, отопительная, осветительная системы, специалисты выполняют одни и те же функции, занимают одинаковые должности. Для работников установлен одинаковый распорядок дня, они выполняют однотипные технологические процессы, используют одинаковое оборудование при производстве, инструментарий, материалы, применяют одинаковые средства индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 3акона №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Этап 3.Издается приказ об утверждении графика СОУТ.

Комиссия по специальной оценке условий труда разрабатывает перечень рабочих мест, которым требуется спецоценка, а также расписание СОУТ, которое затем приказом утверждает руководитель предприятия. При разработке графика СОУТ следует учитывать определенные правила.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 3акона №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» проверять нужно все рабочие места в отдельности, в том числе помещения офисов. Периодичность специальной оценки условий труда – не реже одного раза в 5 лет.

Если ранее наниматель не проводил СОУТ, выполнить оценку нужно не позднее 31.12.2018, по ч. 6 ст. 27 3акона 426-Ф3. При этом закон допускает ее постепенное проведение в несколько этапов.

Для рабочих мест следующих категорий сотрудников компаний действуют исключения при СОУТ:

  • специалистов с профессией, должностью, направлением, дающими право досрочного получения страховых пенсионных выплат по старости;
  • работников, ведущих деятельность в опасных и вредных условиях и получающих в связи с этим гарантии и компенсационные выплаты;
  • работников, места которых ранее проверялись при аттестации или СОУТ и были оценены как места с опасными или вредными условиями (ч. 6 ст. 10 3акона №426 ФЗ о специальной оценке условий труда).

Этим местам требуется немедленная спецоценка, без поэтапного разделения (на основе письма Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). При невыполнении данного обязательства работодателей могут привлечь к административной ответственности, в том числе, выплате штрафа в размере до 10 тыс. руб. для ИП и должностных лиц, для юрлиц – до 80 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если наниматель провел аттестацию рабочих мест с целью проверки условий труда до 31.12.2013 г., СОУТ в отношении данных мест можно не выполнять еще 5 лет со дня окончания аттестации, по ч. 4 ст. 27 3акона № 426-ФЗ).

Наниматель обязан выполнять не только плановую СОУТ. Требуется и внеплановая СОУТ, если в эксплуатацию вводятся недавно организованные рабочие места, меняется технологический процесс, ГИТ выдает предприятию соответствующее предписание (ч. 1 ст. 17 3акона №426-Ф3). Внеплановую СОУТ следует проводить в течение 6-12 месяцев. Все зависит от того, на каком основании она выполняется (ч. 2 ст. 17 3акона №426-Ф3).

Этап 4.Со специализированной организацией заключается договор на выполнение СОУТ.

Специальная оценка условий труда предполагает наличие договора между нанимателем и специализированной компанией. Реестр аккредитованных предприятий представлен на сайте Министерства труда РФ.

Этап 5.Предприятию, которое проводит СОУТ, передается необходимая информация и документация.

При заключении договора со специализированным предприятием работодателю следует предоставить необходимые сведения и документацию. Из переданной информации (это могут быть проекты возведения объектов, технологические документы) организация должна узнать об условиях труда на рабочих местах.

Этап 6.Утверждаются результаты выявления потенциально вредных и (или) опасных факторов.

При СОУТ специализированное предприятие, прежде всего, идентифицирует потенциально вредные и (или) опасные факторы. Результаты их выявления утверждает комиссия по специальной оценке условий труда (ч. 2 ст. 10 3акона № 426-Ф3).

Далее предприятие измеряет фактические значения вредных и (или) опасных факторов, если их выявили ранее (ч. 5 ст. 10 3акона № 426 ФЗ о специальной оценке условий труда). По итогам проверки специалист проверяющего предприятия классифицирует условия труда, основываясь на уровне опасности и (или) вредности. По утвержденной законом классификации, условия могут быть опасными, вредными, допустимыми и оптимальными.

Этап 7.Утверждается отчет о специальной оценке условий труда.

По итогам СОУТ предприятие пишет отчет, где должна стоять подпись всех членов комиссии, созданной работодателем. Также требуется, чтобы данный отчет утвердил председатель комиссии (ч. 2 ст. 15 3акона № 426-Ф3). Если какой-либо участник комиссии не согласен с итогами СОУТ, он может письменно высказать мотивированную точку зрения и приложить данный документ к отчету.

О форме отчета и инструкции по составлению документа сказано в приказе Министерства труда от 24.01.2014 г. № 33н.

Этап 8.В специализированную организацию направляют уведомление, что отчет о специальной оценке условий труда утвержден.

Работодатель должен уведомить специализированную организацию в течение 3 рабочих дней с того момента, как был утвержден отчет о СОУТ. Другой вариант – направить специализированному предприятию копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 3акона № 426-Ф3). Сделать это можно по-разному. Руководители используют любые доступные методы, позволяющие подтвердить уведомление.

Этап 9.Подается декларация соответствия рабочих условий государственным нормативным требованиям по охране труда.

Если СОУТ (специальная оценка условий труда) показала, что на производстве отсутствуют вредные и (или) опасные факторы и условия на рабочих местах допустимы, работодателю следует направить соответствующее уведомление трудовой инспекции по месту расположения компании. Для этого заполняется декларация о соответствии условий трудовой деятельности нормативным требованиям охраны труда, утвержденным государством. Декларацию нужно подать в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о специальной оценке условий труда.

До 01.05.2016 г. в декларациях работодатели указывали исключительно информацию об отсутствии вредных и (или) опасных факторов на производстве. А потому, если по итогам СОУТ, проведенной до указанной выше даты, условия труда на других рабочих местах были оценены как допустимые или оптимальные, работодателям впоследствии нужно было подавать уточненные декларации в инспекцию по труду. В документ необходимо включать сведения об этих местах (ч. 4 ст. 3 Федерального 3акона от 1.05.2016 № 136-Ф3).

Этап 10.Работники знакомятся с отчетом о выполнении СОУТ.

В период не более 30 календарных дней с того момента утверждения отчета о специальной оценке условий труда работодатель обязан предоставить его всем подчиненным. Сотрудникам необходимо расписаться в документе (ч. 5 ст. 15 3акона № 426-Ф3). В обозначенный период (30 дней) не включаются сроки, в которые работник был нетрудоспособным, пребывал в отпуске или в командировке, отдыхал в промежутках между работой на вахте.

Этап 11.На сайте предприятия отображаются результаты специальной оценки условий труда

В течение 30 календарных дней после того, как отчет о СОУТ утвержден, работодатель обязан разместить информацию о результатах оценки на официальном сайте своей организации, если таковой имеется (ч. 6 ст. 15 3акона № 426-Ф3).

В данных, размещаемых на сайте, должна быть представлена информация о:

  • установлении подклассов (классов) условий трудовой деятельности на рабочих местах;
  • перечне мероприятий по оптимизации условий и охраны труда сотрудников, чьи рабочие места, подлежащие специальной оценке условий труда, были проверены.

Речь идет о 5 и 6 разделах отчета о СОУТ.

Этап 12.Результаты специальной оценки условий труда сообщают в ФСС РФ

Подавая отчеты об обязательном соцстраховании от несчастных случаев в ходе производственной деятельности и профзаболеваний, работодателю следует оповестить ФСС РФ об итогах СОУТ (подп. 18 п. 2 ст. 17 ФЗ от 24.07.1998 г. № 125-Ф3 «Об обязательном соцстраховании от нечастных случаев в ходе производстве и профзаболеваний»). Для этого необходимые сведения следует документально зафиксировать в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381).

Этап 13.Применение результатов СОУТ

Результаты специальной оценки условий труда показывают, будут ли для работников предприятия действовать гарантии и компенсации. Специалисты, работающие во вредных, согласно СОУТ, условиях, имеют возможность работать не более 36 часов в неделю. Кроме того, они могут рассчитывать на получение дополнительного отпуска, продолжительность которого составляет не менее 7 календарных дней и (или) компенсационной выплаты, сумма которой составляет 4% от оклада – все зависит от уровня вредности рабочих условий (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 ТК РФ).

Отметим, что в трудовом договоре с новыми сотрудниками организации должна быть прописана информация об условиях выполнения трудовых обязательств на определенном рабочем месте (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Что касается уже заключенных договоров, они также должны меняться путем заключения соответствующих дополнительных соглашений (ст. 72 ТК РФ).

Какие установлены сроки проведения специальной оценки условий труда

По закону, период с 2014 по 2018 гг. является переходным. В это время будут действовать результаты проведенных раннее аттестаций на рабочих местах. Специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно. Однако есть ряд рабочих мест, где СОУТ требуется выполнить как можно скорее. Закон СОУТ определяет сроки, которые есть у работодателей для получения первых итогов плановой спецоценки для разных групп рабочих мест.

Специальную оценку условий труда на местах, аттестованных до того, как Закон о СОУТ вступил в силу, следует проводить до окончания действия итогов аттестации, то есть в течение 5 лет с момента ее выполнения.

В соответствии с инициативой работодателя реально провести плановую СОУТ досрочно. Это может понадобиться для оптимизации трудовых условий на рабочих местах с момента проведения аттестации. Работодатель также может захотеть, опираясь на результаты специальной оценки условий труда, снизить затраты на компенсационные выплаты и гарантии для льготных групп специалистов.

На действующих рабочих местах, где специальная оценка условий труда не выполнялась раньше СОУТ следует выполнить до 31.12.2018 г., если о группе данных рабочих мест не сказано в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 3акона о СОУТ. В этот список нередко входят рабочие места специалистов, осуществляющие свою деятельность:

  • с использованием компьютеров;
  • с периодическим использованием ксероксов, принтеров, бытовой техники.

Лучше, если специальная оценка условий труда будет выполнена в несколько этапов. Работодателям не стоит откладывать ее проведение на окончание 2018 года. Помните, что в конце 2018 года начнется ажиотаж в связи с необходимостью для многих предприятий проводить СОУТ. Многие эксперты станут недоступны из-за большого объема работы, а специализированные организации-оценщики будут очень загружены. Все это существенно затруднит для вашей компании своевременное получение информации о том, какие результаты дала специальная оценка условий труда.

СОУТ проводят немедленно, если о рабочих местах данного типа сказано в п. п. 1,2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. Это такие рабочие места, трудовая деятельность на которых предоставляет работникам возможность:

  • досрочного выхода на пенсию;
  • получения компенсаций и гарантий из-за вредных и опасных условий работы.

По окончании пятилетнего периода действия итогов первоначальной спецоценки требуется ее повторное выполнение. Однако это условие распространяется только на тех работодателей, на предприятиях которых ранее выявили опасные или вредные условия. Если наниматели располагают декларацией, где прописано, что рабочие места соответствуют нормативам (при сохранении безопасности условий труда и отсутствия изменений в них), результаты специальной оценки условий труда, проведенной первоначально, продолжают действовать в течение еще пяти лет, что очень выгодно работодателям. Расходы на организацию специальной оценки условий труда в данном случае сокращаются.

Если не возникнет обязательств, из-за которых декларация перестанет действовать, она, как считают эксперты, останется в силе и далее, так как Закон о спецоценке ничего не говорит о количестве вероятных продлений. Но судебной практики по данным вопросам пока нет, и не исключено, что в будущем появится иное мнение на этот счет.

В каких случаях проводится внеплановая специальная оценка условий труда

Зачастую выполняется и внеплановая специальная оценка условий труда, на основе ст. 17 Закона № 426-Ф3. Она требуется компаниям в ряде ситуаций, описанных ниже.

  1. Вводятся новые рабочие места (провести специальную оценку условий труда следует в течение года).
  2. Госинспектор труда направил работадателю предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда из-за обнаружения нарушений законодательных (СОУТ в данном случае проводится в течение полугода с того момента получения предписания).
  3. Поменялся технологический процесс, на предприятии установили новое производственное оборудование, способное изменить степень воздействия опасных и (или) вредных факторов на сотрудников.
  4. Поменялся состав используемых материалов и (или) сырья, которые могут повлиять на степень воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов на сотрудников (провести специальную оценку условий труда нужно в течение полугода).
  5. Используемые средства защиты индивидуального и коллективного характера, которые могут изменить уровень воздействия опасных и (или) вредных факторов на сотрудников, изменились (СОУТ нужно провести в течение полугода).
  6. На рабочем месте в ходе производственного процесса произошел несчастный случай (исключение составляют несчастные случаи, виновными в которых оказались третьи лица), в компании выявили профзаболевание, вызванное влиянием на сотрудника опасных и (или) вредных факторов (в этом случае на СОУТ дается полгода).
  7. Выборные органы первичных профсоюзных организаций или иные представительные органы сотрудников предприятия предложили внепланово провести специальную оценку условий труда и обосновали свою инициативу (СОУТ выполняют в течение полугода).
  8. Во время действия декларации на производстве на одном из рабочих мест произошел несчастный случай (исключение – несчастный случай, в котором виновны третьи лица), у сотрудника выявили профзаболевание, вызванное воздействием опасных или вредных факторов, а также в отношении работника выявили нарушения, о которых сказано в ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, или обнаружили эти нарушения на рабочем месте сотрудника.

