Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

Виды налоговых льгот и их роль для бизнеса

  • 13 февраля 2018
  • 1860
виды налоговых льгот
Фото © shutterstock.com

В этой статье вы узнаете:

  • Что такое налоговые льготы.
  • Какова их роль для бизнеса.
  • Как применять льготы в налоговом планировании.
  • Как классифицируются налоговые льготы.
  • Какие виды налоговых льгот существуют.
  • Что такое налоговые каникулы.
  • Какие льготы положены предприятиям, использующим труд инвалидов.
  • Существуют ли налоговые льготы для некоммерческих организаций.

В государстве с развитой и стабильной экономикой существуют разные виды налоговых льгот. Скидки на налогообложение — неотъемлемая часть финансовой системы страны. Налоговые льготы успешно решают сразу два важных вопроса. Во-первых, они улучшают материальное положение граждан, а во-вторых, способствуют развитию бизнеса.

Правительства стран применяют различные виды налогов и налоговых льгот прежде всего для контроля социально-экономических отношений. Кроме того, благодаря скидкам на налогообложение быстрее и эффективнее развиваются всевозможные производственные отрасли. В данной статье мы рассмотрим понятие и виды налоговых льгот, действующих в России в 2018 году.

Сущность налоговых льгот, их цель и значение для предприятий

Налоговые скидки, которые предоставляют правительственные агентства, призваны помочь в формировании рабочих мест, диверсификации экономики и повышении налоговой базы.

Многие предприятия сегодня ищут варианты, использование которых позволило бы снизить издержки на реализацию новых проектов. В связи с этим на месторасположение организации в числе прочего влияет поддержка бизнеса со стороны властей. Дислокация компании определяется и доступностью рабочей силы, и отношением государства и общественности к бизнесу, и общей суммой расходов на ведение деятельности в данном регионе.

Самым распространенным объектом налогового стимулирования к сегодняшнему дню стала инвестиционная деятельность. В ряде стран прибыль, направляемая на эту цель, в полном объеме или частично освобождается от налогообложения. Очень часто налогом не облагается и технологическое оборудование вместе с запчастями для него. Все это государство делает для стимулирования инвестиционной активности.

Система налогообложения некоторых стран предусматривает формирование специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и другими налогами.

Налоговые льготы применяются в виде системы скидок на налогообложение, предоставляемых физическим и юридическим лицам. Основная задача налоговых льгот — стимулирование развития бизнеса или уменьшение налоговой нагрузки для тех, кому это действительно нужно. Налоговые льготы — важнейший элемент государственной политики, которую власти ведут для достижения благоприятных результатов в экономике и социальной сфере.

Безусловно, из-за льгот для индивидуальных предпринимателей, небольших фирм и компаний, работающих в малом бизнесе, в бюджет поступает меньше взносов. Но при этом скидки на налогообложение решают иные вопросы государственного значения:

  • разные виды налоговых льгот способствуют обеспечению самозанятости и последующих пенсионных гарантий бизнесменов без наемных работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, которые оказывают всевозможные услуги);
  • благодаря скидкам на налогообложение образуются новые рабочие места, а государство избавляется от необходимости содержать безработных;
  • налоговые скидки снижают социальную напряженность в обществе, поскольку благосостояние населения растет;
  • за счет налоговых скидок развиваются новые виды деятельности и формируются небольшие инновационные производства, которые, несмотря на прогнозы, могут не принести значительного дохода, но и не требуют крупных денежных вливаний.

В данный момент в РФ численность трудоспособного населения, нигде официально не работающего и не стоящего на налоговом учете в качестве ИП, составляет свыше 20 млн. В интересах государства сегодня по максимуму вывести данную группу граждан из тени, чтобы она взяла на себя хотя бы вопросы самообеспечения. Для достижения этой цели нужно сделать так, чтобы ведение легального малого бизнеса стало простым, выгодным и удобным. То есть требуется:

  • максимальное уменьшение налогового бремени для данной группы населения;
  • снижение административных барьеров для госрегистрации субъектов малого бизнеса;
  • упрощение отчетности малого бизнеса перед госорганами;
  • смягчение административного и налогового контроля и уменьшение размера штрафных санкций за нарушение законодательных норм;
  • предоставление предпринимателям, работающим в сфере малого бизнеса, особых условий для получения заказов на выпуск продукции и оказание услуг, в частности в рамках государственных закупок.

Разные виды налоговых льгот получают крупные бизнесмены или частные предприниматели. Скидки на налогообложение — это их преимущество перед другими налогоплательщиками, осуществляющими данные платежи по общим правилам. При этом отдельные физические лица не получают налоговые льготы. На скидки при налогообложении может претендовать лишь группа граждан, соответствующая установленным законом характеристикам.

Всевозможные виды налоговых льгот способствуют снижению объема налогов, уплачиваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, отсрочке обязательного платежа или предоставлению на него рассрочки. Ознакомиться с общепринятой терминологией и основными видами налоговых льгот можно в Налоговом кодексе РФ. Особые налоговые льготы (понятие, признаки, виды) прописаны в региональных и местных законах и подзаконных актах.

Роль и виды налоговых льгот, используемых в налоговом планировании

Большей частью льгот может пользоваться лишь ограниченный круг налогоплательщиков. Это объясняется тем, что структуры сами вводят и регулируют использование различных скидок на налогообложение.

Льготы существенно отличаются в зависимости от местного законодательства и типа налога, по которому они применяются. Каждый российский субъект наделен определенными правами, и обычно существенный процент льгот предоставляется именно его законами, даже несмотря на ужесточение льгот по налогу на прибыль в гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Изначальное предназначение налоговых льгот — стимулирование отдельных видов деятельности и эффективное использование прибыли. По большей части компании пользуются льготами в чистом виде, однако в рамках грамотного налогового планирования правильнее применять их вместе с иными приемами — учетной и договорной политикой и т. д.

Хотя уменьшение налоговой нагрузки при формально высоких ставках на налогообложение в РФ носит избирательный характер, оно все же доступно большей части предприятий. Так, существует ряд льгот для компаний, ведущих социально важную деятельность, и им государство предоставляет значительные льготы, а нередко и полностью освобождает от уплаты ряда налогов. В большей степени это касается налогов, устанавливаемых на уровне субъектов и МО (местных органов власти) в РФ.

Чтобы применение льгот, предоставляемых законодательством, было максимально эффективно в налоговом планировании, нужно располагать специальной подборкой скидок на налогообложение из законодательной базы. Перечень льгот для каждой организации индивидуален и определяется в значительной степени возможностью интерпретировать хозяйственно-финансовую политику и диверсифицировать деятельность предприятия. Существенные ограничения на использование налоговых льгот часто накладывает жестко целевой характер применения средств, полученных благодаря им.

Налоговое планирование производится в несколько этапов. Сначала из федерального, регионального и местного законодательства по налогам и сборам выбирают льготы, возможные и наиболее целесообразные для использования на конкретном предприятии. Далее определяют, какие условия и требования должны соблюдать налогоплательщики, чтобы пользоваться соответствующими льготами, и какие временные ограничения действуют для данных скидок.

Когда предприятия применяют налоговые льготы, они достигают экономии и снижают налоговую нагрузку. Налоговой экономией является разница между суммой налога, начисленной до и после реализации мероприятий в рамках налогового планирования, в данном случае — после применения определенной льготы.

Налоговая экономия — это показатель, характеризующий, насколько эффективно проводится налоговое планирование. Но, как и любой абсолютный критерий, он обладает определенными недостатками. Кроме того, в некоторых случаях из-за налоговой экономии по одному налогу может повышаться сумма другого (к примеру, снижение налога на имущество ведет к увеличению налога на прибыль). Так происходит в условиях взаимосвязи отдельных налогов и налоговых баз.

На основе показателя налогового бремени можно максимально объективно оценить налоговую нагрузку на хозяйствующий субъект. Если данная цифра снижается, значит, налоговое планирование проводится эффективно.

Помимо этого, именно в показателе налогового бремени сосредоточены и факторы налогового планирования на международном уровне, и элементы учетной, договорной политики, и скидки на налогообложение. Данный показатель вполне обоснованно можно отнести к системе критериев, демонстрирующих, в каком состоянии находится хозяйствующий субъект.

Порядок и виды налоговых льгот: краткая классификация

На основании Налогового кодекса РФ льготы могут быть предоставлены налогоплательщикам различных категорий. Условно все налоговые скидки можно распределить на следующие группы:

1. Льготы, которые предоставляются на следующие налоги:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Эта классификация приведена в п. 3 ст. 65 Налогового кодекса РФ.

2. Льготы, предоставляемые властями разных уровней:

  • федеральными;
  • региональными;
  • местными.

Все эти классификации действуют в совокупности: льготы по федеральным налогам предоставляются федеральными властями, по региональным — региональными, по местным — местными.

Здесь также оценивают, есть ли основания для предоставления скидки на налогообложение и в каком порядке будут использоваться уступки согласно Налоговому кодексу РФ. Но есть и исключения — так, например, ставку федерального налога на прибыль могут снизить региональные власти.

3. Льготы, предоставляемые определенным категориям налогоплательщиков:

  • физическим лицам;
  • юридическим лицам.

При определении цели использования льготы требуется установление не только объекта ее получения, но и лица, которое в реальности получит преимущества, — бенефициара.

4. Льготы, зависящие непосредственно от получателя выгоды. Им может быть:

  • сам налогоплательщик (по прямым налогам);
  • лицо, покупающее товар налогоплательщика (по косвенным налогам — применяются к продукции с эластичным ценовым спросом);
  • лицо, предоставляющее налогоплательщику ресурсы (такие льготы поощряют покупку ресурсов у лиц, нуждающихся в господдержке);
  • налогоплательщик, потребитель его услуг и РСО одновременно (скидки на товар с неэластичным по стоимости спросом);
  • в некоторых ситуациях конкретного получателя выгоды определить нельзя.

Считается, что такие льготы полезны для общества в целом, поскольку они меняют внешние факторы.

5. Льготы разного содержания:

  • социальные (способствуют созданию условий для нормальной жизнедеятельности граждан и снижению имеющихся неблагоприятных факторов в субъекте);
  • экономические (способствуют созданию условий, помогающих развивать предпринимательскую деятельность и повышать инвестиционную привлекательность той или иной территории).

Количество действующих видов льгот на налогообложение сегодня составляет порядка 200. Они предоставляются ряду категорий налогоплательщиков в РФ. Виды таких льгот:

  1. Освобождение от уплаты налогов отдельных категорий граждан. К примеру, в соответствии с ч. 2 Налогового кодекса РФ инвалиды ВОВ и другие группы лиц освобождаются от уплаты налогов частично и на постоянной основе.
  2. Изъятие из облагаемой базы определенных частей объекта налога. К примеру, когда начисляется налог на прибыль, не учитывается заработок компании, полученный благодаря производству и продаже сельхозпродукции. Как изъятия, так и освобождения могут быть предоставлены компаниям на постоянной основе (к примеру, льготы при уплате НДС по страховым операциям) или на какой-то промежуток времени.
  3. Установка необлагаемого минимума, то есть минимальной части объекта, не облагаемой налогом. В данном случае налог уплачивается лишь с тех доходов и объектов налогоплательщика, которые превышают установленный минимум.
  4. Следующие из налогооблагаемой базы определенных сумм (обычно расходов налогоплательщика). К примеру, из совокупного годового дохода физлиц вычитают средства, идущие на благотворительность. При этом лимит на вычеты может быть установлен (когда исчисляется налог на доходы физлиц, к расходам на благотворительность применяются льготы в размере понесенных по факту затрат, но не больше 25 % суммы дохода, полученного в течение налогового периода) или не установлен (к примеру, если речь идет о суммах, которые образовательные учреждения направляют непосредственно на нужды обеспечения, развития и улучшения процесса образования).
  5. Изменение периода уплаты НДС (отсрочка и рассрочка налогового платежа).
  6. Снижение ставок по налогам.
  7. Вычет из налогового оклада. Данный вид льгот является самым эффективным, поскольку существенно снижает подлежащую уплате сумму. Обычно вычет из налогового оклада применяется к прямым расходам налогоплательщика (к примеру, при использовании УСН предприятие, рассчитывающее налог, подлежащий уплате в бюджет, снижает его размер на сумму выплаченных взносов на ОПС).
  8. Возврат уплаченного ранее налога. В этом случае налогоплательщику компенсируют сумму ранее внесенного налога. К примеру, при экспорте товара компании у экспортеров появляется право отнести к уменьшению налога сумму, уплаченную поставщикам сырья, запчастей. При этом такой механизм кажется льготным лишь формально. Мы считаем, что в данном случае уместнее говорить скорее о специальном порядке расчета налоговых выплат, чем о льготе в том значении, в котором ее понимает большинство граждан.

Та или иная скидка на налогообложение может менять различные элементы налога. С учетом характера этих изменений выделяют:

1. Изъятия.

Благодаря изъятию налогоплательщик наделяется правом исключения из налоговой базы отдельных объектов налогообложения или какой-либо их составляющей.

2. Скидки.

За счет скидок налогоплательщик может снизить налоговую базу на сумму вычетов.

3. Уменьшение ставки налога.

Снижение налоговой ставки — уплата налога по более низким ставкам, нежели это положено по общим правилам.

4. Изменение периода уплаты налога.

В данном случае срок уплаты налога переносится на более позднее время. Сдвиг даты выплат может быть в виде:

  • отсрочки. Ее период может составлять 1-6 месяцев. По истечении указанного времени налогоплательщик должен сразу и в полном объеме погасить задолженность;
  • рассрочки. Ее период может составлять 1-6 месяцев. В этом случае налогоплательщик уплачивает всю сумму налога в несколько этапов;
  • инвестиционного налогового кредита. В рамках такого изменения периода уплаты налога предприятие получает право в течение установленного времени и в обозначенных границах сократить свои выплаты по налогу, а затем поэтапно внести сумму кредита вместе с начисленными процентами. Срок предоставления инвестиционного налогового кредита — от 1 до 5 лет; он может применяться в отношении налога на прибыль предприятия, а также региональных и местных налогов.

5. Реструктуризации по налогам и сборам, пени и штрафам.

При реструктуризации налогоплательщик может внести необходимую сумму налогов и сборов с отсрочкой.

6. Освобождения от уплаты НДС.

Налогоплательщика освобождают от обязанности уплачивать НДС полностью или частично. Это право может действовать бессрочно или в течение определенного времени.

Кроме льгот, которыми могут пользоваться отдельные категории налогоплательщиков, Налоговый кодекс РФ предусматривает особые налоговые режимы. В их рамках налоги исчисляются и уплачиваются в особом порядке в течение определенного срока. Данные режимы устанавливает Налоговый кодекс РФ и федеральные законы, применяемые в соответствии с ним.

Специальные налоговые режимы сегодня — это УСН субъектов малого бизнеса и системы налогообложения в свободных экономических зонах, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также при исполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Виды налоговых льгот в 2018 году для малых и микропредприятий

В 2018 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. До 1 августа 2016 года для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».

В расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету. Разберемся, какие организации и ИП в 2018 подходят под определение малого бизнеса.

Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2018 году, нужно подходить под это определение по трем основным параметрам:

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Критерий

Среднее предприятие

Малое предприятие

Микропредприятие

Доходы

2 млрд руб.

800 млн руб.

120 млн руб.

Численность сотрудников

101–250 человек

100 человек

15 человек

Также регламентирована доля участия других лиц в капитале:

  • Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.
  • Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.
  • Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2018 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04 разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к списку малых и средних предприятий можно получить на сайте ФНС. Проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, можно уже сейчас. Достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска. В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства. Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений. Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2018-м пользуются определенными льготами:

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Ведут в 2018-м упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • Получают в 2018-м субсидии от региональных властей — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства в 2018-м имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

Также для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» предоставлены надзорные каникулы. В это время практически никакие проверки не грозят вашему бизнесу. К вам не придут санэпидемнадзор и пожарная инспекция. У вас не проверят лицензию на деятельность. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ от 13.07.2015. Но это касается только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Еще одним бонусом для ИП, попадающих под критерии такого бизнеса, в 2018-м является возможность получить двухлетние налоговые каникулы. Такое право имеют предприниматели, которые регистрируются впервые, занимаются производственной, научной или социальной деятельностью либо оказывают услуги населению. Но для этого власти региона должны принять соответствующий закон.

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

Рассказывает практик

ИП имеют 2 важных преимущества при проверках

Роман Терехин, партнер компании «Деловой фарватер», Москва

Сокращенные сроки проверок. Любые контролирующие учреждения вправе проверять малую организацию в течение не более чем 50 часов ежегодно. При этом часы суммируются и количество ведомств, ранее изучавших деятельность организации, не имеет значения. Предположим, если трудовая инспекция проверяла работу малого предприятия в течение более чем 50 часов, плановых проверок больше не будет. При этом проводятся и внеплановые проверки, на каждую из которых дается 20 рабочих дней.

Трудовые инспекторы вправе увеличить срок проверки еще на 50 часов. При этом льгота, ограничивающая максимальное их количество, с 2016 г. не является столь актуальной, как ранее, поскольку в отношении предприятий малого бизнес-сегмента введены надзорные каникулы.

Надзорные каникулы. Данные каникулы начали действовать с 1.01.2016 г. и продлятся до 31.12.2018 г. В течение этого времени запрещены любые неналоговые проверки малых предприятий, например, СЭС или пожарной инспекцией. Кроме того, в обозначенный период не проверяется наличие лицензии у компании. Также не ведутся проверки в строительной, образовательной сфере и области розничных продаж алкогольных напитков. Распространяется выгодная и на новые, и на уже работающие компании. Однако следует помнить, что надзорные каникулы не касаются налоговых проверок и проверок со стороны ФСС и Пенсионного фонда.

Мнение эксперта

Если ИП утратил право на налоговые каникулы, то возобновить их не выйдет

Олег Бубнов, государственный советник гражданской службы РФ 3-го класса

У индивидуальных предпринимателей есть право применять нулевую ставку налогообложения по «упрощенке» или ПСН со дня госрегистрации непрерывно в течение двух налоговых периодов на основании ст. 346.20 и 346.50 Налогового кодекса РФ. Ключевое слово здесь — «непрерывно». Соответственно, нужно, чтобы индивидуальный предприниматель подходил под критерии и в первом налоговом периоде, и во втором. Если в течение первого года бизнесмен не выполнил условия каникул, закон лишает его права на применение нулевой ставки по УСН или ПСН.

Другие налоговые льготы по видам деятельности

Рассмотрим налоговые льготы на прибыль предприятий с разной формой собственности и особенности их получения более детально. К видам налоговых льгот относятся в данном случае:

1. Налоговые льготы на прибыль медучреждений и организаций, работающих в сфере образования.

Налоговые льготы для учреждений, работающих в медицинской и образовательной отраслях, действуют до 2019 года включительно. Нулевая ставка предоставляется только при выполнении учреждениями ряда условий, среди которых:

  • включение в особый перечень, в который не входят услуги по санаторно-курортному лечению;
  • наличие лицензии на соответствующий вид деятельности;
  • оказание услуг, подпадающих под преференции, в объеме не менее 90 %;
  • количество работников не менее 15;
  • наличие специального сертификата не менее чем у 50 сотрудников за год;
  • отсутствие вексельных операций и срочных договоров.

2. Преференции для учреждений социальной сферы и отрасли культуры.

Учреждения, оказывающие населению социальные услуги, а также организации в сфере культуры освобождаются от налога вплоть до 1.01.2020 г. Для предоставления налоговой льготы учреждение должно отвечать ряду требований:

  • оказываемые им услуги должны соответствовать утвержденному списку;
  • организация должна состоять в региональном реестре учреждений, предоставляющих соцуслуги;
  • в штате должны присутствовать не менее 15 сотрудников в течение одного года;
  • оборот социальных услуг в организации не должен быть менее 90 %;
  • в компании должны отсутствовать вексельные операции и срочные договоры.

