Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

Управленческие расходы: состав и отражение в бухгалтерском учете

  • 11 января 2018
  • 8133
Управленческие расходы: состав и отражение в бухгалтерском учете
Фото © Shutterstock

Если мы рассмотрим структуру расходов предприятия любой формы собственности и размера уставного капитала, то увидим, что часть затрат связана с оказываемыми услугами или выпускаемой продукцией, а часть может быть соотнесена только с задачами по руководству компанией. Такие издержки административного характера экономисты объединяют в понятии «управленческие расходы». 

Коммерческие и управленческие расходы – это разные категории расходов

С целью эффективного управления финансами предприятия и грамотного ведения бухгалтерского учета компания утверждает свою учетную политику. Это документ, в котором прописаны способы ведения бухгалтерии, в том числе принципы признания коммерческих и управленческих расходов. И этот факт говорит о том, что для схожих издержек могут предусматриваться разные варианты учета.

Согласно пункту 20 ПБУ 10/99 организация самостоятельно определяет порядок признания расходов управленческого и коммерческого характера, закрепляя выбранные способы в учетной политике.

И те и другие виды затрат могут быть отнесены на себестоимость продукции в той мере, в какой они признаются расходами отчетного периода по текущим видам деятельности. Но, кроме того, упомянутые выше издержки можно списать на себестоимость реализованной продукции, а также работ и услуг в полном объеме затрат, признанных в данном отчетном периоде.

Управленческие расходы: состав и отражение в бухгалтерском учете 2 примера расчета управленческих расходов

Для начала следует разобраться, как можно разделять коммерческие и управленческие расходы.

Первые – это издержки, которые возникают в связи с реализацией выпускаемой продукции либо оказанием услуг (выполнением работ). К примеру, это расходы:

  • на упаковку изделий;
  • связанные с доставкой товара на станцию отправления;
  • связанные с погрузкой продукции на транспортное средство;
  • на посредников;
  • на хранение продукции на складе;
  • рекламного характера;
  • представительские и так далее.

О второй группе мы можем сказать следующее. Ряд предприятий торговли относит к коммерческим расходам арендные платежи, заработную плату, затраты, связанные с содержанием помещений и оборудования.

В классическом понимании управленческими считаются те расходы, которые не относятся напрямую ни к коммерческой, ни к производственной деятельности предприятия. Это расходы административного порядка:

  • оплата труда сотрудников отдела кадров, юридической службы;
  • затраты на услуги связи, отопление и освещение помещений непроизводственного назначения;
  • командировочные расходы и так далее.

Состав управленческих расходов

Говоря обобщенно, управленческими называются расходы, которые не связаны с поддержанием производственного процесса, а представляют собой издержки компании на административную деятельность. Их нельзя назвать коммерческими, потому что они не направлены непосредственно на деятельность организации по реализации продукции, но такие затраты принято считать общехозяйственными.

Если же расходы идут на производство продукции, то они полностью могут быть списаны на ее себестоимость. Приведем пример: оклад начальника цеха относится на себестоимость выпускаемых цехом изделий, а заработная плата генерального директора предприятия не может быть причислена к коммерческим издержкам. Это расходы управленческие.

Разграничение затрат на управленческие и коммерческие существует в бухгалтерской практике, в то время как в законодательстве не найти точного определения того или иного вида издержек, а значит, нет конкретного содержания этих категорий. Но если у организации в учетной политике четко прописаны правила распределения затрат, то эти нормы значительно упростят учет хозяйственных операций.

К управленческим могут быть отнесены расходы:

  • обеспечивающие работу персонала аппарата управления;
  • на административно-хозяйственные нужды;
  • по амортизации и на ремонт основных средств управленческого назначения;
  • по арендным платежам;
  • на услуги аудиторов и специалистов-консультантов;
  • на охрану;
  • на оплату услуг сторонних компаний, связанных с управленческими нуждами;
  • представительские;
  • на подготовку кадрового состава;
  • на услуги связи, освещение, отопление помещений управленческого аппарата;
  • на канцтовары;
  • прочие управленческие расходы.

Управленческие расходы можно назвать условно-постоянными, поскольку они практически никогда не меняются, и даже размер этих затрат мало отличается от месяца к месяцу. Поэтому их несложно предсказать, что неудивительно – ведь объем продукции не влияет на управленческие расходы. В то же время если производство расширяется, то административный аппарат обходится предприятию дешевле. Следовательно, прибыль с единицы изделия увеличивается.

Управленческие расходы: состав и отражение в бухгалтерском учете

Виды управленческих расходов

В связи с тем что напрямую объемы производства и количественные показатели продаж не связаны с управленческими затратами, рассчитывают их обособлено, не привязывая к доходам предприятия. Накладные расходы в большинстве своем относятся не к нормированным, а к лимитируемым издержкам. Лимитируемыми считаются те траты, которые не должны превышать установленного на заданный период времени показателя.

Управленческие расходы принято делить на две основные группы:

  • связанные с активами предприятия (амортизационные начисления, арендная плата, затраты на ремонт основных средств и содержание помещений административного персонала);
  • расходы на развитие компании (заработная плата сотрудникам аппарата управления, командировочные затраты, оплата отпусков).

Затраты первой и второй группы можно планировать, но первые предусмотреть проще, чем вторые.

Планирование управленческих расходов

Существует правило: чем эффективнее функционирует предприятие, тем выше управленческие траты. Эта закономерность установлена уже давно. Компания конкурентоспособнее при более замотивированном и успешном руководстве, грамотном планировании затрат на административные нужды. Не последнее место в вопросе расчета будущих управленческих расходов играет индексация. Планировать издержки этой категории можно несколькими методами.

  1. Традиционный способ. Появился во времена существования СССР. Второе его название – советский способ. Суть этого подхода состоит в том, что управленческие расходы формируются в процентном соотношении от фонда оплаты труда. В настоящий момент такая методика не используется и считается устаревшей. Советский способ имеет множество недостатков. Ведь его применение никак не стимулирует повышение эффективности производства. Коммерческие предприятия считают этот способ планирования неприемлемым для себя.
  2. Планирование исходя из уже достигнутых результатов. Данный метод популярен среди коммерческих организаций, он предполагает ежегодную индексацию управленческих расходов. Показатель индексации определяется темпами роста затрат предприятия.
  3. Планирование, предусматривающее связь с окончательным результатом. Метод является наиболее эффективным. На всех успешных крупных предприятиях высокоразвитых государств применяется именно этот способ.

В нашей стране большинство организаций используют второй метод. Выбор способа планирования определяется чаще всего в зависимости от задач и потребностей предприятия.

Планирование управленческих расходов – дело небыстрое. Порой оно растягивается на несколько месяцев. Хотя длительность разработки плана совсем не гарантирует его оптимальную выполнимость. Согласованием плана занимается множество специалистов, каждый из которых преследует свои цели в формировании бюджета предприятия. Так, руководитель IT-отдела будет настаивать на обновлении оборудования, начальник отдела кадров станет бороться за расходы на подготовку персонала и так далее. Но грамотные экономисты все-таки постараются составить бюджет таким образом, чтобы возможные отклонения оказались не более 5–10 %.

Шаг 1. Разработка принципов бюджетирования.

В самом начале планирования управленческих расходов компания должна решить, с какой детализацией она будет составлять свой план. Аналитику следует проводить по следующим срезам:

  • по центрам финансовой ответственности (ЦФО) (зависит от организационной структуры);
  • по затратным статьям (в соответствии с принятым классификатором затрат);
  • по месяцам начисления (по периодам отнесения затрат);
  • по месяцам платежей (по периодам выплат);
  • OPEX–CAPEX (по операционным расходам или капитализируемым затратам);
  • по регулярности (регулярные или нерегулярные затраты);
  • по названиям проектов (для нерегулярных операционных расходов и капитализируемых затрат. Если дополнительная детализация не нужна, то заполнять этот срез не следует);
  • по версиям бюджета (исходная от ЦФО и т. д.);
  • по срокам планирования;
  • по принципам бюджетирования (описание назначения и содержания справочников, в разрезе которых закладываются управленческие расходы, правила планирования);
  • по форматам представления бюджетов;
  • по рискам и преимуществам каждого вида запланированных нерегулярных расходов;
  • по причинам возникновения отклонений от плана (факторный анализ);
  • по резервам для оптимизации затрат.

Если планирование будет проведено с предложенной выше детализацией, финансовый директор сможет легко проследить способы и направления расходования денег, динамику затрат, эффективность согласования бюджета, сравнить издержки текущие и прошлого года.

Анализ управленческих расходов с точки зрения их систематичности очень помогает при решении вопроса об их сокращении. К нерегулярным можно, например, отнести расходы на проведение процедуры due diligence (составление объективной оценки объекта инвестирования). Для регулярных затрат есть смысл установить лимиты (например, исходя из метража площади или количества сотрудников), можно сравнить цифры с данными прошлых лет. А вот нерегулярные издержки следует суммировать по всем центрам финансовой ответственности, объединять в рамках отдельных проектов, а затем распределить по мере убывания значимости.

К первой группе будут отнесены наиболее приоритетные расходы, то есть те, без которых компании крайне сложно обойтись, вплоть до остановки работы. Во вторую группу войдут проекты потенциально высокоприбыльные, которые крайне нежелательно упускать. А третья группа – это расходы, которые поспособствуют повышению эффективности деятельности организации в целом либо отдельного ее подразделения. При первом рассмотрении кажется, что каждый проект требует небольших вложений, но если все ЦФО суммировать, то затраты окажутся внушительными.

Приоритетность проектов – важный показатель. В кризисный момент, когда управленческие расходы подлежат сокращению, избавляются в первую очередь от менее приоритетных проектов.

Шаг 2. Распределение ответственности между ЦФО.

Этот шаг следует сделать вдумчиво, руководствуясь при этом функциональным подходом. В чем его суть? В том, что на каждый ЦФО придется свой план централизованных расходов. Свой бюджет будет у отдела кадров (бюджет заработной платы), отдельный – у административного аппарата (офисные расходы) и так далее.

Для каждого подразделения составляется свой план в рамках исполняемых функций по отдельным статьям затрат (нецентрализованные расходы), по проведению конкретных мероприятий, которые находятся в ведении данного подразделения. Для действий, о которых пока нет информации, можно придумать название статьи расходов «Резерв».

Самый лучший способ планирования бюджета управленческих расходов – разработка с нуля. При этом руководители отделов доказывают обоснованность тех затрат, которые они стремятся протащить в бюджет. Недопустимо в качестве обоснования прибегать к доводу «так было в прошлом году». Это не касается регулярных затрат, которые действительно не меняются из года в год.

Шаг 3. Утверждение сроков и порядка планирования.

В организации обычно существует бюджетный регламент – это документ, который содержит принципы бюджетного управления (более распространенный термин – «бюджетирование»). Однако этот документ разрабатывают не все компании, а только особо крупные и стабильные. Все остальные обходятся приказом за подписью гендиректора, в тексте которого названы ответственные сотрудники и конкретные даты. Ниже приведем пример текста подобного приказа.

Ответственный исполнитель/ руководитель

Обязанности

Сроки

Этап 1. Сбор данных и планирование

Ответственный исполнитель ЦФО

1.Предоставление прогноза расходов относительно своего ЦФО на 4 квартал 2017 года.

2.Анализ отчета о фактических расходах за 9 месяцев 2017 года, полученного от ПЭО, а также плана на октябрь – декабрь, на основании этих документов формируется прогноз исполнения бюджета за 2017 год.

3.Получение данных от подразделений организации по планам на 2018 год, учитываются те затраты, которые повлияют на размер управленческих расходов.

4.На основе полученных сведений составляется бюджет ЦФО на 2018 год.

5.Предоставление бюджета на утверждение руководителю ЦФО.

13.10.17–24.10.17

Руководитель ЦФО

1.Анализ и согласование бюджета подведомственного ЦФО и предоставление на рассмотрение финансовому директору.

2.При необходимости внесение пояснений и защита бюджетов ЦФО перед генеральным директором.

27.10.17

Бюджетный контролер

1.Составление отчета о действительных расходах по каждому ЦФО за 9 месяцев, предоставление на рассмотрение руководителям ЦФО.

2.Проверка бюджетов ЦФО на этапе разработки на соответствие принципам бюджетного планирования.

3.Предоставление бюджетов ЦФО на рассмотрение финансовому директору, составление сводного бюджета управленческих расходов.

До 13.10.17

Этап 2. Подготовка и защита

Финансовый директор

1.Изучение и согласование предоставленных бюджетов ЦФО, в случае неодобрения – возвращение на доработку.

2.Сопровождение бюджетного процесса, участие в защите бюджетов перед директором.

27.10.17–07.11.17

Генеральный директор

Утверждение бюджетов ЦФО.

10.11.17–19.11.17

Во многих смыслах приказ удобнее и практичнее, чем бюджетный регламент. Он предусматривает задачи в кратковременной перспективе, содержит конкретные сроки, указывает на ответственных лиц, не прибегая к использованию ссылок на положения, регламенты и другие локальные документы.

Шаг 4. Объяснение принципов планирования ответственным исполнителям.

После того как приказ разработан и подписан генеральным директором, с ним необходимо ознакомить всех тех лиц, которые в нем поименованы. Но кроме этого, ответственных исполнителей нужно ввести в курс дел и объяснить им возлагаемые на них обязанности. В организации обычно для осуществления данных действий имеется бюджетный контролер. Он не только вводит в суть дел исполнителей, но и следит в дальнейшем за деятельностью центров финансовой ответственности, собирая информацию и анализируя их бюджеты.

Более доходчиво осуществляется индивидуальное разъяснение. Для этого контролер встречается лично с каждым исполнителем и разбирает с ними их задачи и принципы планирования, прибегая к иллюстрированию при помощи цифр. Так, бюджет на четвертый квартал 2017 года он поможет составить, основываясь на данных бухгалтерской отчетности за прошедшие девять месяцев, а также на цифрах из бизнес-плана. Еще одной обязанностью бюджетного контролера является проверка корректности разнесения расходов по статьям – это необходимо сделать после окончательного составления планов затрат на 2018 год специалистами.

Шаг 5. Обсуждение параметров бюджета с руководителем центра финансовой ответственности. 

Для подробного рассмотрения бюджета управленческих расходов каждого отдельного подразделения финансовый директор и руководитель ЦФО собираются на совещание и обсуждают данные вопросы.

Создание «Резервного проекта». Так называется дополнительная статья бюджета, в которой резервируются денежные средства на тот случай, если предусмотренных на конкретный проект финансов не хватит. Часто бывает так, что по новому проекту очень сложно найти заранее точную сумму, которая потребуется на его реализацию. Вот для чего и нужен резерв.

Чтобы не остаться в минусе, ЦФО предпочитают несколько завышать свою расходную часть с целью получить экстрафинансирование в рамках бюджета. В связи с этим при появлении новых проектов следует актуализировать план административных издержек подразделения.

Когда бюджетирование окончательно завершено, всех руководителей ЦФО собирают на совместное совещание и знакомят с общей сметой управленческих расходов.

Шаг 6. Анализ показателей бюджета.

Для полноценного и всестороннего анализа бюджета управленческих расходов на реалистичность и актуальность необходимо ответить на вопросы:

  • велико ли отличие фактических и прогнозных статей расходов за 2017 год от их плановых значений на 2018 год (по каждому ЦФО);
  • какие причины вызвали имеющиеся отклонения (проведение факторного анализа);
  • какие существуют у компании резервы для оптимизации затрат (при необходимости должны быть пересмотрены проекты на будущий год).

Как снизить административно-управленческие расходы

Как мы уже выяснили, управленческие расходы не зависят от доходности предприятия и объема выпускаемой продукции, они отличаются постоянством. Содержание этой категории издержек составляют прежде всего прямые затраты – то есть выплаты сотрудникам по заработной плате. В свою очередь, разные виды расходов в структуре управленческих оказывают взаимное влияние друг на друга. Так, увеличение затрат по заработной плате в связи с повышением численности работников скорее всего повлечет за собой и рост арендной платы по причине расширения площадей. Управленческие расходы во многом определяются содержанием штатных сотрудников организации.

Сокращение расходов на содержание автопарка

Собственный транспорт компании – дополнительная статья расходов. Часто ее можно сократить без серьезного ущерба для интересов предприятия. Для начала стоит провести инвентаризацию автопарка, проверить состояние автомобилей и их количество. После этого следует проанализировать, действительно ли такое число машин нужно организации. Возможно, часть транспорта стоит утилизировать или продать.

Сокращение расходов на аренду

Чем больше у компании управленческого персонала, сотрудников, которые не связаны с производством, тем дороже обходится пользование офисными площадями. Соберите данные за последние пару-тройку лет по арендной плате. Узнайте актуальные ставки съема помещений на рынке коммерческой недвижимости.

Как сократить арендные затраты? Можно предложить варианты:

  • ликвидировать переговорные комнаты или личные кабинеты, освободившуюся площадь сдать в субаренду;
  • заключить дополнительное соглашение об изменении арендной платы (если арендодатель согласится на ее уменьшение);
  • снять другие помещения, более дешевые;
  • передать часть функций по содержанию офисов на аутсорсинг (уволить уборщиц). Практика показывает, что услуги клининговых компаний нередко позволяют экономить предприятию.

Изменение организационной структуры

Сократить численность рабочих можно различными способами, одним из которых является проведение структурных изменений в организации. Следует отметить, что современные российские компании не отличаются совершенством организационной структуры. Чаще всего она бывает очень плоской сверху и слишком узкой снизу. Плоскость структуры означает, что у одного генерального директора в подчинении большое количество работников, то есть не существует промежуточных звеньев в иерархии.

В небольшой организации трудится в целом не более пятнадцати человек. И если между ними и руководителем существует три начальника, такая структура считается узкой внизу. Подобная иерархия вызывает массу проблем между руководителями и менеджерами, подразделения не могут грамотно распределить функции. Для кризисного периода такая структура неприемлема, она должна быть более плоской снизу.

Чем меньше уровней управления и чем больше размер структурного подразделения, тем ниже затраты на начальствующий состав, при помощи такой экономии можно обойтись и без увольнения работников. Существуют примеры, когда путем ликвидации промежуточных административных уровней компания добивалась уменьшения затрат в размере нескольких миллионов американских долларов в год. Согласитесь, при такой экономии на управленческих расходах можно обойтись и без сокращения персонала.

Сокращение и перераспределение функций

Еще один вариант снижения управленческих расходов в кризисный период – провести оптимизацию по функционалу. Если снизить количество отчетов, объем обрабатываемой информации и степень ее детализации, то работа в целом сократится на 20–30 %. В общем это положительно скажется на скорости принятия управленческих решений.

Приведем пример функциональной оптимизации. В одной организации было решено ликвидировать подразделения, к полномочиям которых относились вопросы реструктуризации новых активов. Эта деятельность была передана рабочей группе, в состав которой вошли представители различных функциональных блоков. Управленческие расходы уменьшились.

Часть функций вообще целесообразно передать на аутсорсинг (например, IT-поддержку). В результате таких изменений компаниям удается снижать цены на свои услуги, что положительно сказывается на их экономике в период кризиса.

Как управленческие расходы организации отразить в бухгалтерском учете

Управленческие расходы признаются относящимися к той категории, которые принято распределять на себестоимость товаров, если они произведены как издержки обычной деятельности текущего периода. Второй вариант бухгалтерского учета данных затрат – полностью отнести их на себестоимость реализованного товара.

Управленческие расходы принято записывать в дебет счета 26. Если в учетной политике предприятия указано, что такие издержки необходимо частично включать в себестоимость продуктов, то бухгалтерии надо применять следующие корреспонденции счетов:

  • для основного производства: дт 20 кт 26;
  • для оказания услуг клиентам: дт 29 кт 26;
  • для реализации продукции вспомогательного производства — дт 23 кт 26.

Приведенные выше три примера влекут за собой обязанность добавлять затраты в сумму издержек производства по мере реализации продукции, то есть постепенно ее стоимость будет списываться с 20, 23 и 29 счетов на 90 счет по дебету.

Если управленческие расходы во всем своем объеме включаются в себестоимость товаров, то и списаны они будут в периоде возникновения и признания в себестоимости. Корреспонденция счетов выглядит так: дт 90 кт 26. Эта проводка означает, что управленческие расходы отнесены полностью на затраты производства продукции в том месяце, в котором они учтены в расходах обычной деятельности.

Особенность: такая корреспонденция применяется лишь тогда, когда организация соблюдает инструкцию к плану счетов бухгалтерского учета, и счет 26 предусмотрен у нее для отражения информации о расходах для управленческих нужд. То есть счет 26 изначально должен быть предназначен для того, чтобы учитывать издержки общего управления на предприятии.

