Проверки стоматологических кабинетов (клиник): виды, периодичность, последствия

270
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Большая часть управленцев и  владельцев стоматологий прекрасно осведомлена, какие организации могут посетить их лечебные учреждения с целью проверки стоматологических кабинетов. Увы, статистика таких проверок показывает, что 99% из них заканчиваются штрафными санкциями. И это санкции, от которых страдает и функционирование, и репутация лечебного заведения: от крупных штрафов до приостановки деятельности на несколько месяцев. 

Кем проводятся проверки стоматологических кабинетов

Конечно, контролировать и инспектировать стоматологические кабинеты (клиники) могут самые разные организации. Сорок семь различных учреждений могут осуществлять подобные проверки. Проверки могут быть разными – плановыми, внеплановыми, внезапными. Конечно, не все организации имеют право проводить определенные категории проверок. Чтобы ориентироваться в этом вопросе, давайте рассмотрим категории проверок и то, чем они отличаются друг от друга, более подробно.

О плановых проверках стоматологические клиники предупреждаются за месяц. В этом случае персонал и администрация вполне могут успеть подготовиться к ним, если четко следовать инструкциям сотрудников, курирующих проверку.

Внеплановые выездные проверки стоматологических кабинетов – значительно более серьезное испытание. Проверку, как и в первом случае, курирует сотрудник офиса. Но в данном случае нет времени на подготовку, поэтому персонал стоматологических клиник должен быть на своих местах и четко следовать инструкциям, которые исходят от работника, ответственного за проверку.

Проверки стоматологических кабинетов (клиник): виды, периодичность, последствия

Итак, учреждения, которые могут проводить внеплановые проверки  стоматологических кабинетов:

  1. Управление налоговой службы.
  2. Роспотребнадзор.
  3. Росздравнадзор.
  4. МЧС России.
  5. Прокуратура.
  6. Трудовая инспекция.
  7. Управление по контролю за оборотом наркотиков МВД России.

Если в стоматологическом кабинете (клинике) уже была проверка, и вам было выдано предписание об устранении обнаруженных нарушений или выполнении обязательных требований или требований, установленных муниципальными актами, истечение срока предписания может служить поводом для проведения такой проверки.

Любые жалобы на деятельность стоматологического кабинета (клиники). Говоря юридическим языком, обращения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля, а также любые новости, появившиеся в средствах массовой информации, свидетельствующие о нарушениях следующих положений:

  • угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия;
  • нарушение прав потребителей.

И самый критичный вариант проверок – внезапные проверки стоматологических кабинетов (клиник), о которых становится известно только в момент начала проверки. Вся нагрузка в данном случае ложится на персонал клиники. Конечно, в идеале всегда следует соблюдать определенные правила, которые позволят достойно выходить из ситуации в связи с любой проверкой.

Внезапные проверки уполномочены проводить следующие учреждения:

  1. Управление налоговой службы.
  2. Роспотребнадзор.
  3. Прокуратура.
  4. Управление по контролю за оборотом наркотиков МВД России.

Какие нарушения выявляются в ходе проверки стоматологических кабинетов

Очень важно помнить: с какой бы проверкой контролирующие органы ни пришли в стоматологический кабинет (клинику), первое, что вы обязаны предъявить – лицензию, подтверждающую ваше право оказывать медицинские услуги, документы права собственности на помещение, в котором вы эти услуги оказываете, либо договор аренды, регламентирующий ваше право находиться в этом помещении, дипломы о профильном образовании медицинского персонала, который оказывает услуги населению, подтверждающие квалификацию. Отсутствие или несоответствие каких-либо этих бумаг могут повлечь за собой последствия, которые серьезно повлияют на ход вашего бизнеса.

  1. Отсутствие у стоматологического кабинета (клиники) документов, которые подтверждают легитимность нахождения в данном здании. В этой связи свидетельство о собственности либо договор аренды – важные бумаги, которые следует предъявлять по первому требованию представителей контролирующих организаций.
  2. Несоответствие самого здания либо помещения, в котором вы оказываете стоматологические услуги населению, санитарным правилам и нормам, организационно-техническим требованиям. А также несоответствие материально-технического оснащения всем необходимым нормам для осуществления данной деятельности. Использование медицинских технологий, препаратов, неразрешенных к применению Министерством здравоохранения РФ.
  3. Несоблюдение в вашем стоматологическом кабинете (клинике) норм охраны труда и противопожарной безопасности. Отсутствие в штате стоматологического кабинета (клиники) работников, осуществляющих лицензированную деятельность – средний и высококвалифицированный медицинский, инженерно-технический персонал, не имеющий среднего специального, высшего специального образования, дополнительной подготовки, соответствующего характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также стажа работы пять и более лет.
  4. Отсутствие у индивидуального предпринимателя, осуществляющего лицензируемую деятельность, среднего специального или высшего профильного образования, а также специальной подготовки, соответствующих характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также стажа работы два и более года.
  5. Невыполнение юридическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем обязательных требований по повышению квалификации медицинского персонала своего стоматологического кабинета (клиники).

Все вышеперечисленные нарушения наверняка окажутся в центре внимания проверки лечебного учреждения и могут привести к серьезным последствиям. Нужно понимать, что полный перечень нарушений не могут составить даже консультанты, оказывающие услуги в сфере консалтинга стоматологического бизнеса, поскольку нормативная база позволяет чиновникам весьма широко трактовать закон и включать в список все новые и новые нарушения.

Проверки стоматологических кабинетов Роспотребнадзором

Роспотребнадзор уполномочен:

  1. Проверять документы об образовании, медицинские книжки, трудовые договоры работников.
  2. Проверять ведение журналов, рекомендованных для учета мероприятий по контролю, лицензий на товары и услуги, работу кассовых аппаратов на предприятиях торговли.
  3. Выдавать предписания, обязательные для исполнения вследствие проверки, проверять по истечении срока исполнение предписаний.
  4. Облагать штрафами в рамках своих компетенций.
  5. Контролировать исполнение положений закона «О защите прав потребителя».
  6. Выдавать санитарно-эпидемиологические заключения в случае прохождения комиссии.
  7. Проверять соответствие объекта требованиям СанПиН.
  8. Аттестовывать работников, занимающихся производством, хранением, перевозкой и реализацией продуктов питания и питьевой воды.
  9. Осуществлять учет, статистику и контроль.
  10. Следить за состоянием воздуха, почв.
  11. Проверять проведение своевременных санитарных мероприятий.

Роспотребнадзор имеет право принимать следующие меры взысканий по результатам проверки:

  1. Оформлять предписания по результатам выявленных нарушений.
  2. Облагать штрафным санкциями.
  3. Приостанавливать деятельность предприятия на определенный срок.
  4. Подавать в суд в случае угрозы здоровью и жизни потребителей по вине предприятия или свершившемуся факту.

Величина штрафных санкций напрямую зависит от тяжести нарушений. Так, например, распространение инфекций – наиболее тяжкий проступок. Штрафа – от 100 до 200 МРОТ, а также может грозить уголовная статья (от 2 до 5 лет заключения), в зависимости от тяжести. В случае нарушений санитарных норм штрафные санкции не так велики  – от 5 до 10 МРОТ. Альтернативным вариантом санкционного воздействия может быть приостановка деятельности клиники на 3 месяца. В случае, если повторная проверка Роспотребнадзора выявит те же нарушения, штрафы будут составлять от 10 до 20 МРОТ.

Средняя величина штрафов колеблется от 20 000 до 200 000 рублей. В этом случае составляется протокол о привлечении к административной ответственности. Величина штрафа напрямую зависит от статуса виновного лица. Штраф, выписанный на юридическое лицо, будет значительно больше, чем за аналогичный проступок, совершенный физическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Чтобы не опасаться Роспотребнадзора и спокойно осуществлять деятельность, стоматологическим кабинетам (клиникам) необходимо соблюдать все санитарные требования и работать в соответствии с федеральными законами. Если же все-таки после очередной проверки к вашему учреждению применены санкции в виде штрафов, нужно незамедлительно погасить их и исправить выявленные нарушения и несоответствия. А теперь обсудим типичные нарушения, которые выявляет Роспотребнадзор во время проверок стоматологических кабинетов (клиник):

  1. В договорах на оказание услуг не указаны гарантийные сроки и прочие обязательные сведения.
  2. На информационных стендах отсутствуют сведения о квалификации медицинского персонала.
  3. Не соблюдается режим обработки оборудования, стерилизации расходников.
  4. Не производится дезинфекция инвентаря, не соблюдаются пропорции концентрации дезинфицирующего раствора.
  5. Одноразовые инструменты не дезинфицируются перед вывозом и утилизацией.
  6. Отсутствуют автономные вытяжки в санузлах стоматологических кабинетов (клиник).
  7. Работники не соблюдают личную гигиену, либо отсутствуют условия для ее соблюдения.
  8. Аптечка не укомплектована необходимыми препаратами с точки зрения обязательных требований, в том числе ВИЧ-аптечка.
  9. Отсутствует маркировка на емкостях с дезинфицирующим раствором.
  10. Здания и помещения, в которых располагается стоматологическая клиника или кабинет, не соответствуют организационно-техническими требованиям, предъявляемым к ним в части размера, отделки и прочих условий.
  11. Нарушаются правила торговли. Отсутствуют ценники или другая информация о стоимости предоставляемых населению товаров и услуг.
  12. Отсутствует инструктаж медицинского персонала в части работы с источниками ионизирующего излучения.
  13. Нарушаются требования, предъявляемые к индивидуальным дозиметрическим проверкам сотрудников стоматологических кабинетов (клиник).

По итогам проверки Роспотребнадзора составляется санитарно-эпидемиологическое заключение. Оно необходимо как индикатор соответствия продукции требованиям СанПиН. Для многих заказчиков важным критерием в принятии решения работать с продукцией того или иного поставщика является наличие у последнего санитарно-эпидемиологического заключения.

Также составляется акт проверки, в котором отражают заключение комиссии санитарно-эпидемиологической станции, один экземпляр остается у проверяющей организации, а другой передается стоматологическому кабинету. И здесь необходимо соблюсти определенную процедуру: передать акт юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю под расписку, о чем внести соответствующую запись в журнале контроля инспекций.

Нарушения фиксируются в протоколе, заверяемом ответственным лицом – представителем стоматологии.

Проверки стоматологических клиник Росздравнадзором

Росздравнадзор – это федеральная служба, осуществляющая надзор в сфере здравоохранения и социального развития. Полномочия этой организация чрезвычайно широки. Они включают в себя:

  1. Соблюдение лицензионных требований.
  2. Соблюдение стандартов оказания медицинской помощи, контроль качества медицинской деятельности.
  3. Соблюдение норм в сфере обращения лекарственных средств, мониторинг безопасности медицинских изделий.
  4. Мониторинг достоверности данных статистики, предоставленных медицинскими учреждениями.

При проверке стоматологических кабинетов (клиник) нарушение лицензионной деятельности влечет за собой серьезные последствия в виде возбуждения административных дел по части 3-4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Если стоматологический кабинет (клиника) нарушает требования или условия, предусмотренные лицензией, это повлечет за собой последствия в виде штрафных санкций как для физических, так и для юридических лиц. От 1 500 до 2 000 рублей в первом случае и от 30 000 до 40 000 рублей – во втором.

Если стоматологический кабинет (клиника) грубо нарушает требования и условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), размер штрафных санкций будет уже на порядок выше. Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4 000 до 8 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Требования к оценке эффективности медицинской помощи закреплены законодательно. Есть несколько документов, в которых определены порядок, правила и требования к осуществлению внутреннего, ведомственного и государственного контроля качества медицинской помощи:

  1. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».
  2. Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности».
  3. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. N 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности».

Внутренний контроль качества, который регламентируется Приказом Минздравсоцразвития № 502н – это зона ответственности стоматологических кабинетов (клиник). В данном случае важной составляющей успешной проверки лечебного учреждения является наличие в нем врачебной комиссии. Документы, регламентирующие деятельность комиссии, также должны быть в порядке – Положение о работе комиссии, план-график заседаний, протоколы заседаний, экспертные карты оценки медицинской помощи, регулярные отчеты председателя врачебной комиссии. Несоблюдение этих процедур является типичным нарушением, которое выявляет Росздравнадзор при проверке стоматологических кабинетов.

