Обучение стоматологов: направления, сроки, бюджет

108
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Лечебные заведения, предполагающие ответственный подход к пациентам, должны всегда помнить про то, что практикующие у них стоматологи обязаны постоянно повышать квалификацию, проходить при необходимости обучение, совершенствоваться. Ведь получение новых знаний, практических навыков позволит им применять передовые методы и способы оказания медицинской помощи, лучше понимать биохимические процессы в организме, причины появления тех или иных болезней. 

Нужно ли дополнительное обучение врачей-стоматологов

Первоначально для любой клиники необходимо определиться, нужно ли ей в принципе обучение персонала и в какой степени. Потому что всегда есть пациенты и посетители, которые будут проявлять возмущение тем, что их лечит стоматолог без необходимых знаний и навыков. Дополнительно при этом они будут указывать на то, что сегодня благодаря передовым технологиям и развитию уровня медицины появились различные продвинутые методы лечения, реабилитации, постановки диагноза, новые лекарства и т. д.

Такое мышление пациентов в принципе предсказуемо. Но ведь проблему можно рассматривать с разных сторон. Никто не откажется узнать, что думают сами врачи по поводу изучения ими новой информации. К тому же стоит также выяснить мнение и желание руководства относительно необходимости в дополнительных знаниях, а также и взгляд сотрудников на то, стоит ли использовать на это рабочее, а иногда и личное время.

Обучение стоматологов: направления, сроки, бюджет

Всё вышеперечисленное можно свести к трем выводам:

  1. Необходимость прохождения обучения, поиск мотивации каждый человек обосновывает для себя различными способами, и стоматологи в этом плане ничуть не отличаются от большинства.
  2. Если кто-то действительно пожелает повысить свой уровень знаний, то он будет читать литературу и в том случае, если клиника отправит его на обучение, а также если этого не произойдет. Руководство может только помочь ему достичь желаемой цели быстрее.
  3. Если каждый стоматолог после прохождения обучения, семинаров, занятий, курсов и т. д. начнет применять усвоенный материал на практике, то можно говорить о возникновении глобального роста в профессиональном плане.

Однако в связи с этим возникнет другая проблема. Стоматологи осознают, что благодаря новым знаниям они становятся более ценными сотрудниками, а следовательно, захотят лучших условий труда и более высокой платы. Но не всякая клиника сможет себе позволить удовлетворить возросшие запросы.

Да и к тому же средства, затрачиваемые на обучение стоматологов, не возникают из воздуха – их предоставляют либо собственники, либо для сбора необходимой суммы повышается стоимость услуг. И если никакой отдачи не возникнет, то владельцы вряд ли поддержат идею очередного увеличения расходов в учреждении.

И вполне возможно возникновение такой ситуации, когда клинике придется смириться, что в данном случае она как рабочее место не соответствует запросам свежеобученного стоматолога. И что он вместо того, чтобы думать об улучшении финансового положения заведения, в котором трудится, будет заботиться о том, как повысить свое собственное благосостояние и найти более комфортное рабочее место. При таком положении дел можно сделать вывод, что глобальное совершенствование в профессиональном плане клинике не нужно.

Если обучение стоматологов проходит на регулярной и постоянной основе, и при этом знания врачами впитываются с максимальной эффективностью, то возможно возникновение ситуации, когда уже не существует четких критериев определения уровня образованности и навыков того или иного специалиста. То есть рост в профессиональном плане становится номинальной величиной, просто имеющей место в обязательном порядке. Отсюда полное отсутствие капитализации потраченных средств, так как прохождение дополнительного обучения уже не означает повышения своих конкурентных преимуществ.

Понятное дело, что в реальности всё не настолько плохо. По той причине, что если какой-то стоматолог возьмет от обучения всё, то другие используют только часть полученных знаний, а некоторые не применяют их на практике вообще. Такое отношение и влияет на развитие карьеры и повышение своей конкурентоспособности. Руководство должно понимать, что глупо ожидать от разных людей одинаковых результатов, непременно успешных. Лучше всего подумать и выбрать оптимальное обучение для врачей, позволяющее в дальнейшем получить максимальную отдачу.

  • Категории врачей-стоматологов: требования и порядок присвоения
  • l>

    Обучение стоматологов состоит из 3 разделов

    Подготовка специалистов сегодня состоит из трех больших областей.

    Первая посвящена установлению диагнозов и назначению лечения. На данный момент на указанную тему есть не очень много толковых семинаров, но тем не менее имеются вполне достойные. Также радует, что наконец-то возникают программы для работы при совмещении специализаций.

    К примеру, стоматолог-терапевт и одновременно ортодонт. Уже есть программы для совмещения терапевтических функций с работой над реставрацией зубов. То есть пациенты видят, что задача эндодонтии в первую очередь – это восстановить зуб и его функции. Также существуют и другие программы по диагностике. Хорошо известно, что наша образовательная сфера абсолютно упустила из вида такую отрасль, как гнатологию. Поэтому первая область – лечения и диагностики – очень обширна, и врачу здесь нужно выбирать и концентрироваться на том, что ему интересно прежде всего и что он сможет практиковать в дальнейшем с максимальным профессионализмом, потому что только при таком условии у него будет много клиентов.

    Второй областью является консультирование пациентов и сопровождающий его процесс коммуникации. Это очень важная часть, так как мало уметь хорошо ставить диагноз и лечить. Чтобы начать оказывать медицинскую помощь, нужно полноценно пообщаться с пациентом, доходчиво объяснить ему всю информацию по диагнозу и терапии. Если стоматолог не обладает этими навыками, то даже будь он суперпрофессионалом, у него не будет клиентов, так как он не умеет с ними общаться.

    Третья область, требующая внимания, это сфера, тоже не попавшая в систему образования. Имеется ввиду обучение грамотному ведению документов и юридических бумаг при оформлении пациентов. Неправильно мнение, бытующее среди врачей, что этим вопросом должна заниматься клиника, а не стоматолог. Сейчас другие времена, когда важно иметь документальное подтверждение всему. Поэтому умение правильно оформлять бумаги – та область, знания в которой необходимы. Но сегодня только малый процент клиник дает эти навыки на рабочих местах, и не так много обучающих курсов по данному направлению. Поэтому стоматологу стоит уметь составлять годичный бюджет, выделенный на обучение, ставить себе те задачи, которые помогут ему достичь желаемых целей.

    Нужно ли включать в обучение стоматологов развитие навыков продаж

    В Интернете существует любопытная версия о том, почему же у некоторых клиник недостаточная посещаемость и малое количество клиентов. Там утверждается, что причиной этого является неумение стоматологов таких заведений торговать услугами. Это очень удобный предлог как для различных тренеров, проводящих всякие обучающие семинары и стремящихся заполучить как можно больше клиентов, так как и руководителей лечебных учреждений, поскольку такое оправдание позволяет им снять с себя ответственность за плохое управление. Однако всякому здравомыслящему человеку будет ясно, что с позиции врача не совсем нравственно продавать пациентам услуги, в которых те не нуждаются из-за отсутствия показаний, то есть, по большому счету, находить у людей болезни, которых у них на самом деле нет.

    Если исключить фактор слишком высокой стоимости, то самой частой причиной отказа от лечения будет недоверие к стоматологу. Этот мотив выявлен в результате исследований. В качестве вывода можно предположить, что стоматологу стоит повышать свою квалификацию, чтобы вызывать доверие у пришедших на прием людей. Только тогда пациенты будут видеть в нем профессионала. То есть и этот вывод подтверждает необходимость последипломного обучения для стоматолога. Так как минимальное количество отказавшихся от лечения пациентов станет прекрасным доказательством успешного вложения денежных средств в повышение квалификации.

    Кто оплачивает дополнительное обучение стоматологов

    На сегодняшний день не возникает вопроса о том, где персоналу проходить обучение. Существует множество предложений для всех специальностей и должностей, начиная от медсестры и заканчивая гендиректором.

    Способы обучения также разнообразны. Это и обычное образование, и семинары у нас или за границей, индивидуально или в группе. Некоторые российские учебные заведения даже преподают МВА (master of business administration) в области медицины. Однако такое разнообразие чревато сложностью выбора подходящего варианта непосредственно для ваших сотрудников. Плюс во многих клиниках существует проблема посерьезнее – капитализация расходов на обучение стоматолога. То есть не во всех учреждениях понимают, как превратить эти затраты в доходную статью впоследствии. Отсюда возникает вопрос платы за учебу. Кто именно должен это делать – сам стоматолог или заведение, где он работает?

    Руководители больших клиник или целой группы, штат которых порядка 100 или более врачей, знают, что бюджет на обучение составляет в год миллионы рублей. При таких расходах персонал будет сложно убедить платить за это самостоятельно. Кто-то всегда окажется против. Да и заполучить в такую клинику стоматолога с непременным условием самому оплатить обучение практически нереально. Поэтому надо хорошенько продумать, как подобные инвестиции могут окупиться.

    Для решения задачи достаточно логически поразмыслить. Для чего клиника отправляет врачей учиться? Либо для того, чтобы оказываемая ими помощь стала более эффективной, либо для применения ими новых методик и аппаратуры. Но так как технологические новинки в любом случае приводят к более результативной работе, то качество становится главным критерием. И здесь возникает вопрос, как именно оно в клинике измеряется?

    Почти все оценочные методы сравнивают соответствие плана с фактическим результатом. В этом нет никаких новых сведений, как нет их и в том, что медицинский план должен соответствовать стандартам оказываемой врачами помощи. И также всем общеизвестно, что каждая клиника может устанавливать свои нормы, главное, чтобы они были разработаны на основе федеральных и их качество не ухудшалось. К примеру, коффердам по федеральным стандартам не применятся, но по своим клиника может его использовать. Вывод – врач должен осуществлять деятельность, основываясь на нормативах. Так что для определения того, насколько качественно трудится стоматолог, нужно всего лишь опираться на стандарты и внутриклиническую экспертную практику. С их помощью можно увидеть, что необходимо сделать стоматологу для улучшения работы. А отсюда уже будет следовать необходимость обучения. А его результативность определяется с помощью проверок.

    Итогом вышеизложенного становится понимание того, что без установленных стандартов в клинике и без системы КЭР очень сложно планировать обучение врачей, а также определять эффективность полученных ими знаний и навыков. Этот логический вывод будет понятен каждому руководителю или собственнику.

    Как оптимизировать бюджет на обучение стоматологов

    В каждой клинике стоит иметь официально разработанный и утвержденный план обучения стоматологов. Он поможет грамотно распределять финансы учреждения и составить оптимальную смету.

    Бюджет должен быть также официально задокументирован, в нем необходимо четко расписать все расходы на предстоящее обучение сотрудников. Чаще всего он бывает годовым. С его помощью финансы клиники распределяются на имеющиеся задачи согласно их приоритетности. В первую очередь средства идут на основные цели, к примеру повышение профессиональных навыков стоматологов, а во вторую – на второстепенные, в частности курсы для администраторов.

    Есть несколько самых известных способов, как произвести расчет средств, выделяемых на обучение стоматологов, стоимости курсов для достижения оптимального бюджета. Выглядят они следующим образом:

  1. Выбирать обучение иной формы. К примеру, стандартным набором качеств, необходимых для приема на работу администратором в клинику стоматологии, будут требования к возрасту, внешности, плюс образование обязательно высшее. Однако почему-то руководством клиники игнорируется факт, что девушка с хорошей внешностью и с высшим образованием вряд ли захочет долго работать обычным администратором. Для нее это временное место, и она будет искать вакансию получше. Поэтому нет смысла вкладывать в обучение администратора большие деньги, ведь средняя стоимость тренинга длиной в два дня составляет от 10 до 12 тыс. руб.
  2. Меньше отправлять сотрудников на платные курсы, к примеру на различные семинары или тренинги, конференции и т. д., особенно если они проводятся в других городах.
  3. Составить план повышения квалификации и подписать договор с одной обучающей компанией на проведение нескольких мероприятий. Обычно в таком случае фирма предоставляет скидку.
  4. Сократить расходы на обучение единичных специалистов. Если стоимость мероприятия не зависит от количественного фактора, то лучше на него позвать всех сотрудников, которым оно может быть полезно.
  5. Организовать дистанционное обучение стоматологов. Можно давать новую информацию с помощью вебинаров. Сегодняшний уровень развития технологий позволяет проходить обучение, присутствуя на работе. Плюс такого метода – не нужно заниматься организацией мероприятия, ждать приезда преподавателя. Тем более что обучение онлайн предполагает и общение с лектором в специальном чате, и повторные просмотры вебинара в записи. При таком режиме учащиеся могут несколько раз возвращаться к наиболее заинтересовавшим их моментам, осмысливать информацию. Зачастую преподаватель отдает студентам записи своих вебинаров на электронных устройствах, и они могут их просматривать даже без подключения к Интернету.

С какими проблемами может столкнуться врач-стоматолог, проходящий обучение

Есть одна весомая проблема в клиниках. Обучение становится всё обширнее, причем в каких-то просто невероятных объемах. Если посмотреть на то количество семинаров, тренингов и т. д., которые проводятся сегодня, и сравнить его с числом тех же мероприятий лет 10 назад, то можно заметить резкий скачок роста таких событий – даже не в десять, а скорее в сто раз. При этом руководитель, постоянно отдавая на подготовку персонала всё больше денег, ждет и адекватной отдачи, но увы, не всегда ее получает. Следствием становится обучение, которое стоматолог оплачивает из собственного кармана.

Врач, выбирая определенную образовательную программу для себя, сталкивается с тремя самыми распространенными проблемами.

Первая – нехватка времени. Обычно обучение означает полную занятость и, как следствие, невозможность работать. Стоматолог вынужден выбирать время, когда он может оторваться от практики, зачастую поехать в другой город на курсы. Это большая проблема.

Второй сложностью, очень существенной на сегодняшний день, является огромнейший информационный объем, предлагаемый врачу. Стоматолог не представляет, что же именно из имеющейся информации ему нужно выбрать. И следствием становятся частые жалобы врачей на то, что они ожидали один вид обучения, а в итоге получили совсем другой.

Третья проблема, тоже весомая, – это отсутствие средств на образовательные мероприятия. Стоматолог желает освоить наибольшее количество материала, получить новые знания во всех сферах, но это нереально. А между тем сегодня можно постигнуть очень много тем и вещей. Но нехватка финансов обычно не позволяет пройти все те виды обучения, которые хочется.

Обучение стоматологов: направления, сроки, бюджет

Подпишитесь и получите свежий номер журнала "Генеральный Директор", в котором:
    Подписаться со скидкой 55%>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем Ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и Вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль