text
Генеральный Директор

Метод DISC при найме персонала: идеальный сотрудник за 10 минут

  • 21 февраля 2018
  • 1277
Бизнес-тренер, консультант по организационному развитию. Владелица компании Upretail, Москва
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Метод DISC базируется на клинических и социологических исследованиях, проведенных в 1920-х годах. Уильям Марстон (он же изобретатель детектора лжи) наблюдал за поведением людей в различных ситуациях, после чего выделил четыре базовых типа. По сути, Марстон применил теорию эмоционального интеллекта.

Чаще всего одна эмоция проявляется у конкретного человека ярче и стабильнее, чем другие. От этой «первичной» эмоции и зависят внешние проявления человека, которые мы можем наблюдать, оценивать и относить к той или иной категории модели DISC. Поскольку основатели юридически не защитили метод, материалы и инструменты стали доступны широкому кругу пользователей.

Как подбирать персонал, если привычные инструменты уже не работают

Подбор сотрудников – один из важнейших критериев, влияющих на рост бизнеса. Поэтому мы сделали подборку инструментов, которые помогут найти людей, способных решать задачи нестандартно.

Также, в статье Вы найдете тест для проверки соответствия кандидата принципам компании.

Активировать бесплатный доступ к статье >>>

Почему вам стоит освоить метод DISC

Для тестирования сотрудника по методу DISC нужно 10–15 минут. Четыре типа характеризуют наиболее распространенные варианты поведения, при этом нет громоздких и многоступенчатых описаний, затрудняющих восприятие и вызывающих сомнения при трактовке результатов.

Специализированное образование для понимания метода не нужно. Принципы DISC совмещаются с другими методологиями: теорией темперамента, типологией коммуникативного стиля и т. д., не вступая с ними в противоречие. Кроме того, метод DISC универсален: его можно применять в отборе персонала, обучении, продажах, коммуникациях с клиентами, формировании команд, выборе индивидуальных мотиваций и др., 

Метод DISC при найме персонала: идеальный сотрудник за 10 минут

Как применять метод DISC. Опрос и наблюдение

Метод DISC базируется на классических приемах психодиагностики.

1. Тестирование с помощью опросника — на бумажном носителе или при помощи компьютера (пройти тест и получить результаты можно в электронной версии статьи).

2. Наблюдение за соискателем в процессе интервью либо в момент участия в деловых играх. При этом оцениваются поступки, вербальные и невербальные сигналы.

3. Моделирование ситуаций или наблюдение за сотрудником при исполнении должностных обязанностей.

Модель характеризует соискателя по двум критериям: отношение к окружающей обстановке и вариант поведения — активное или реактивное.

Метод DISC при найме персонала: идеальный сотрудник за 10 минут

Тип поведения D

У сотрудников этого типа сильно развита потребность менять мир вокруг себя, побеждать и завоевывать, достигать поставленных целей и узнавать пределы своих возможностей. Им важно победить, причем любой ценой, победа — основной мотиватор.

Особенности. Азартный человек, быстро включается в работу, готов много трудиться. Его мотивирует свобода, власть, большие проекты. Нельзя изолировать от команды. Минусы: часто упускает важные детали, в спешке совершает ошибки, в порыве гнева может обидеть коллегу, ненавидит рутинные операции, срывает сроки.

Как узнать при встрече. Крепкое рукопожатие, громкий голос. Выбирает место в аудитории самостоятельно, не дожидаясь приглашения. Приходит вовремя. Предпочитает общаться «сразу с главным». Задает конкретные вопросы: «Что и когда делать?» Быстро загорается идеей, готов приступить к работе немедленно.

Подходящие должности. Генеральный директор, антикризисный менеджер, начальник производства, продавец в b2b-сфере, сотрудник отдела по развитию.

Тип поведения I

Среди работников этого типа лидеры встречаются не реже, чем среди представителей типа D. Вы сразу заметите харизму этого сотрудника, его мягкое направляющее воздействие на среду вокруг себя.

Особенности. Это человек-праздник, неформальный лидер в коллективе. Такие сотрудники полезны во всех сферах, где правят коммуникации и человеческие отношения. Он быстро включается в работу, ведет за собой команду. Минусы: так же быстро остывает, многое оставляет недоделанным.