Нужно принять во внимание, что на счет 26 могут записываться расходы производства. В данном случае бухгалтерия уже не сможет списать всю сумму затрат по предложенной выше проводке. Это будет неправильно. Можно списать только ту часть затрат, которая напрямую относится к управленческим расходам. Их ни в коем случае нельзя смешивать с производственными затратами.

При заполнении годового отчета обратите внимание, что в графе 2220 формы 2 нужно ставить 0, если управленческие расходы у вас распределены по расчетным объектам. Для подобных случаев описанные выше корреспонденции не подходят.

Если компания утвердит учетную политику, в которой предписана калькуляция себестоимости продукции полностью по фактической себестоимости с оценкой незавершенного производства (НЗП), то бухгалтерия вообще не включает строку 2220. И такой подход вполне укладывается в законные рамки, главное, чтобы он был закреплен в учетной политике и выбран конкретный метод оценки НЗП. Если данные расходы списываются на себестоимость, то и отражены они должны быть по соответствующей статье себестоимости реализации.

Признавая управленческие расходы условно-постоянными тратами, их можно учесть на счете 26, а по окончании периода (месяца) списать по дебету счета 90. В данном случае затраты включаются в полном объеме в состав себестоимости в отчетном периоде, в котором были признаны данные издержки по обыкновенным видам деятельности. Однако если организация в целом не соблюдает порядок формирования расходов на счете 26, предусмотренный инструкцией к плану счетов (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), то такие манипуляции она производить не вправе. В вышеуказанном документе установлено, что счет 26 используется для отражения информации о затратах управленческого характера, не связанных непосредственно с производством.

Таким образом, приходим к выводу: счет 26 изначально предусмотрен для управленческих расходов, однако на практике на нем могут учитываться еще и производственные издержки. При использовании в работе последнего варианта никак нельзя списывать всю сумму со счета общехозяйственных расходов проводкой дебет 90 кредит 26. В данном случае речь идет только о списании части управленческих расходов.

Формируя отчет о прибылях и убытках, строчку «Управленческие расходы» можно заполнить только при использовании варианта нераспределения управленческих расходов по объектам калькулирования. То есть в том случае, если в учетной политике предусмотрен вариант отражения издержек, при котором не применяются проводки типа: дебет 20 кредит 26, дебет 23 кредит 26, дебет 29 кредит 26. А если предприятие действует по другому варианту, то строка «Управленческие расходы» не заполняется и они не вычитаются из состава производственной себестоимости (п. 21 ПБУ 10/99).

Важный момент: все общехозяйственные расходы (в том числе и зарплата управленцам, и арендные платежи, и расходы на развитие бизнеса) нужно учитывать вне зависимости от их способности приносить доход. Об этом говорят пункты 16–18 ПБУ 10/99. Это значит, что данные затраты отражаются на счетах бухучета даже в том случае, если у организации нет никакого дохода.

Показывая общехозяйственные расходы на счете 26, используйте один из предложенных ниже механизмов:

  • списание на счет 20 «Основное производство»;
  • отражение на счете 91 «Прочие доходы и расходы» на субсчете «Прочие расходы».

Первый метод подразумевает, что затраты общехозяйственного характера учитываются в составе расходов основного производства (дебет счета 20), включаясь в полную себестоимость готовой продукции. При возникновении доходов у предприятия будет сформирован финансовый результат от реализации с учетом этих издержек (п. 18 и 19 ПБУ 10/99).

Второй метод заключается в формировании данного вида расходами финансового результата отчетного периода (дебет счета 91-2).

Управленческие расходы, как и все остальные затраты предприятия, должны быть учтены при налогообложении. Для этого нужно, чтобы они соответствовали трем критериям:

  1. Рациональность.
  2. Проверяемость посредством изучения первичной документации (расходы могут быть включены в налоговый учет только путем перенесения сведений из учета бухгалтерского);
  3. Нацеленность на дальнейшую прибыль предприятия.

Затраты отражаются в периоде, к которому они принадлежат.

Налоговый учет иногда вызывает вопросы, например такие: нужно ли относить к расходам будущих периодов управленческие затраты при отсутствии прибыли? Из смысла действующего налогового законодательства можно заключить, что для целей налогообложения расходы управленческого характера признаются как издержки текущего отчетного периода. Для бухгалтерского учета дело обстоит куда проще: главное – зафиксировать правила его ведения в учетной политике. Там следует установить и порядок признания расходов.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.