text
Генеральный директор

7 хитрых приемов, как остановить хамов и грубиянов

  • 28 апреля 2018
  • 32411
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Хамы и грубияны могут испортить нам настроение надолго. К сожалению, от таких людей никто не застрахован. И здесь важно не попасться на их удочку, начав кричать в ответ, а правильно уйти от удара, обратив энергию крикунов против них же. Есть семь быстродействующих приемов, как выйти из такой ситуации победителем и даже сохранить отношения, если для вас это важно.

Прием 1.

Если кто-то кричит на вас, сделайте над собой усилие и сохраните спокойствие, оставаясь невозмутимым. Ваше поведение спровоцирует у крикуна злость, но она быстро утихнет. Ее сменит чувство вины за свое вызывающее и агрессивное поведение. Скорее всего, просить прощения станет именно кричащий. В июльском номере мы писали, как правильно вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы выжать из них максимум пользы для себя или компании.

Прием 2.

Еще один интересный вариант правильной реакции на крикуна предложил психолог Михаил Литвак в своей знаменитой книге «Психологическое айкидо в деле». Если на вас кричат, надо сосредоточить взгляд на чем-то — например, на пуговицах оппонента. На вопрос «На что это ты там уставился» можно ответить так: «Я пересчитываю пуговицы — всегда так делаю, когда мне хочется кого-то убить, но лучше сдержаться». Замешательство крикуна поможет завершить сцену не полюбовно, но в тишине и без усугублений.

Прием 3.

Если вы знаете, что услышите от человека критику, наберитесь смелости и постарайтесь сесть или встать с ним рядом — в данном случае он смягчится, и негатива от него будет исходить в разы меньше, чем если бы вы находились на расстоянии.

Прием 4.

Этот прием подходит для тех случаев, когда важно сохранить с критикующим хорошие отношения. Предложил его Михаил Литвак в книге «Психологическое айкидо в деле». Сначала нужно поднять значимость партнера. Например: «Да, действительно получилось глупо. Спасибо, что обратили мое внимание — Ваше мнение для меня важно». А затем свести критику к конструктивной, используя метод негативного расспрашивания. К примеру, вам говорят, что вы все испортили. Спросите, что самого плохого случилось, чем это грозит, как можно исправить — постепенно придете к конкретному совету, за который можно поблагодарить.

Прием 5.

И еще два приема (5 и 6) от Литвака. Если критика бесполезна, игнорируйте. Реакция будет зависеть от того, насколько для вас важен собеседник. Если нужно сохранить отношения, избегайте в любом виде повторять его слова — отвечайте в духе «я понимаю вашу точку зрения, но буду делать так-то» столько раз, сколько потребуется. Если визави не очень важен, можно молча игнорировать.

Прием 6.

Неконструктивную критику амортизируйте «туманом». Туман в данном случае — это поток фраз и слов, которые особо ничего не значат, но создают у собеседника ощущение вашей правильной реакции на критику. Например, вам говорят, что вы вчера не прислали отчет в срок. Используйте один из нескольких видов туманных амортизаций.

— Согласие в принципе: «Да, Вы правы, сотрудники не должны срывать сроки, все должны работать аккуратнее и добросовестней».

— Согласие со странным. Порой критикующий использует аксиомы — банальные или странные, в ответ на которые легко уйти от критики именно вас. Например, вам говорят: «Задерживать сдачу отчета недопустимо, могли бы спросить совета у кого-нибудь, если не справляетесь!». А вы в ответ: «Да, возможно мне нужно поработать над техникой задавания вопросов».

— Амортизация аксиомами. Полезно иметь под рукой конструкции, варьируя которые можно уйти от большей части неконструктивной критики. Например: «Все люди разные», «Все живут по-разному», «Все люди по-разному реагируют на события», «Каждый прав на своем месте», «Некоторые эффекты от работы будут заметны только спустя время», «Товары разного качества стоят разных денег» и т.п.

Прием 7.

Когда вы сильно волнуетесь, постарайтесь заставить себя дышать спокойнее и уравновесить стук сердца. Нам действительно под силу контролировать свой стресс с помощью более уравновешенного дыхания.

Многие из этих советов предложил психолог Михаил Литвак в своей книге «Психологическое айкидо в деле». Краткий обзор этой книги вы можете прочитать в нашей Библиотеке «Главная мысль».

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.