Помимо этого, театры, музеи, концертные и библиотечные организации, финансируемые из бюджета, могут рассчитывать на следующие виды налоговых льгот (Налоговый кодекс РФ регулирует данные правила):

  • Вместо начисления амортизации эти учреждения вправе осуществлять единовременное списание затрат, понесенных в ходе коммерческой деятельности.

К таким расходам относятся:

—  затраты на приобретение или создание объектов, подлежащих амортизации;

—  расходы на реконструкцию, модернизацию, техническое переоснащение ОС.

Исключение составляет только недвижимость.

В Налоговом кодексе РФ выделены объекты, не подлежащие амортизации организациями в сфере культуры, в числе которых, например, есть предметы и произведения искусства, книги.

  • Не исчисляются и не подлежат уплате авансовые платежи по прибыли.
  • Декларация по налогу подается только в конце года.

3. Льготы по прибыли для участников особых экономических зон.

Особая экономическая зона является территорией со специальными льготными условиями для ведения деятельности. К таким зонам относят:

  • технико-внедренческую, налоговые льготы на прибыль для которой действуют с 2012 по 2017 год включительно;
  • туристско-рекреационную, где налоговые льготы действуют с 2012 по 2022 год включительно.

Компании, работающие на данных территориях, используют нулевую ставку налогообложения для уплаты в госбюджет. При этом существует условие, которое заключается в ведении раздельного учета деятельности в указанных зонах и за их пределами.

4. Налоговые льготы для инновационных компаний.

Определенные виды налоговых льгот Налогового кодекса РФ действуют и для инновационных организаций. С 2017 г. для членов региональных инвестиционных проектов (РИП) и специальных инвестиционных контрактов, одним из участников которых является Россия, определены льготы, касающиеся как федерального (0 %), так и регионального бюджетов (0 и 10 %).

Участники региональных инвестиционных проектов полностью освобождены от необходимости уплаты налога на прибыль в ФБ. Они могут претендовать на налоговую льготу, если:

  • сведения о них содержит в себе специальный реестр;
  • их выручка от реализации продукции, выработанной в рамках обозначенных проектов, составляет не менее 90 % общего дохода.

Льготную ставку по региональному бюджету можно применять в течение десяти налоговых периодов с начала получения первых доходов от реализации обозначенной продукции. Размер льготной налоговой ставки составляет:

  • 0 % для участников, реализующих региональные инвестиционные проекты на территории Дальневосточного федерального округа и шести регионов Сибирского ФО. Эти участники, если они уже вложили средства в необходимом объеме, применяют налоговые льготы сразу после подачи заявления, не регистрируясь в реестре;
  • 0 % для участников инвестиционных контрактов.

Для участников РИП, пребывающих не на указанных территориях, также действуют налоговые льготы. Для них налог может быть снижен до 10 %.

Что касается региональных льгот, в данном случае:

  • ставка не должна превышать 10 % в течение пяти налоговых периодов с начала реализации продукции;
  • не может составлять величину менее 5 % в последующих пяти периодах.

Льгота действительна до 1.01.2017 г.

5. Льготы для организаций, работающих на территориях, которые ранее были подвергнуты радиации.

Компании, ведущие свою деятельность на территориях, пострадавших от радиации во время Чернобыльской и других подобных катастроф, могут пользоваться нулевой ставкой налогообложения на прибыль, которая поступила от следующих видов работ:

  • проектных и конструкторских;
  • строительных;
  • транспортных;
  • ремонтных.

Кроме того, нулевая ставка налогообложения применяется и в отношении прибыли, полученной от выпуска строительных конструкций в случае, когда объем работ, направленных на нейтрализацию вредных воздействий, составляет не менее 50 % от общего. При невыполнении требования, связанного с 50 %, под преференции попадает лишь доход от обозначенных работ. Налоговые льготы применяются вплоть до полного их окончания.

6. «Иннополис».

«Иннополис» является особой экономической зоной на территории Татарстана. Для нее действуют определенные виды налоговых льгот, обозначенные в таблице:

ФБ

РБ

0 % — до 2018 года

0 % — первые 5 лет

3 % — с 2018 до 2020 года

5 % — следующие 5 лет

2 % — с 2021 года

13,5 % — по прошествии 10 лет

Льгота действует в течение всего времени существования «Иннополиса» — 49 лет.

Виды налоговых льгот в РФ для предприятий, использующих труд инвалидов

Российская система налоговых льгот для компаний, в которых работают лица с ограниченными возможностями здоровья, довольно сложна и не совсем понятна для многих. Заявить о своем праве на использование льготы могут следующие предприятия, на которых трудится определенное количество инвалидов:

  • общественные организации инвалидов (общее число лиц с ограниченными возможностями здоровья превышает 80 %);
  • предприятия, уставной капитал которых включает в себя взносы общественных организаций;
  • фирмы, где трудятся инвалиды (доля инвалидов составляет не меньше 50 %; кроме того, не менее 25 % зарплатного фонда направляется на оплату их труда);
  • организации, созданные для решения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных и иных социальных задач. Налоговая льгота предоставляется в том случае, если всем имуществом данных учреждений владеют общественные организации инвалидов.

Предприятия, отвечающие указанным выше требованиям, могут получить от государства гарантии, прописанные в ст. 218 Налогового кодекса РФ, а именно:

  • освободиться от необходимости уплачивать единый социальный налог. Опция доступна для ИП, адвокатов и нотариусов (частная практика) с I, II, III группой инвалидности по части доходов от ведения предпринимательства или другой деятельности (ограничение затрагивает общую сумму дохода, которая не может быть выше 100 тыс. руб.);
  • снизить налог на прибыль и получить льготы по ЕСН и страховым взносам на травматизм — доступно для организаций, принявших лицо с инвалидностью;
  • получить льготу на имущественный налог.

Исключение составляют взносы на пенсионное страхование, по которым льготы не предусмотрены.

Виды налоговых льгот для некоммерческих организаций

Некоторые виды налоговых льгот законодательство предоставляет и НКО (некоммерческим организациям). Обозначим, когда они могут использовать скидку при налогообложении.

Налог на прибыль не применяется:

  • к отчислениям в резервный фонд для выполнения капремонта;
  • ко вступительным, целевым и страховым членским взносам учредителей НКО;
  • к благотворительной деятельности в форме пожертвований;
  • к доходам в виде безвозмездно полученных НКО работ (услуг), проведенных по соответствующим договорам;
  • к различным поступлениям из бюджетных учреждений для решения определенных задач, о которых сказано в НКО;
  • к любому виду имущества, полученному вследствие благотворительности.

Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) применяются, если:

  • НКО, ведущая лицензионную деятельность, оказывает образовательные услуги — реализует общеобразовательные, профессиональные программы по основному и дополнительному обучению;
  • реализует или передает медицинское оборудование или оказывает услуги в сфере медицины;
  • оказывает социальные услуги, входящие в перечень Налогового кодекса РФ;
  • оказывает услуги для адвокатских коллегий.

Некоммерческие организации освобождаются от имущественного налога, если:

  • имущество используется в религиозной деятельности;
  • это НКО инвалидов;
  • это иная организация, попадающая под действие закона РФ.

Информация об экспертах

Роман Терехин, партнер компании «Деловой фарватер», Москва. Имеет высшее юридическое образование, адвокат. Занимается сопровождением расследований уголовных дел по экономическим преступлениям. Специализируется на защите при расследовании преступлений против государственной власти. Член экспертного совета при Правительстве РФ, Комитете Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, а также при Комитете Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. ООО «Деловой фарватер». Сфера деятельности: правовая защита предприятий при проверках налоговыми органами и МВД; оптимизация налогов. Численность персонала: 70. Основные клиенты: «Авангард», «Атлас», «Наяда», «Прибор», «Промышленная автоматизация», «СтройОблГаз» и др.

Олег Бубнов, государственный советник гражданской службы РФ 3-го класса.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.