Нарушения стандартов оказания медицинской помощи представляют, по сути, нарушения лицензионной деятельности и караются возбуждением административных дел по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Алгоритм подготовки к проверке стоматологических кабинетов Росздравнадзором:

  1. Необходимо мониторить сайт территориальной прокуратуры, а также территориального органа Росздравнадзора на предмет дат и целей возможных проверок.
  2. Исходя из цели проверки, следует привести все процессы внутри стоматологического кабинета (клиники) в соответствие с Административным регламентом: лицензионную деятельность, стандарты оказания медицинских услуг, обращение медицинских изделий и лекарственных препаратов.
  3.  Создать все необходимые для лечебного учреждения локально-нормативные акты, Положения, регламентирующие деятельность в этом направлении, и назначить ответственных лиц.
  4. Привести в порядок все журналы, протоколы, регистрационные удостоверения.
  5. Провести внутренний аудит всех подвергающихся проверке направлений и генеральную уборку в стоматологическом кабинете (клинике).

Как вести себя персоналу в случае проверки

Персоналу стоматологической клиники следует сохранять доброжелательный настрой и быть готовым к сотрудничеству.

Администратору необходимо назначить или представить проверяющим менеджера-координатора, который будет осуществлять основную коммуникацию с должностными лицами.

Менеджер-координатор должен знать свои права и обязанности:

  1. Он вправе запросить у проверяющих все необходимые документы, подтверждающие легитимность проверки: удостоверения, постановление, распоряжение, приказ о проведении проверки.
  2. Он вправе переписать или как-то еще зафиксировать ФИО, должности и название проверяющего органа всех участников проверки.
  3. Менеджер-координатор вправе запросить документ, являющийся основанием к проверке, и получить устные разъяснения.
  4. Он вправе снять копии со всех документов. Установить точное название проверяющей организации и выяснить цель проверки.
  5. Уведомить администрацию клиники о проверке, сообщить о ее цели и назвать должность и ФИО старшего должностного лица, отвечающего за проверку.
  6. Действовать в строгом соответствии с выданными ему распоряжениями.
  7. Изучать любые документы, с которыми сотрудникам клиники предлагают ознакомиться.
  8. Изучить документы, которые ему предлагают подписать, и снять с них копию.
  9. Ставить личную подпись на документах только в том случае, если он являлся свидетелем описываемых событий либо информация изложена в документе верно. В противной ситуации ходатайствовать о внесении уточнений должностным лицом либо самому вносить уточнения в непосредственной близости со своей подписью. Не упреждать события: ставить подпись о получении только после получения, об ознакомлении – только после того, как ознакомится с документом.
  10. Менеджер-координатор обязан допустить проверяющих лиц на территорию клиники и всюду сопровождать их, присутствуя при осуществлении любых действий.
  11. Давать устные комментарии исключительно в рамках своих полномочий. Если менеджер-координатор не знает, как ответить на вопрос, брать тайм-аут для консультации с непосредственным руководителем.
  12. При возникновении каких-либо сомнений сразу же консультироваться с администрацией клиники.
  13. При завершении проверки все копии документов с докладной запиской на имя генерального директора передать своему непосредственному руководителю.

Старший ассистент смены после получения информации о проверке должен выполнить следующие действия:

  1. Убрать из поля видимости все материалы и инструменты, которые не должны находиться в кабинетах стоматологической клиники.
  2. Очистить все емкости для мусора и обеспечить соответствие стандарту хранения по классу.
  3. Проверить наличие в стоматологическом кабинете (клинике) всех необходимых журналов. Они должны быть заполнены в соответствии со стандартами и требованиями, предъявляемыми к таким документам.

Во многом положительному результату проверки будет способствовать слаженная и профессиональная работа всей команды клиники. Поэтому будьте спокойны и дружелюбны, соблюдайте благожелательный настрой по отношению к должностным лицам, осуществляющим проверку.

Ограничения проверяющих в ходе проверки стоматологии

Статья 15 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» позволит вам защитить себя от необоснованных и чрезмерных действий контролирующих органов. Итак, что же входит в этот перечень и что органы контроля осуществлять не вправе?

  1. Проверять соблюдение тех требований, которые не относятся к юрисдикции и полномочиям проверяющих органов, от имени которых действуют должностные лица.
  2. Проводить плановую или внеплановую выездные проверки, когда отсутствует руководитель или его представитель. Основание к такой проверке может быть предусмотрено подпунктом 2 пункта 2 части второй статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
  3. Требовать предоставления документов или образцов продукции, проб обследования окружающей среды, если они не являются объектом проверки. Не вправе изымать подлинники документов, относящихся к этим объектам.
  4. Не вправе отбирать образцы продукции, окружающей и производственной среды для проведения исследований без протоколов об изъятии образцов, кроме того, с нарушениями установленной формы и количественных нормативов, а также нарушая национальные стандарты, правила отбора образцов, проб и методов их исследований, испытаний, измерений, технических регламентов.
  5. Распространять как-либо информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную тайну, полученную в ходе проверки, за исключением случаев, предусмотренных законом Российской Федерации.
  6. Изменять или затягивать сроки проверки.
  7. Информировать юридические лица и индивидуальных предпринимателей о проведении мероприятий по контролю по выданным предписаниям за их счет.
  8. Требовать документы либо информацию от юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые находятся в распоряжении иных государственных органов или подведомственных государственным органам организациях, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень.
  9. Требовать документы либо информацию от юридического лица, индивидуального предпринимателя до даты начала проведения проверки. Но здесь нужно помнить, что орган государственного надзора, орган муниципального контроля после приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы.

Оспаривание и отмена результатов проверки стоматологических клиник

Вы можете оспорить наложенные на стоматологическую клинику санкции. Только необходимо помнить, что существуют сроки, ограничивающие эту процедуру.

Срок оспаривания постановления о наложении штрафа равен десяти дням с момента вручения копии постановления. Срок оспаривания предписания равен трем месяцам.

Кроме того, судебные органы учитывают нарушения, за которые стоматологический кабинет (клиника) была привлечена к административной ответственности.

Штрафы или предписания, не связанные с предпринимательской детальностью – нарушения санитарно-эпидемиологических норм, охраны окружающей среды, природопользования, безопасности дорожного движения, охраны труда, пожарной безопасности, трудового законодательства, – оспариваются в суде общей юрисдикции.

Если нарушения, допускаемые стоматологическим кабинетом (клиникой), связаны с предпринимательской деятельностью (нарушения законодательства о защите конкуренции, закона о рекламе), такие дела оспариваются уже в Арбитражном суде. Это недавняя тенденция в судебной практике, и связана она с реформой в судебной системе. Произошло объединение Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации. До этого оспаривание всех штрафов и предписаний осуществлял Арбитражный суд. Теперь же нарушения, не связанные с предпринимательской деятельностью, обжалуются в суде общей юрисдикции.

Также важно знать, в каких случаях стоматологический кабинет (клиника) может отменить результаты проверки контролирующими органами. Отмена предписаний и штрафных санкций возможна только в случае:

  • отсутствия фактического нарушения закона;
  • отсутствия оснований для проведения проверки;
  • допущения контролирующими органами грубых нарушений, которые связаны с уведомлениями, сроками проверки, документальным сопровождением последней;
  • отсутствия документального подтверждения выявленного контролирующими органами нарушения.

Статистика таких дел демонстрирует достаточно высокий процент последних от общего количества административных дел, решаемых в пользу лиц, оспаривающих результаты проверки. Так что можно с полной ответственностью заявлять, что судебный механизм работает достаточно эффективно с точки зрения защиты интересов проверяемых организаций.

Но судебная реформа, которая вынесла часть подобных дел в зону ответственности судов общей юрисдикции, сделала механизм защиты менее прогнозируемым и предсказуемым, поскольку в судах общей юрисдикции пока еще нет достаточной практики и устойчивых подходов к решению подобных административных дел.

В любом случае важно знать, как успешно пройти проверку любой контролирующей организации. Но так же значимо привлечь в нужный момент таких специалистов, которые помогу минимизировать риски проверки уже на этапе ее проведения и своими грамотными, умелыми действиями облегчат оспаривание решений по итогам данных проверок в суде.

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль