text
Генеральный Директор

Логистический центр: проектирование и создание

  • 9 января 2018
  • 1921
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Невозможно представить развитую складскую инфраструктуру без логистического центра – места обработки материальных потоков. Логистический центр – это комплекс недвижимого имущества, включающий участок со зданиями, оснащенными специализированным оборудованием, предназначение которого – оказание услуг в области доставки грузов в оптимальных условиях.

Прежде всего, центры нужны организациям-перевозчикам, предприятиям, занимающимся транспортно-экспедиционной деятельностью, дистрибьюторам и производственным компаниям.

Что представляет собой логистический центр

Логистический центр (logistic centre) представляет собой единый терминал, в котором функционирует несколько компаний, организующих перевозки грузов и сопутствующие услуги. Цель взаимодействия подобных предприятий в таком формате – наиболее дешевая и максимально быстрая доставка грузов из одной точки в другую, от поставщика к покупателю.

Ни в теории, ни в практике перевозочной деятельности не существует однозначного мнения по поводу задач и структурной организации логистического центра. Но все-таки выделить различные виды таких предприятий возможно уже сейчас. Классификация происходит по следующим основаниям:

  • принадлежность (региональные центры либо фирменно-отраслевые);
  • задачи (распределительные, закупочные).

Самые крупные и утвердившиеся в своих позициях компании имеют логистические центры, способствующие развитию их бизнеса. Если у предприятия объемы реализации достаточно большие, то они могут себе позволить открытие подобной структуры, чтобы обслуживать перевозки.

Что касается международной торговли – тут роль логистического центра невозможно переоценить. Их размещают на территории иностранного государства, наделяя представительскими функциями. Такие центры становятся доступными для иностранных граждан, и созданы они для анализа информации о зарубежных рынках, заключения договоров и подготовки к реализации продукции. Дополнительная функция логистического центра – контроль своевременной оплаты товара.

Специфика деятельности предприятия по обработке грузов такова, что несколько квалифицированных специалистов могут обеспечить его нормальное функционирование. Однако чем крупнее компания, тем масштабнее логистический центр, который она открывает, тем разветвленнее его структура. Но если подходящих специалистов найти не удается, то создать данное подразделение будет крайне сложно, несмотря на его сравнительную дешевизну.

Из всех логистических центров наиболее крупными являются отраслевые (представляют собой объединение предприятий одной сферы), которые носят закупочно-распределительные функции. При осуществлении международных торговых операций они выступают информационно-аналитическими базами, представляющими интересы целой группы компаний за рубежом. Необходимо грамотно выстроить структуру зарубежного предприятия по обработке грузов в соответствии с уровнем развития отрасли.

Отраслевой логистический центр удобен в плане экономии расходов на содержание и возможности защищать интересы сразу нескольких компаний. Кроме того, он приносит высокий доход.

2 типа логистических центров

Логистические центры можно разделить на два типа.

Региональные логистические центры, созданные несколькими предприятиями в рамках одного региона. Их еще называют мультимодальными. Это крупные учреждения оказания транспортно-экспедиционных услуг с широким спектром функционирования. Имеют разветвленную структуру, позволяющую перерабатывать огромное количество заказов различных компаний.

Логистические центры, созданные отдельными предприятиями. Их масштаб зависит от размера компании-учредителя. В логистических центрах скромного масштаба могут трудиться два-три специалиста с минимумом оборудования. А крупные компании создают структуры с большим штатом сотрудников, подбирая высококлассных специалистов. Поскольку найти квалифицированные кадры не так просто, многие предприятия даже не пытаются организовать собственные центры, пользуясь услугами профессионалов. А те обычно трудятся в региональных логистических центрах.

Классы логистических центров

Класс А1 (строились не ранее 1994 года).

Сюда можно отнести современные логистические центры, задуманные как сооружения для осуществления в том числе и складской деятельности. Вся отделка и оборудование их помещений соответствуют требованиям современной складской логистики: близкое расположение к основным транспортным артериям, универсальность для любых видов грузов, надежные гарантии их сохранности и высокий грузооборот.

Особенности:

  1. Находятся не далее 10–40 км от Москвы на главных транспортных магистралях, имеют прямое сообщение с трассами или дорогами-сателлитами.
  2. Строения ангарного типа (одноэтажные с высоким потолком), в которые могут поместиться любые виды оборудования, в том числе и многоэтажные стеллажные системы.
  3. Пол изготовлен из бетона с антипылевым покрытием, на котором безопасно перемещать погрузочную технику с высокой скоростью; этот пол также способен выносить большие нагрузки (от 4 тонн на 1 м2), обусловленные использованием тяжелой погрузочной техники и высоких стеллажных систем.
  4. Колонны внутри помещения установлены редкой сеткой (не менее 12 на 18 метров), позволяющей размещать стеллажи в оптимальном варианте, а также маневрировать складской технике.
  5. Наличие офисных, административных и бытовых отделов в складском помещении.
  6. Наличие погрузочно-разгрузочных ворот на 1 тысячу квадратных метров склада, оборудование обособленной зоны погрузки/разгрузки и комплектации заказов, предназначенной для быстрого выполнения погрузочно-разгрузочных операций. Ворота должны быть снабжены гидравлическими аппарелями и док-шелтерами.
  7. Наличие сплинкерной или порошковой автоматической системы пожаротушения.
  8. Оборудование сплит-системами для регуляции температуры и влажности.
  9. Наличие автономного тепло- и водоснабжения.
  10. Наличие аварийного электропитания.
  11. Оборудование системой центрального кондиционирования и вентиляции.
  12. Наличие охранной сигнализации и видеонаблюдения современного уровня.
  13. Наличие удобных подъездных путей, разворотных площадок, парковок для всех видов транспорта, дорожной разметки, техники для регулирования движения.
  14. Благоустроенная прилегающая территория и привлекательный современный внешний вид.

Класс А2 (строились в 1970–1980-х годах).

К этому классу относят не новые логистические центры, а перестроенные из старых. При этом в отделке использованы самые современные материалы и применены такие технологии, чтобы постройки 30-летней давности отвечали всем современным требованиям. По характеристикам эти центры не уступают сооружениям класса А1, но проигрывают по части местоположения. Если предприятия класса А1 находятся в местах разветвленной инфраструктуры, то относящиеся к классу А2 размещены в городе или в промзоне.

Помещения представляют собой сборные металлические конструкции из одного или двух этажей, иногда железобетонные строения.

Класс В1 (строились в 1970–1980-х годах).

Эти логистические центры строились еще во времена плановой экономики, поэтому отвечают всем канонам оптимизации грузопотоков. Это неплохие помещения, но требуют капитальных вложений для того, чтобы адаптировать их под современную логистическую деятельность. В частности, в них практически всегда требуется изменить покрытие пола, установить системы охраны и видеонаблюдения и так далее.

Особенности:

  • здание, выполненное в виде железобетонной конструкции (количество этажей не имеет значения);
  • есть собственная котельная либо отопление получается из центральной сети;
  • высота потолков достигает 9 метров;
  • бетонированные полы имеют обычную стяжку либо просто плиты (без антипылевого покрытия);
  • наличие пожарной сигнализации и пожарных кранов;
  • для погрузочно-разгрузочных работ предусмотрены рампы или крытые пандусы.

Класс В2 (строились в начале 1990-х годов).

Качественные современные помещения, которые не могут быть отнесены к классу А по двум-трем небольшим критериям. У этих зданий, как правило, нет удобных подъездных путей либо недостаточное количество ворот.

Класс С1 (строились в 1950–1990 годы).

Это сооружения, перестроенные из производственных помещений, автобаз либо таксомоторных парков. В них были вложены средства, чтобы оборудовать под склады, но для логистического центра высокого уровня придется затратить еще немало денег (обустроить дополнительные ворота, пандусы, заменить стеклянные стены капитальными, сделать половое покрытие надлежащего качества, привести в соответствие требованиям системы отопления и пожаротушения). Часто есть необходимость в демонтаже прежнего оборудования.

Особенности:

  • здание выполнено в виде ж/б конструкции в один или несколько этажей;
  • высота потолков 7–18 метров;
  • бетонный или асфальтированный пол;
  • наличие рукавной системы пожаротушения и пожарной сигнализации;
  • недостаток пандусов и ворот;
  • местонахождение в городе в промзоне.

Класс С2 (построены в 1930–1980-х годах).

Логистическими центрами эти устаревшие постройки советского периода можно назвать весьма условно. Это складские помещения для хранения продуктов, оптовые базы.

Такие объекты не отвечают современным требованиям пожарной безопасности и экологичности, не соответствуют критериям логистических организаций, так как не могут позволить осуществление необходимого грузооборота. Чтобы довести такие помещения до приемлемого состояния, требуется большое вложение денежных средств.

Особенности:

  • строение в виде ж/б конструкции в один или несколько этажей, нередко имеет цокольный этаж;
  • наличие центрального отопления;
  • потолки в высоту достигают 4–5 метров;
  • бетонный или асфальтированный пол;
  • для разгрузочных работ предусмотрена рампа либо пандус (возможно, крытого типа);
  • местонахождение в городской черте, в промзонах;
  • отсутствие возможности маневрировать большегрузным машинам в силу недостатка места на прилежащей территории;
  • системы охраны и пожарной безопасности сильно устаревшие.

Класс D.

Самый плохой вариант для предприятия по обработке грузов – неотапливаемый ангар, постройка сельхозназначения, гаражи или бомбоубежища. Даже если вложить в них денежные средства, реконструировать их в современный логистический центр вряд ли удастся. Любые финансовые вливания нецелесообразны с экономической точки зрения. Чтобы повысить класс такого склада, лучше всего снести его и построить на его месте современный объект.

Из каких элементов состоит логистический центр

Структура логистического центра состоит из нескольких ключевых элементов, но информационно-аналитический отдел является сердцевиной системы. Через него управляются все материальные, денежные и информационные потоки. В логистический центр также входят:

  • приспособленные для погрузо-разгрузочных работ складские помещения крупных габаритов;
  • открытые контейнерные площадки;
  • морской или речной порт;
  • подающая вагоны к площадкам для разгрузки ж/д станция;
  • территория для ожидания погрузки или разгрузки;
  • транспорт и оборудование международного стандарта для перевозки контейнеров;
  • парк автокранов для разгрузки (погрузки) судов, которые невозможно разгрузить горизонтальным способом;
  • здание административного назначения;
  • служба связи;
  • служба охраны, которая обеспечивает сохранность материальных ценностей и безопасность клиентов центра и его персонала.

Как правило, для оборудования базы регионального логистического центра выбирают информационную структуру какого-либо вида транспорта, экспедитора или терминала. Но для нормального функционирования требуется наличие следующих факторов:

  • потребность в организации перевозки у клиентов, заинтересованность в информационном сопровождении и способность оплатить услуги;
  • выход в сеть Интернет и телефонная связь;
  • специалисты, способные вести базы данных, программисты и администраторы;
  • возможность взаимодействия с национальными центрами логистики.

Все эти факторы очень важны для того, чтобы логистический центр успешно справлялся со своей основной задачей: согласование сервисного режима предоставления транспортных средств, прохождения таможенной и пограничной процедур, распределения товара, переработки и хранения с режимами производства и потребления.

Что учесть, чтобы логистический центр был конкурентоспособным

Условия конкурентоспособности логистического центра – важный вопрос, который занимает умы как собственников, так и инвесторов. Еще на стадии проектирования необходимо продумать способы создания преимуществ предприятия среди аналогичных.

Прежде чем открыть новый логистический центр, нужно решить, что принципиально новое он предложит потребителям? В чем его преимущество перед множеством уже существующих предприятий? К примеру, отличие сухого порта – в том, что он позволяет взаимодействовать грузоотправителю с морским портом и находится ближе к рынку потребителя. Такой объект становится местом, в котором собираются товары множества грузоотправителей региона, чем достигается эффект экономии за счет масштаба при доставке продукции в порт.

Важнейшим критерием конкурентоспособности логистического центра является наличие у него грузовой базы. Будет ли стекаться груз в новый центр или нет – зависит от множества факторов.

  1. На каком уровне развития находится экономика в регионе. Если она слабая, то и логистика не будет шагать семимильными шагами. Объем грузопотока зависит от динамики развития отраслей рынка. Важно хорошо представлять конъюнктуру внешних рынков в макроэкономическом контексте.
  2. Выбор места логистического терминала. Его важно расположить в районе высокой грузогенерации, недалеко от рынков сбыта, в местах развитой транспортной инфраструктуры, на инженерно подготовленных территориях с хорошим рельефом участка. На самом деле, факторов очень много, включая дальнейшие перспективы развития (возможность выкупа земли), отношений с соседними организациями (высокая конкуренция, успешное взаимодействие и т. д.).
  3. Наличие функции мультимодальности логистического центра. На современном этапе крайне важно, чтобы предприятие имело возможность организовывать цепочку движения товара с привлечением разных видов транспорта.
  4. Спектр предлагаемых услуг логистического центра оказывает большое влияние на его успешность. Какие грузопотоки хочет обслуживать предприятие, такие виды услуг оно и будет обеспечивать для потребителя. Важно продумать дополнительный сервис, который может понадобиться. К примеру, если речь идет о сухом порте, то в спектр его деятельности входит формирование контейнерных поездов в сообщении с морским портом, здесь имеет место затарка/растарка. При работе со сбытовыми компаниями требуется оказывать услуги по ответственному хранению, дистрибуции и комплектации заказов.
  5. Необходимо привести в соответствие предлагаемым услугам и техническое оснащение логистического центра, а также использовать удачные строительные решения.
  6. В логистике огромное значение имеет организация системы перемещения грузов, продуманная финансовая схема.

Как вы успели убедиться, логистический центр – сложное образование, представляющее собой систему взаимосвязанных услуг, требующих различной компетенции, больших финансовых и людских ресурсов. Порой бывает сложно совместить все эти возможности в рамках одной организации, а партнерское взаимодействие оказывается более рациональным и выгодным. В данных отношениях имеют место функции проектировщика, застройщика, инвестора, операторов (по рыночным сегментам). Важно не допускать конфликтов в процессе совместной работы.

Логистический центр: проектирование и создание

Проектирование и строительство логистических центров

Ни один логистический центр не обойдется без склада. Важно продумать планировку хранилищ, чтобы в целом проект оказался успешным. Немаловажную роль играет и расположение самого предприятия. Перечислим те факторы, которые нужно учесть при организации логистического центра:

  • наличие складов;
  • обеспеченность транспортом;
  • организация распределительных центров;
  • налаженные контакты с поставщиками и потребителями.

При создании проекта логистического центра разработчики стремятся по максимуму предусмотреть использование складских помещений. Основной задачей при этом является обеспечение высокого уровня потребительской проходимости, достижимого с помощью различных технологических операций. Нередко хороший результат возникает благодаря нестандартным решениям. Все имеющиеся варианты проектов сравниваются между собой, чтобы по определенным критериям был выбран лучший, максимально соответствующий целям предприятия. Рассмотрим порядок создания проекта логистического центра.

  1. Перед началом разработки необходимо составить четкое представление о том, каким будет предприятие, каковы основные параметры помещения под логистический центр. Заказчик облегчает проектировщику задачу, когда передает ему свой бизнес-план, от масштаба компании зависят и габариты логистического центра. Далее проектировщик производит расчеты, которые помогают определить ему точные параметры помещения.
  2. Следующий шаг – подыскать земельный участок под строительство. Удачно выбранная территория – залог успеха центра. При поиске участка нужно учитывать все требования Градостроительного кодекса РФ и местных органов власти, чтобы в дальнейшем избежать проблем с его использованием.
  3. На третьем этапе застройщик получает градостроительный план.
  4. Следующий шаг – проведение анализа окружения будущего логистического центра. Есть ли поблизости общественные или жилые здания, инженерные коммуникации, зоны отдыха, линии электропередач, порты или железнодорожные узлы, санитарно-защитные зоны. Все эти факторы будут влиять на использование территории. Особенно важно узнать, имеется ли на участке земельный сервитут, который будет ограничивать его эксплуатацию.
  5. Чем плотнее застройщик будет сотрудничать с заказчиком, тем успешнее пройдет разработка проекта. Очень важно учесть все требования заказчика, согласовать каждую мелочь в процессе строительства и проектирования. Надо обсуждать разные варианты и их стоимость, чтобы выбрать наиболее подходящий. Проект создается таким образом, чтобы добиться оптимального способа размещения товаров на территории логистического центра, обеспечить возможность его бесперебойной работы и оборудовать удобные места для разгрузки и загрузки товара, предусмотреть наилучшие возможности подъезда транспорта.
  6. Когда земельный участок выбран, следует определить место для строительной площадки. Оно выбирается таким образом, чтобы в дальнейшем при необходимости объект можно было расширить.
  7. Важный этап проектирования – решение вопроса выноса магистральных сетей с места застройки. Чтобы это осуществить, потребуется немало вложений. Поэтому лучше всего выбрать такой земельный участок, где вопрос выноса магистральных сетей уже решен.
  8. После завершения проекта его необходимо передать на экспертизу. Специалисты должны объективно оценить проделанную проектировщиком работу. На этом этапе заказчик подробно знакомится с проектом, иногда только сейчас он узнает некоторые тонкости, которые не были приняты во внимание в процессе согласования.
  9. В ходе разработки проекта должны быть учтены требования Роспотребнадзора и службы МЧС. Эксперты проверяют проект в том числе и на соответствие таким нормам.
  10. Последний этап – получение официального разрешения на строительство. Если оно имеется, можно смело приступать к работам.

Проектирование логистического центра – длительный процесс, в ходе которого важно продумать каждую деталь. На стадии наброска идей изменить всё куда проще, чем после окончания строительства. Если габариты помещения для центра известны заранее, то предпроектный анализ продлится недолго. Особой потребности в предварительных действиях нет, если заказчик сам выбрал какой-либо типовой проект логистического центра и отказался от индивидуальной разработки.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
2 минуты, и Вы продолжите читать
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подтвердите свободный доступ и получите все права пользователя Школы генерального директора.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.