Как узнать при встрече. Одевается модно, броско. Приветлив и доброжелателен, общителен до болтливости, бурно жестикулирует. Вспомнит интересную историю по любому поводу.

Увлекается всем понемногу. Соискатель может упоминать в резюме об окончании курсов ландшафтного дизайна, первой медицинской помощи, нумерологии — ему интересно все. На собеседовании задает вопросы о команде, коллегах, руководителе: отношения внутри коллектива интересуют его больше, чем сама работа.

Подходящие должности. Руководитель в женском коллективе, продавец для b2c-сферы, специалист по внутренним коммуникациям, PR-менеджер, маркетолог, HR-менеджер.

Тип поведения S

Такие сотрудники с удовольствием и добросовестностью выполняют рутинную работу. Любят четкие и предсказуемые правила игры, договоренности, инструкции, план. Настороженно относятся к любым инновациям и переменам. Берегут имущество компании. Никогда не идут против решений руководства, беспрекословно подчиняются и выполняют задания.

Особенности. Лучшие качества такой человек проявляет в условиях привычного ритма. Формирует дружескую и мирную обстановку в коллективе. Минусы: при изменении регламентов выбивается из рабочего ритма, не терпит состояния неопределенности.

Как узнать при встрече. Тихая речь. Положительно отзывается о бывших коллегах и руководителях, проявляет эмпатию. Собственное мнение держит при себе, высказывается редко. Одевается скромно и консервативно.

Подходящие должности. Логист, бухгалтер, сотрудник отдела разработки, оператор колл-центра, сервисный инженер, секретарь.

Тип поведения C

Это любители держаться подальше от проблем и сложностей, от бурной жизни. Зона комфорта — вне суеты и всего, что требует немедленной реакции на происходящее вокруг них. Командная работа и активный корпоративный отдых не для них.

Особенности. Такой человек обладает сильными аналитическими способностями, его стихия— многофакторный анализ. Это тонкий игрок данными. Может предсказать, что пойдет не так в реализации идеи, которая у вас только зародилась. Минусы: мелочность, дотошность, придирчивость, эмоциональная отстраненность.

Как узнать при встрече. Законченный, выверенный образ в одежде. Пунктуальность, склонность все переспрашивать и перепроверять. Долго принимает решение. Не спешит с ответом. Предлагает два-три варианта решения с обоснованием каждого пункта.

Подходящие должности. Делопроизводитель, экономист, юрист.

Бывают исключения, но они подтверждают правило

«Чрезвычайная Страховая Компания» по методу DISC искала делопроизводителя. Руководство посчитало, что для этой должности подойдет кандидат типа С, который не боится рутинной работы, ценит стабильность и тишину кабинета.

Сотрудницу наняли, а уже через месяц в подразделении началась «бумажная катастрофа». Делопроизводитель со всей дотошностью вникала в каждую букву документов, перепроверяла стандартные договоры и придиралась к каждой мелочи. Согласования затягивались, руководству пошли жалобы от коллег. Вскоре сотрудницу заменили на кандидата типа S, который выполняет работу без нареканий.

Смешанные типы и что с ними делать

Бывает, что в ответах соискателя баллы распределяются примерно поровну по всем четырем пунктам и определить доминирующий тип поведения невозможно. Это означает, что человек отвечал неискренне: в лучшем случае очень хотел вам понравиться и для этого угадывал «правильные» ответы, в худшем — сам не определился, что ему ближе, или заведомо вводил вас в заблуждение. В работе такой сотрудник плохо предсказуем, его нанимать рискованно.

Если же ответы распределились между двумя пунктами, перед вами соискатель смешанного типа. Наиболее часто среди кандидатов на руководящие позиции встречаются такие сочетания.

D I. Привык одновременно играть несколько ролей: то пытается жестко и бескомпромиссно руководить, то вдруг превращается в лидера-харизматика и душу компании. Кандидата можно взять на позицию управляющего филиалом, топ-менеджера или руководителя проекта, который с нуля подберет себе команду. Ужиться в уже сложившемся коллективе ему будет трудно из-за склонности бросаться из крайности в крайность.

D С. Руководитель с большим стажем, который раз и навсегда выработал логическую систему в своей специальности и придерживается ее во что бы то ни стало. Например, это соискатель, который 15 лет проработал директором по маркетингу. Он эффективно руководит только в привычных рамках.

Измените стратегию компании, подход к продажам или клиентскому сервису — и сотрудник типа D С впадет в растерянность, перессорится с подчиненными и завалит рабочий процесс.

Что делать

Сейчас, когда планировать стратегию компании на год и более проблематично, выходом становится проектная работа. Назначайте руководителя под текущие задачи и на ограниченный срок. Пусть он подберет себе команду, с которой будет эффективно и комфортно работать.

Как собрать команду по методу DISC

В зависимости от текущих проектов компании формировать команды нужно с разным соотношением типов сотрудников.

1. Компания завоевывает новый рынок или выпускает новый продукт. Нужны люди, способные генерировать идеи. Ключевой фигурой станет сотрудник типа С, который возьмет на себя задачи по сбору и анализу информации и оценке рисков.

Включите в команду несколько сотрудников типа I — супервайзеров, территориальных руководителей. Они будут выполнять функции мотиваторов для линейного персонала. И одного-двух сотрудников типа D — жестких управленцев, которые проконтролируют выполнение задач.

2. Компания повышает эффективность персонала. Если в компании проблема с исполнительностью, назначать руководителем сотрудника типа D будет ошибкой. Своей жесткостью он настроит против себя персонал.

Ориентируйтесь на вашу сферу деятельности: в творческом коллективе на роль начальника подойдет сотрудник типа I, который мягко добьется выполнения проекта. «Технарей» отлично организует руководитель типа S, который вдохновит подчиненных, работая с ними наравне.

Если в компании необходимо внедрить новую систему или оптимизировать бизнес-процессы, формируйте команду из работников типа С. В начальники стоит взять сотрудника типа D, только если горят сроки и результаты нужны очень быстро.

3. Компания увеличивает продажи. Если говорить о продажах в сфере b2b, высокую эффективность покажут менеджеры типа I. Они хороши в продвижении премиальных товаров: ненавязчиво доводят клиента до сделки, отлично нарабатывают базу контактов. Сотрудник типа I подойдет на должность начальника отдела продаж, менеджера по работе с ключевыми клиентами, директора по развитию торговых сетей.

Для рутинной бумажной работы и холодного обзвона возьмите сотрудников типа S. Им спокойно можно поручить ведение базы данных, оформление договоров, актов сверки и пр.

Нанимайте в отдел продаж сотрудников типа D, I, S и С и в равных пропорциях, если:

  • вы работаете с ограниченным кругом клиентов (закрытый клуб, корпоративное обслуживание). Под каждого клиента индивидуально подбирается менеджер: D возьмет яркостью и напором, I мягко уговорит, С приведет логические доводы и предложит выгоду, S выстроит идеальную коммуникацию и документооборот между компаниями;
  • в компании действует трехступенчатая схема продаж: менеджеры S занимаются холодным привлечением по телефону, I ездят на встречи и делают презентации, С сегментируют базу, а D работают с постоянными клиентами.

Рассказывает практик

Алексей Плахотин, исполнительный директор ООО «Тритон»

При подборе кадров я сочетаю несколько методик: например, DISC, одно-два собеседования, тестовое задание, наблюдение за кандидатом в ходе первой беседы и во время испытательного срока. Применение только метода DISC может дезориентировать.

Мы в прошлом году взяли на работу руководителя сервисной службы. Кандидат по методике DISC определился как лидер смешанного типа D I. На собеседовании он уместно шутил, рассказывал, как решит проблемы компании, — словом, произвел отличное впечатление. Как только сотрудника наняли, произошла метаморфоза: обаятельный и компетентный специалист куда-то исчез, а вместо него появился чистый тип D — единоличник, который не способен к взаимодействию, слышит только себя, повышает голос при малейшем возражении. За две недели он успел перессориться со всей командой и несколькими клиентами, пострадала репутация компании. Сотрудника пришлось уволить до окончания испытательного срока. Его заменили на кандидата типа С — менее яркого и амбициозного, зато умеющего слушать и договариваться.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
2 минуты, и Вы продолжите читать
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
вконтакте
одноклассники
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
вконтакте
одноклассники
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
2 минуты, и Вы продолжите читать
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
вконтакте
одноклассники
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.