3 ситуации, когда отношения с коллегами могут выйти из-под контроля

577
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

В статье мы расскажем о трех самых сложных взаимоотношениях с коллегами, которые нельзя оставлять без внимания. Это информация, прежде всего, будет полезна руководителям любого уровня. Но и всем остальным крайне важно знать, как правильно действовать.

Ситуация 1. Сотрудник демонстрирует неуважение к коллегам

Если команда конфликтует. Исследования показывают, что конфликты между сотрудниками возникают там, где неэффективный менеджмент. Конфронтация расцветает при вакууме в управлении. Задача менеджера — заполнить вакуум, четко сфокусировать людей на выполнение задач, чтобы у них не оставалось ни времени, ни сил на конфликты.

Конечно, конфликты случаются и при эффективном менеджменте. В этом случае не стоит держать конфликтующие стороны на расстоянии друг от друга, вам надо научить их работать вместе, советует Брюс Тулган в своей книге «Все начальники делают это». Например, хорошим способом является поручение враждующим коллегам общего проекта, когда они вынуждены начать сотрудничать. Кроме того, обучайте конфликтных сотрудников работать без конфликтов. Разъясните им, что и как говорить, чтобы не вступать в конфликты с коллегами.

Если сотрудник ведет себя грубо с коллегами. Сотрудник, который не уважает коллег, может снижать их мотивацию. Если вы это замечаете, то пришло время начать обсуждать поведение подчиненного на индивидуальных встречах. Стройте беседу по такому алгоритму:

  • опишите слова, жесты и тон, которые допускает сотрудник;
  • соотнесите нежелательное поведение с результатами, например, «люди стараются к вам меньше обращаться, даже если им действительно что-то нужно»;
  • ссылайтесь на передовые методики поведения, например, «мы все должны быть открытыми и дружелюбными, только так мы сможем добиваться единой цели»;
  • определите замещающую форму поведения.

Пример

Сотрудница компании не выносила глупости. Если она слышала, что коллега сказал что-то не то, то скрещивала руки и говорила «нет». Это обижало людей. Брюс Тулган указал сотруднице на ее деструктивное поведение и предложил метод замещающего поведения. Если ей в очередной раз хотелось скрестить руки и сказать «нет», то она должна была заставить сделать себя прямо противоположное: раскинуть руки, улыбнуться и сказать: «Расскажите мне об этом больше». Начав практиковать такое поведение, она изменилась, ее общение стало конструктивным, на нее перестали обижаться и начали обсуждать с ней идеи.

Интересны советы экс-главы General Electric Джека Уэлча (из книги «Победитель»), как общаться с теми, кто занимает деструктивную позицию. Это люди, которые организуют оппозицию руководству, находя множество несущественных причин. Обычно такие сотрудники отличаются высокой эффективностью работы (что служит им защитой), и поэтому их терпят. Решение: сначала им нужно жестко указать на неподобающее поведение, и потребовать его изменить. Но обычно эти требования не выполняются, поскольку такие работники принадлежат к категории волевых людей. Если это так, отдалите их от тех, кто пытается добросовестно выполнять свою работу.

Ситуация 2. В вашей команде есть сотрудник — «суперзвезда»

Здесь возможны две проблемные ситуации.

Работник высочайшего класса проявляет высокомерие или становится неуправляемым. Вот что советует Джек Уэлч. Как только вам кажется, что работник высочайшего класса проявляет высокомерие или становится неуправляемым, необходимо вызвать его и поговорить начистоту о морально-этических ценностях и стиле поведения. Не бойтесь своих звёзд, они не должны держать вашу компанию в заложниках. Иногда звезды уходят. Решение: нужно организовать работу так, чтобы можно было найти замену в течение восьми часов. Важно, чтобы у вас всегда были на примере два-три сотрудника, которые могут заменить любую уходящую звезду.

Руководитель хочет перевести «суперзвезду» на следующий уровень лидерства, а он не готов. Бывает, что человеку комфортно в своей роли и он не желает становиться руководителем. Или другая проблема — такой сотрудник не умеет руководить людьми. Вам следует помогать суперзвезде выйти из зоны комфорта, разобраться с его новой ролью, научить его работать с людьми. Тулган дает следующие рекомендации:

  • обсудите с новым менеджером, в чем теперь заключаются его обязанности;
  • объясните, что значит «управлять людьми», вы можете разработать стандарты по управлению персоналом и обучать им новых менеджеров;
  • донесите до нового руководителя, что теперь он должен много времени уделять общению с подчиненными, четко доносить до них, чего он от них ожидает, а затем регулярно контролировать результат;
  • ежедневно проверяйте, как идет работа у нового менеджера, например, вы можете присутствовать на собраниях, которые тот проводит;
  • укрепляйте авторитет нового руководителя в глазах команды;
  • при личных беседах фокусируйте внимание на том, как новый лидер справляется именно с управленческими обязанностями;
  • старайтесь быть таким менеджером, с которым «суперзвезда» и сама не захочет потерять контакт.

Ситуация 3. У сотрудника личные проблемы

У каждого человека есть личная жизнь. У одних она может сказываться на работе, у других нет. Зачастую менеджеры пытаются решить личные проблемы сотрудников, однако, по мнению Брюса Тулгана, это большая ошибка. Это отнимает время и почти никогда не дает результатов. Самое правильно поведение — показать сотруднику, что вам небезразлична его ситуация, проявить внимание и заботу, но оставаться максимально лаконичным в обсуждении жизненных неурядиц. Личная жизнь сотрудник должна вас интересовать только с точки зрения, как она сказывается на его работе. Оцените, представляет ли личная проблема сотрудника угрозу его коллегам? Если да, то возможно сотрудника надо отправить в отпуск.

Также узнайте, есть ли в компании ресурсы, которыми может воспользоваться сотрудник, чтобы решить свою личную проблему. И никогда не берите на себя роль психотерапевта членов команды, хотя бы потому, что у вас нет соответствующего образования. Помните, вы не обязаны помогать сотрудникам управлять их личной жизнью. Ваша задача — помочь им управлять собой и справляться на работе.

Читайте в Библиотеке КнигиКратко обзоры книг Брюса Тулгана «Все начальники делают это» и Джека Уэлча «Победитель». В них вы найдете много полезных советов, как управлять подчиненными.

3 ситуации, когда отношения с коллегами могут выйти из-под контроля

Подпишитесь и получите свежий номер журнала "Генеральный Директор", в котором:
    Подписаться со скидкой 55%>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем Ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и Вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль