Как повысить эффективность бизнеса через анализ проблем в процессах

338
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Литти Сергей
Эксперт по развитию производственных систем, Москва

Как повысить эффективность бизнеса? Очень просто: надо найти и оптимизировать процессы, которые работают плохо. Есть два способа. «Объективный» включает замеры, картирование, статистический анализ и аудит процессов. «Субъективный» предполагает опросы сотрудников, которые участвуют в процессе. Однако недостаточно просто составить перечень проблем, так как их бывает очень много. Что же делать? Есть несколько полезных рекомендаций.

1. Поставьте цель

Учитывайте четыре основные области, когда ставите цель. Цель должна соответствовать принципам SMART (англ. specific, measurable, achievable, relevant, time-bound — конкретный, измеримый, достижимый, актуальный, ограниченный по времени).

Например, плохо звучит цель — «повышение качества продукции». Лучше конкретизировать, введя измеримые показатели: «уменьшить долю несоответствующей продукции в общем объеме выпускаемых изделий с 1 до 0,5% к концу текущего года». Целевой порог должен быть реальным. Сотрудник или подразделение, перед которыми ставится цель, должны понимать, что они могут ее достичь.

Другие примеры хорошо сформулированных целей:

  • сократить к концу 2018 года количество ошибок, выявленных в проектно-сметной документации, на 30% относительно прошлого года;
  • увеличить долю заявок на техническую поддержку, выполненных в срок, к концу 2017 года с 92 до 97%;
  • сократить среднее время производства изделия с семи до четырех дней к концу 2017 года;
  • увеличить выручку от реализации на одного работающего с 340 до 500 тыс. руб.;
  • уменьшить к концу текущего года себестоимость обработки одного изделия на 10%.

Как повысить эффективность бизнеса через анализ проблем в процессах

2. Выявите узкие места

Универсальные инструменты для поиска узких мест — карта потока создания ценности и диаграмма-«спагетти». Например, нефтесервисная компания столкнулась с ростом числа претензий со стороны заказчиков. Диспетчерские службы не успевали выполнять заявки на поставку аппаратуры. Такие опоздания были чреваты многомиллионными штрафами. Для решения проблемы компания запустила отдельный проект. Для начала сконцентрировались на процессе подготовки партии к выполнению заявки. Процесс поставки аппаратуры разбили на следующие этапы:

  • подготовка автотранспорта;
  • получение заявки на выполнение работ;
  • подготовка документов для выполнения заявок;
  • получение и проверка аппаратуры для работы.

Карта потока создания ценности. Компания нарисовала карту потока создания ценности. С ее помощью выделили операции, которые не создают ценность с точки зрения процесса. Время, которое создает ценность, — 31 минута. Общая потеря времени — 73 минуты. Это время складывается из:

  • ожидания между операциями — 21 минута;
  • переходов сотрудников — 21 минута;
  • общего объема потерь в операциях — 31 минута.

Установили, что самые большие потери происходят при получении аппаратуры и во время ее калибровки.

Объем потерь составлял 500 тыс. руб. Если же учесть риски из-за возможных штрафных санкций, компания могла потерять миллионы.

повысить эффективность бизнеса

Диаграмма-«спагетти». С помощью этого инструмента компания проанализировала все перемещения людей и техники по территории базы при выполнении заявки. Общие потери времени из-за перемещений составили 21 минуту. 

3. Проанализируйте проблемы

Чтобы повысить эффективность бизнеса, необходимо распределить все проблемы по трем категориям с помощью методики «дерево проблем»: симптомы, истинные и корневые проблемы.

повысить эффективность бизнеса

Симптомы — внешние проявления нежелательной ситуации. Работа с ними не приводит к устойчивому улучшению процессов. Симптомы можно разделить на раздражители, обвинения и нехватку ресурсов.

Истинные проблемы — причины симптомов. Отличаются тем, что их решение значительно снижает число нежелательных явлений, но не надолго, через какое-то время проблемы снова вернутся.

Корневые проблемы — первопричины всех симптомов. Как только вы их устраняете, количество симптомов уменьшается или они вовсе исчезают.

Как это работает? Для выявления причин и следствий возьмите две проблемы и проанализируйте, если ли между ними какая-то связь. Например, корневая проблема состоит в том, что неисправная аппаратура хранится вместе с исправной. В чем причина? В том, что при комплектовании аппаратуры приходится искать исправную. Почему это происходит? На базе не хватает людей для подготовки аппаратуры. Постепенно все причины выстраиваются в виде причинно-следственных связей в «дерево проблем».

Итоги

Компания провела более 20 организационно-технических мероприятий. В результате удалось в три раза сократить время простоев скважин, и число претензий заказчиков резко уменьшилось.

Как повысить эффективность бизнеса через анализ проблем в процессах

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль