text
Генеральный Директор

Грузовой манифест: назначение и особенности оформления

  • 1 марта 2018
  • 1225
Фото © Pixabay
Фото © Pixabay

Оформление приема-сдачи груза и почты предполагает обязательное составление почтово-грузовой ведомости (ПГВ)/грузового манифеста. Что же представляет собой грузовой манифест?

Это главный документ, на основании которого принимают и сдают груз и почту. В почтово-грузовой ведомости/грузовом манифесте перечислены все транспортируемые грузы. Если выполняется международная перевозка, благодаря грузовому манифесту таможня получает информацию о том, какие грузы перемещаются через границу. Назначение этого документа состоит еще и в статистическом коммерческом информировании о транспортируемых объектах.

Как выглядит грузовой манифест (образец)

В грузовом манифесте содержится обобщенная информация о грузах, транспортируемых на каком-либо средстве передвижения, например на морском судне, самолете, грузовом автомобиле, в железнодорожном вагоне и на барже.

Грузовой манифест также включает в себя сведения непосредственно о данном транспорте – что это, какими свойствами обладает, куда направляется. Грузовой манифест представляет собой бумажный документ в виде титульного листа, где отражена информация о средстве передвижения и агрегированные сведения о перевозимых товарах, за которыми следуют коносаменты отдельных партий грузов.

Часто манифестом обмениваются в коммерческих целях. К примеру, фрахтовый манифест могут передавать друг другу два линейных агента – в порту отправления и в порту назначения. Также этот документ готовят, преследуя нормативные цели. Так, таможенный манифест передают представителям таможни по прибытии в первый порт в государстве.

Различия между сведениями, которые в себе содержит таможенный и грузовой манифест, как правило, минимальны. Однако данные документы обладают абсолютно разным правовым статусом.

Грузовой манифест может представлять собой большой комплект документов в бумажном варианте. Такого вида манифест транспортируют или на каком-нибудь средстве передвижения, или его к месту назначения доставляет курьер. Если бумажный манифест прибывает с опозданием, необходимая информация из-за этого может несвоевременно поступить в таможенную службу. Следовательно, в данной ситуации вполне вероятно, что погрузка и разгрузка товаров будет выполнена с опозданием.

Если манифесты и коносаменты пересылают по email, сведения о товарах передаются заранее, даже если груз также сопровождается бумажными документами. Это – безусловное преимущество, которое приобретает особую актуальность, если учитывать существующие требования безопасности, в рамках которых официальные органы желают заблаговременно получать подробные данные о грузе для объективной оценки вероятных рисков. Кроме того, как можно раньше обмениваться сведениями об отдельных партиях грузов – это уже достаточно распространенная практика.

Грузовой манифест: назначение и особенности оформления

Как оформляется грузовой манифест при авиаперевозках

В грузовом манифесте/ПГВ содержатся следующие поля, которые нужно заполнять:

  1. Operator (авиакомпания, выполняющая рейс);
  2. Marks of Nationality and Registration (государственный и регистрационный знаки ВС);
  3. Flight No (номер рейса);
  4. Data (дата);
  5. Point of loading (пункт загрузки);
  6. Point of unloading (пункт выгрузки);
  7. Air Waybill Number (номер авианакладной);
  8. Number of pack (количество мест);
  9. Nature of goods (наименование груза);
  10. внесение соответствующих записей при перевозке опасных грузов, живых животных, объединенного и другого груза, требующего специальной обработки, является обязательным;
  11. Weight (вес – заполняет только перевозчик или его агент);
  12. For official use only (для служебных пометок).

Количество экземпляров грузового манифеста не может быть менее 5. Каждый из экземпляров предназначается для конкретного человека или организации. Документы получают:

  • перевозчик (грузовой манифест вкладывают в конверт рейсовых документов);
  • таможенные власти пункта отправления;
  • таможенные власти пункта назначения;
  • аэропорт отправления;
  • аэропорт назначения.

Экземпляров грузового манифеста может быть и больше 5.

Если обслуживающая компания выполняет международную перевозку груза в какое-либо из государств Таможенного союза, на лицевой или оборотной стороне грузового манифеста/почтово-грузовой ведомости ставят такую запись (отметку): «На борту ВС отсутствуют товары, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы».

Если груз перевозится внутренними рейсами, должны быть соблюдены определенные правила, а именно:

  1. Первые 2 экземпляра ПГВ/грузового манифеста передают на борт ВС бортпроводнику. Документы транспортируются до места назначения. В пункте прибытия один экземпляр, где проставлены отметки о снятии загрузки, оставляет себе отдел перевозок аэропорта разгрузки. Другой экземпляр с отметками и подписью бригадира грузчиков (грузчика) аэропорта назначения о принятии груза и почты прикладывают к отчету о рейсе. Данный экземпляр хранят в штабе летного отряда.
  2. Третий экземпляр ПГВ, в котором расписался бригадир грузчиков (грузчика) аэропорта отбытия, остается на складе отправления. Именно на основании данного документа списывается перевозимый груз и почта.
  3. Четвертый экземпляр ПГВ, где расписался бортпроводник в приеме груза и почты, передают в учетный сектор аэропорта. На его основании формируют отчет по отправлению груза и почты.
  4. Пятый экземпляр ПГВ, где расписался бортпроводник или приемосдатчик в приеме груза, прикладывают к наряду на оплату выполненной бригадой грузчиков (грузчиком) работы. На основании данного документа начисляется заработная плата. Пятый экземпляр ПГВ может быть заменен бланком «Акт выполненных работ (услуг) по аэропортовому и наземному обслуживанию». В данном случае выписывают 4 экземпляра почтово-грузовой ведомости.
  5. В а/п разгрузки второй экземпляр ПГВ, на котором расписались финансово ответственные лица в приеме груза и почты, хранят в учетном секторе СОПГП. На основании данного экземпляра почтово-грузовой ведомости оплачивают работу бригады грузчиков. Этот документ выступает в качестве доказательства того, что груз сдан на склад и почта – в отдел перевозки почты (ОПП).

Отметки о том, что груз и почта выгружены из воздушного судна и получены от бортпроводника, загружены на воздушное судно, и о том, что бортпроводник их принял, делают только в ПГВ/грузовом манифесте. Проставлять такого рода отметки в сводной загрузочной ведомости запрещено, так как содержащаяся там информация об отправках не уточнена (нет номеров грузовых накладных и иных необходимых сведений).

Заполнять ПГВ/грузовой манифест нужно очень точно и внимательно. В документе нельзя зачеркивать, приписывать, что-либо исправлять. Подписывать грузовой манифест следует разборчиво. Оттиски штампов должны быть ясными. Если в ПГВ стоит подпись, но нет штампа, или есть штамп, но отсутствует подпись, документ не может выступать в качестве доказательства того, что груз был принят или сдан.

Грузовой манифест: назначение и особенности оформления

Если воздушное судно выполняет рейс, но при этом груз на его борту отсутствует, грузовой манифест всё равно составляют. Если данный документ не оформлен, то это расценивается как нарушение Чикагской конвенции. Однако здесь вместо информации о грузе в манифесте указывают: «CARGO NIL», то есть «Груз отсутствует».

Если товар транспортируется трансфером, оформляют трансферный грузовой манифест (Air Cargo Transfer Manifest). Это документ на трансферный груз, который перевозят различные компании. Данный манифест подписывает перевозчик, принимающий груз. Его подпись в этом случае выступает в качестве расписки за материальные ценности. Грузовым трансферным манифестом пользуются тогда, когда авиакомпании проводят друг с другом взаиморасчеты за выполненные грузоперевозки.

Фрахтовый грузовой манифест в морских перевозках

Основываясь на коносаментной информации о грузе в порту погрузки, морагент формирует список принятых судном материальных ценностей по коносаментным партиям. Этот список и есть грузовой манифест. В данном документе обозначают, как называется судоходное предприятие и судно, указывают фамилию капитана, порты отправления и назначения, номера коносаментов, кто отправитель и получатель, прописывают данные об упаковке (марку, номер, количество, род), как называется груз, сколько весит, каков его объем, номера нарядов, фрахт (ставку, сумму фрахта, сколько уплачено при отправке, сколько надо взыскать с лица, получающего груз).

Капитан досконально проверяет, соответствует ли информация в грузовом манифесте сведениям коносаментов, и подписывает его. Формируют несколько экземпляров грузового манифеста. Их количество определяется требованиями в портах погрузки, выгрузки и таможенными правилами государства назначения. Экземпляры грузового манифеста предназначаются судну, судовладельцу, таможенной службе, стивидорным предприятиям, которые принимают транспортируемые объекты.

Если товар погружается или снимается с судна в нескольких портах, грузовой манифест формируют по каждому из них в отдельном порядке. Законодательство ряда государств (таких как Франция, Испания, Аргентина и др.) предусматривает, чтобы грузовой манифест заверяло консульство страны назначения груза в порту отправки. Если данное представительство в государстве, откуда перевозится товар, отсутствует, в грузовой манифест вносят пометку, заверенную таможенным представительством в порту отправки. К документу должна быть приложена гербовая печать.

Грузовой манифест составляют с разными целями.

Морские агентства используют грузовой манифест, чтобы проверять, правильно ли погружен или сдан товар, взысканы фрахтовые суммы, а также чтобы своевременно направлять данные документы в порты назначения (судовым агентам или таможне).

Стивидорным организациям грузовой манифест необходим для принятия груза. Его выдают получателям на основании распоряжения агента, который предъявляет коносаменты. В отдельных портах ряда государств капитан должен передать таможне полностью укомплектованный грузовой манифест, чтобы своевременно выгрузить перевозимый товар. В некоторых государствах по прибытии судна предъявляют не только грузовые манифесты на товар, который доставлялся до данного порта, но и на объекты, находящиеся на судне для транспортировки в другие порты данной страны.

Таможенные службы всех государств тщательно контролируют законность ввоза и вывоза грузов из страны. Также эти структуры следят за тем, чтобы таможенные пошлины и платы за хранение грузов, которые находятся на таможенных складах, взыскивались вовремя.

Если грузы транспортируют в большом каботаже, таможенная служба наблюдает за процессом и контролирует, чтобы незаявленные товары не были вывезены.

Когда завершается погрузка, агенты судна предоставляют в таможню два экземпляра грузового манифеста. На обоих бумагах таможня ставит разрешительную отметку. Один экземпляр получает капитан судна и передает его на таможню в порту назначения. Другой экземпляр грузового манифеста таможенная служба отправляет по почте.

Когда судно прибывает в порт назначения, капитан сразу же передает грузовой манифест таможенной службе. Если он нарушает существующие таможенные правила, на него налагают штраф. Отметим, в некоторых портах определенных государств капитаны обязаны предъявлять грузовые манифесты, разработанные по особой форме.

Назначение фрахтового манифеста точно такое же, как и грузового. Во фрахтовый манифест включают информацию о фрахте – суммах, уплаченных при отправке, и суммах, которые должны быть взысканы с получателя при передаче ему груза. Цель фрахтового манифеста заключается в контроле и обеспечении своевременного расчета с перевозчиком.

Особую значимость данный документ приобретает в том случае, если для транспортировки грузов действуют линейные условия. В соответствии с законами некоторых государств Латинской Америки и иных стран, доход от перевозки грузов облагается налогом, а потому таможенные власти обязаны располагать фрахтовым манифестом. При этом участникам соглашения в договоре морской перевозки необходимо точно обозначать, кто платит налог.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
2 минуты, и Вы продолжите читать
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
2 минуты, и Вы продолжите читать
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.