При изменении фамилии (имени, отчества) нанимателя или реорганизации работодателя и отсутствии при этом событий из пунктов 3-5 и 7 СОУТ можно не выполнять.

Что будет, если специальная оценка условий труда организации не проведена

Роструд ввел систему штрафов. В соответствии с ней, сумма взыскания за невыполнение спецоценки теперь зависит от числа рабочих мест на предприятии. В связи с этим крупной компании в случае непроведения СОУТ придется заплатить несколько млн рублей. По ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если работодатель нарушает порядок выполнения СОУТ или вовсе не проводит спецоценку, ему выписывают предупреждение или штрафное взыскание, сумма которого составляет:

  • от 60 тыс. руб. до 80 тыс. руб. (для юрлиц);
  • от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. (для лиц, занимающихся предпринимательством без образования юрлиц);
  • от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. (для должностных лиц).

Если руководитель повторно нарушает установленные законом правила, ему:

  • выписывают штраф, сумма которого составляет от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб., или приостанавливают его деятельность в административном порядке на срок до 90 суток (касается организаций);
  • выписывают штраф, сумма которого составляет от 30 тыс. руб. до 40 тыс. руб., или приостанавливают его деятельность на срок до 90 дней (касается предпринимателей);
  • выписывают штраф, сумма которого составляет от 30 тыс. руб. до 40 тыс. руб., или дисквалифицируют на срок 1-3 года (касается должностных лиц).

Помимо этого, если организация, которой проводилась специальная оценка условий труда, нарушила установленный порядок, в отношении нее применяют административную ответственность в виде штрафа (по ст. 14.54 КоАП РФ), сумма которого составляет:

  • от 70 тыс. руб. до 100 тыс. руб. (для юрлиц);
  • от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб. (для должностных лиц).

Если правила нарушаются повторно:

  • должностным лицам выписывают штраф на сумму от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб. либо устраняют их от занимаемой должности на срок 1-3 года;
  • юридическим лицам выписывают штраф в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб. либо их деятельность приостанавливается в административном порядке на срок до 90 суток.

Эксперту предприятия, выполнявшему СОУТ и совершившему в ходе нее нарушение административного характера, грозит административная ответственность как должностному лицу.

Возможно ли возмещение расходов на проведение специальной оценки условий труда

Возмещение части денег, направленных на различные мероприятия по охране труда, в том числе на спецоценку, возможно благодаря взносам на страхование от травматизма на производстве (п. З Правил, утвержденных приказом Минтруда России 10 декабря 2012 г. № 580н).

У работодателя есть право возмещения максимум 20% от разницы между размером взносов, начисленных на случай получения сотрудниками травм в следующем году, и затратами на выплату средств по страховому обеспечению за это же время (ст. 8 Ф3 от 24.08.1998 г. № 125-Ф3, п. 2 Правил № 580н). Небольшая компания, где работает менее 100 человек, может получить средства в большем объеме: 20% от суммы взносов, начисленных в течение трех последних лет за вычетом сумм обеспечения по страхованию от получения травм на производстве, выданных сотрудникам. При этом необходимо, чтобы:

  • компания не проводила мероприятий на средства ФСС РФ за последние два года;
  • сумма средств, выделяемых фондом, не превышала сумму, которую предприятие должно перевести за текущий год.

О мероприятиях, которые компании могут проводить на средства взносов по страхованию, сказано в п. З Правил № 580н. Данные средства можно направлять, чтобы провести специальную оценку условий труда, а также использовать их в целях обучения охране труда отдельных групп работников организации, покупку средств по индивидуальной защите или аптечек для оказания первой медпомощи, для санаторно-курортного лечения работников организации, ведущих трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях. Финансирование также можно направлять на периодические медицинские осмотры – их организацию, проведение работ, связанных с оптимизацией условий труда, приведение степеней воздействия вредных факторов в соответствие с госнормативами и т. д. У работодателя есть право снизить на сумму, выделенную фондом, взносы по страхованию за травматизм, начисленные в текущем году.

Для направления страховых взносов на СОУТ и процедуры иного характера требуется, чтобы фонд дал свое согласие. В этих целях работодателю до 1 августа текущего года следует подать заявление и пакет документов в территориальный орган ФСС РФ, где он зарегистрирован (п. 4 Правил №580н).

С 3.02.2015 необходима подача заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер в соответствии с установленной формой. Раньше формат заявления мог быть произвольным.

Помимо заявления, требуется подача:

  • плана денежного обеспечения предупредительных мер (приложение к Правилам №580н утверждает форму);
  • копии или выписки из коллективного договора (соглашения по охране труда, которое заключили работодатель и представительный орган сотрудников организации) или копии плана мероприятий, направленных на улучшение и оздоровление условий труда в компании.

Остальная документация зависит от типа затрат (подп. «а»-«к» п. 4 Правил №580н). К примеру, если предприятие планирует возмещение расходов на специальную оценку условий труда страховыми взносами, ей нужно приложить к заявлению копии определенных документов (подп. «а» п.4 Правил №580н, п. 18 Административного регламента № 598н). К таким документам относятся:

  • локальный нормативный акт о формировании комиссии по специальной оценке условий труда;
  • гражданско-правовой договор с организацией, проводящей СОУТ. Договор должен содержать в себе информацию о количестве рабочих мест, подвергающихся проверке, и цене на СОУТ.

Что касается затрат на аптечку для оказания первой медпомощи, необходимо составить список медикаментов, указать их цену и количество (подп. «к» п. 4 Правил № 580н). При составлении перечня нужно опираться на приказ Минздравсоцразвития РФ от 5.03.2011 г. № 169н. Помимо этого, необходимо составить перечень санитарных постов, где предполагается разместить аптечки.

Вся документация должна быть подана в бумажном виде. Исключение составляет заявление (п. 4 Правил № 580н, п. 19 Административного регламента № 598н). На всех копиях обязательно должна стоять печать предприятия (п. 6 Правил № 580н).

Фонд рассмотрит документы и вынесет решение, оформив соответствующий приказ. Данный документ фонд направит лично нанимателю по обычной или электронной почте в течение 3 дней (п. 9 Правил № 580н). Далее у организации появится возможность снизить взносы за страхование, начисленные в текущем году, на допустимую сумму (в соответствии с планом финобеспечения мер по предупреждению).

У ФСС РФ есть право дать отказ в вопросе возмещения затрат (п. 10 Правил № 580н). Причины для отказа могут быть разными. Например, недоимка по взносам страхования, штрафным взысканиям и пеням, которую на момент подачи заявления еще не погасили. Отказать также могут из-за подачи документации в недостаточном количестве или недостоверных сведений в ней. Причиной часто становится полное распределение средств, предусмотренных в бюджете фонда на текущий год для финансирования мер по предупреждению.

При получении отрицательного ответа у компании есть возможность устранить проблемы и вновь попробовать возместить расходы, обратившись в орган фонда по месту регистрации не позднее 1 августа текущего года (п. 10 Правил № 580н). Помимо этого допустимо обжалование решения территориального отделения фонда. Организация может обратиться в вышестоящие органы или отстоять свои права в суде.

Типичные ошибки проведение специальной оценки условий труда работников

Нередко наниматели, которым требуется в первый раз провести специальную оценку условий труда, допускают ряд ошибок, вызывающих впоследствии необходимость оплачивать штрафы и административные взыскания. Вот самые распространенные ошибки, допускаемые работодателями:

Ошибка 1.СОУТ выполняет предприятие, у которого отсутствует соответствующая аккредитация

Отчет о специальной оценке условий труда аннулируется, а наниматель теряет время и деньги. В данном случае работодатель вынужден нести дополнительные расходы на организацию повторной СОУТ.

При выборе специализированной организации, которая займется спецоценкой, остановитесь на предприятии с действующим аттестатом аккредитации на право проведения работ, связанных с СОУТ или аттестацией рабочих мест (ст. 19, ч. 1 ст. 27 3акона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). На сайтах организаций всегда размещают копии-сканы аттестатов.

Если специализированное предприятие не ведет деятельность в рамках переходного периода, узнайте, значится ли оно в реестре компаний, занимающихся СОУТ (ч. 1, 2 ст. 21 Закона № 426-ФЗ, п. З Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 г. № 599). С реестром можно ознакомиться на сайте Минтруда РФ.

В отношении ряда специализированных предприятий действуют положения переходного периода, о которых сказано в ст. 3акона № 426 ФЗ о специальной оценке условий труда. Если до 2014 предприятиям была выдан аттестат аккредитации, в соответствии с которым они могут выполнять аттестацию, они также имеют право проводить СОУТ (ч. 1 ст. 27 3акона № 426-Ф3), но исключительно до 31.12.2018 и при действительных ранее выданных аттестатах.

Ошибка 2.Оплата за проведение СОУТ должна быть полной и единовременной

В этом случае предприятия рискуют связаться с компаниями-однодневками, а их на современном рынке немало. Работа подобных фирм обычно стоит значительно меньше, чем услуги добросовестных организаций. Такие компании обещают заказчику выполнить СОУТ в кратчайшие сроки и заявляют о стопроцентной предоплате. Получив деньги, фирма может пропасть, выдав недействительный отчет о специальной оценке условий труда, который будет аннулирован проверяющим предприятием.

Подпишите договор с компанией и только потом платите ей за работу. Сегодня встречаются различные способы оплатить услуги таких организаций: внести стопроцентную оплату, 50/50, 30/70 и даже рассчитаться с фирмой по завершении проверки (разрешается тендерным заказчикам). Какая бы схема ни действовала, оплачивать услуги следует только по договору между нанимателем и компанией, которая будет проводить СОУТ (ч. 2 ст. 8, ч. З ст. 22 Закона № 426-Ф3).

Не стоит упоминать в договоре о слишком коротких сроках специальной оценки условий труда. Множество работодателей долго выбирают специализированную компанию, даже при наличии предписания трудовой инспекции, после чего хотят, чтобы специальная оценка условий труда была проведена очень быстро. Из-за спешки качество проверки может оказаться плохим. А потому лучше договариваться о реальных сроках – от полугода до года.

Ошибка 3.При СОУТ пользуются непроверенными приборами и средствами измерений

Если выяснится, что СОУТ провели с применением непроверенных приборов, полученные данные будут оценены как недостоверные (ч. 4 ст. 12 3акона № 426-Ф3). По итогам любой экспертизы результаты специальной оценки условий труда оценят как неверные.

При подписании договора запросите у специализированного предприятия свидетельства о проверке приборов. Нужно, чтобы эти свидетельства были действительны для каждого оборудования, используемого при СОУТ (п. З ч. 2 ст. 6 3акона № 426-Ф3). Поскольку чтобы проверить оборудование и приборы, нужно понести определенные расходы, многие компании просто отказываются от проверок или выполняют их очень долго.

Ошибка 4.Список оцениваемых факторов искусственно увеличивают

При искусственном увеличении перечня проверяемых факторов со стороны специализированного предприятия общая цена на СОУТ, соответственно, растет. При наличии потенциального опасного фактора со стороны эксперта требуется проведение полноценной проверки с измерениями, составлением и оформлением отчетного документа (ст. 10, 12, 1З, 15 3акона № 426 ФЗ о специальной оценке условий труда).

В ходе СОУТ нужно проверять лишь те факторы, о которых сказано в Классификаторе вредных и (или) опасных факторов производства, конечно, учитывая условия труда в конкретно взятой компании. На рабочих местах, где идентификация не выявила ни одного фактора из Классификатора, СОУТ не нужна (ч. 4 ст. 10 3акона № 426-Ф3). Работодателю следует в законном порядке оформить декларацию для данных рабочих мест (ч. 1, 2 ст. 11 3акона № 426-Ф3).

Ошибка 5.Наниматель не предоставляет положенные подчиненным компенсации и гарантии

Если результаты специальной оценки условий труда показали, что сотруднику предприятия положена выплата компенсаций и льгот, а наниматель игнорирует это предписание, у подчиненного есть право обращения в трудовую инспекцию. В данном случае предприятию могут выписать штраф в размере 60-80 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

По прошествии 30 календарных дней с того момента, как комиссия утвердила отчет о специальной оценке условий труда, руководитель обязан проинформировать подчиненных о результатах спецоценки их рабочих мест (ч. 5 ст. 15 3акона № 426-Ф3). Сотрудники, условия работы которых были признаны вредными, должны получать впоследствии компенсации и льготы. Их тип и размер определяется классом (подклассом) трудовых условий (ст. 92, 117 и 147 ТК РФ). Наниматель обязан предоставлять компенсации и гарантии со дня утверждения отчета о СОУТ (абз. 5, 6 п. З письма Минтруда РФ от 26.03.2014 г. № 17-З/10/В-1579). К примеру, если комиссия по специальной оценке условий труда утвердила отчет 16.02.2015 г., выплата компенсаций и предоставление гарантий должны действовать с этого числа. 

Подпишитесь и получите свежий номер журнала "Генеральный Директор", в котором:
    Подписаться со скидкой 55%>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем Ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и Вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль