Как работать с уникальными сотрудниками, которые считают себя незаменимыми

883
Фото © Pixabay
Фото © Pixabay

Каждый пятый работодатель, если перед ним будет выбор, предпочтет уникального сотрудника. Четверть — выберут рядового соискателя без особенных талантов, отказавшись от именитого специалиста, или даже принципиально не возьмут на работу звездного сотрудника. При этом две из трех компаний стремятся вырастить уникальных сотрудников внутри организации.

Неоднозначность результатов опроса можно интерпретировать так: работодатели стремятся обладать уникальными сотрудниками, но при этом не знают, как с ними работать.

Генеральные Директора поделились методикой, как работать с уникальными сотрудниками, то есть теми, кто может похвастаться большим опытом в своей сфере или обладает уникальными знаниями.

Важно предоставлять уникальным сотрудникам свободу действий в рамках трудовой дисциплины

София Иевенко, Управляющий партнер компании «Эксперт Разведка», Москва, кандидат экономических наук

Форензик-специалистов, то есть людей, которые занимаются расследованиями корпоративного мошенничества, финансовых преступлений, случаев нарушения местного и зарубежного антикоррупционного законодательства, в университетах не готовят. Подобные специалисты — уникальный товар. Помимо денежной компенсации, которая привязана к результату, моя система мотивации включает три компонента.

Я предоставляю свободу действий в рамках трудовой дисциплины. Почему? Наши заказчики ставят задачи слишком расплывчато. Например: «растут расходы, мы не можем платить дивиденды, возможно, из‑за воровства». Здесь успех дела зависит от креативности и чутья. Заранее непонятно, по какому алгоритму и где сотрудник будет искать. Значит, нельзя давить дедлайнами, требовать промежуточные результаты, отчитывать сотрудника за опоздание. Преступление могут раскрыть буквально за час до встречи с заказчиком.

Как руководитель, я контролирую ситуацию с дедлайнами. Но не напоминаю о них команде в навязчивой, «армейской» форме. Особенно это касается промежуточных результатов. Я не заставляю отчитываться сотрудников по часам, потому что это сбивает их с творческой волны. А запрашиваю статус работы в зависимости от того, когда наступила логическая пауза в творческом процессе.

Важный момент — работа плечом к плечу. Мне, как руководителю, важно спускаться на землю и работать с командой. Это дает понимание, что и как происходит в процессе расследования. Отпадает необходимость постоянно дергать сотрудников вопросом «когда?». Появляется доверие друг к другу, сродни ощущению родства между однополчанами.

Наконец, невозможно заставить уникального сотрудника учиться, особенно такого, который уже чувствует себя звездой. Поэтому я на своем примере показываю, как важно получать новые знания, осваивать и адаптировать для работы новые технологии, подходы.

Как работать с уникальными сотрудниками, которые считают себя незаменимыми

2 простых правила, как работать с уникальными сотрудниками

Ирина Кривенкова, Директор управления сервисов и учебного центра группы компаний Softline, Москва

У уникальных сотрудников как правило, уже есть имя и хороший доход. Поэтому при найме я «продаю» им себя как человека и грамотного руководителя, под началом которого комфортно работать. Узнайте, «Как правильно "продать" себя сотруднику».

Предлагаю интересные проекты и амбициозные задачи. И откровенно рассказываю про все минусы нового места, даю представление о реальном положении дел и предстоящих сложностях.

В работе выстраиваю партнерские отношения. Общение в парадигме «начальник — подчиненный», «слушай приказы!» с такими людьми непродуктивно. Здесь важен личный контакт. Я строю разговор в виде диалога и советов. Объясняю, почему в компании процесс устроен именно так или в силу каких факторов мы делаем или не делаем что‑либо. Излишняя формализация в общении, а также язык отчетов, презентаций и таблиц убивают личный контакт и открытость отношений.

Важно создать максимально комфортные условия для работы. Не специалисты под меня подстраиваются, а я под них. Достаточно не мешать этим сотрудникам работать и вовремя «подносить снаряды». Если человеку нужна команда — под него подбираются нужные люди, если он любит решать задачи один — предоставляю ему такую возможность.

В остальном я придерживаюсь двух простых правил. Первое — лучше позвонить и поговорить, чем писать длинные электронные письма. Второе — личная встреча в неформальной обстановке за обедом или завтраком продуктивнее беседы в переговорной комнате.

Надо, чтобы сотрудник создавал уникальный продукт и чтобы его возможности были востребованы обществом

Михаил Подколзин, Директор по развитию компании National Research, Москва

У меня таким специалистом был наборщик текстов. Его работоспособность достигала 50 страниц в сутки. Он макетировал книгу за один день, хотя по договору полагался срок до недели. В итоге наборщик стал подрабатывать на стороне, и сроки сдачи заказов резко затянулись. Я потребовал, чтобы он трудился только на меня. В итоге специалист ушел к конкурентам, которые предложили зарплату на 20% меньше, но с полным социальным пакетом и возможностью участвовать в сторонних проектах.

Уход уникального сотрудника привел к потерям, которые удалось компенсировать только через четыре месяца. Мне пришлось создать автономную систему макетирования изданий, то есть автоматизировать процесс.

Для себя я сделал вывод, что деньгами удержать такого человека нельзя. Надо, чтобы сотрудник создавал уникальный продукт и чтобы его возможности были востребованы обществом. Ценного специалиста можно удержать только через самореализацию. Если при этом он работает налево, пусть даже и с конкурентами, — не мешайте. Это нивелирует разницу между оплатами и даст возможность человеку реализоваться как профессионалу.

Рассказывает практик

Ольга Бодрова, Директор департамента персонала корпорации Barkli, Москва

Уникальные сотрудники в нашей компании — это люди, обладающие большим опытом общения с органами власти или в сфере реализации проектов жилой и коммерческой недвижимости. Они, разумеется, получают компенсацию не ниже среднерыночной, но одними деньгами дело не ограничивается. В условиях системы матричного подчинения, которая действует в нашей компании, у людей больше возможностей проявить свой потенциал, чем при стандартной иерархии.

Специалисты класса «А» участвуют не только в профильных, но и в смежных проектах. Так они могут расти профессионально и не терять интереса к работе. Например, чтобы найти новую площадку под объект, мы привлекаем маркетологов, продуктологов и сотрудников департамента техзаказчика. Этим смежным проектом они занимаются параллельно со своей текущей работой. Сотрудники, которые проявляют инициативу на различных проектах и достигают результатов, могут претендовать на повышенные бонусы. У нас была сотрудница, которая три дня ночевала на объекте, чтобы в срок сдать офис продаж. Материальные бонусы за такой выдающийся труд, как правило, составляют больше половины зарплаты сотрудника.

Как работать с уникальными сотрудниками, которые пользуются своей незаменимостью

Людмила Шустерова, Директор по стратегическому развитию компании BDO Unicon Outsourcing, Москва

Ваша цель — не просто выстроить отношения с сотрудником, обладающим уникальными знаниями, а продумать, как сотрудник будет передавать их коллегам, как можно их записать, чтобы они стали собственностью не только людей, но и фирмы. Не исключено, что сотрудник-звезда начнет противиться, особенно если он привык использовать манипулятивные техники, чтобы доказать свою незаменимость.

Даже если ценный специалист обладает высокой мотивацией и полностью лоялен к организации, вы не застрахованы от его потери. Болезнь, несчастный случай — всего один подобный инцидент, и вы можете потерять проект, на который делали ставку. Найдите рычаги влияния, которые подтолкнут сотрудника не только качественно и своевременно выполнять свои обязанности, но и передавать знания. Может, нужно подготовить документацию для проекта, который ведет ценный специалист, провести серию обучающих семинаров или прикрепить к нему стажера, который будет учиться в процессе работы.

Устройте «стресс-тест» — проследите, чтобы ваша звезда ушла в отпуск, и посмотрите, как работают процессы без него: все ли работы выполняются в срок и без проблем? Какие задачи откладываются до возвращения «мастера»?

Продумайте алгоритм действий и распределите роли внутри команды: кто отвечает за функцию, а кто подменяет ответственного в случае его отсутствия. Обычно такая ситуация помогает и другим сотрудникам проявить себя.

Подпишитесь и получите свежий номер журнала "Генеральный Директор", в котором:
    Подписаться со скидкой 55%>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем Вас...

      Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и скачать все файлы
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль