text
Генеральный Директор

Как держать эмоции под контролем, если сотрудник раздражает

  • 31 мая 2018
  • 1856
Фото © Pixabay
Фото © Pixabay

Как научиться понимать причины раздражения и быстро с ним справляться? Как перейти от обид к осознанности своих чувств? Разбираем актуальные для всех вопросы. А в конце статьи вы найдёте три упражнения, которые помогут справиться с раздражением в будущем.

Как-то Евгения Дмитриева, генеральный директор компании «Кемпи Россия», договорилась о демонстрации оборудования с давним партнером, дала задание сотрудникам провести мероприятие, а сама уехала в командировку, так что дозвониться до нее было невозможно.

Накануне по смс она попросила менеджера связаться с директором заказчика и подтвердить предстоящую демонстрацию. Но так как время было уже нерабочее, менеджер просьбу не выполнил. Клиент на демонстрацию не пришел.

Первая реакция — гром и молния! Как это так! Поручение генерального директора не выполнено! Но, хорошенько подумав и остыв, Евгения сделала вывод, что надо было найти возможность позвонить коллеге-директору самой или четко объяснить менеджеру, что звонка ждут в любое время и очень важно сделать это прямо сейчас.

Раздражение — это не просто реакция на то, что вам не нравится. За этим чувством всегда скрывается невидимая часть айсберга, которую необходимо увидеть и осознать. Если вы постоянно чувствуете, что сотрудники вас нервируют, нужно срочно выяснить почему. Можно выделить несколько причин, которые чаще всего вызывают раздражение руководителя.

Причина 1. Сотрудник не до конца понимает, как правильно выполнять работу, и допускает массу ошибок. Ставьте такому сотруднику задачи максимально точно, контролируйте выполнение небольших этапов. Чем детальнее вы будете ставить задачи, тем скорее он поймет, что делает не так.

Причина 2. Сотрудник не проявляет инициативу. Наверняка такой человек думает, что ничего не сможет изменить, и поэтому не предлагает идеи или решение проблемы. Обсудите с работниками возможность перемен, введите систему поощрения за инициативу.

Причина 3. Сотрудник проявляет инициативу, не согласованную с руководством. Действует не по инструкции, руководствуется только собственным мнением. Определите, чего вы получаете больше: пользы или вреда. Если вреда, то, возможно, с таким сотрудником лучше расстаться. О том, как мотивировать сотрудников, мыслящих не стандартно, читайте в этой статье

Причина 4. Сотрудники медленно реагируют на изменения. Разберитесь, в чем причина, но не забывайте, что сотрудники — живые люди. Возможно, им просто надо дать время, чтобы перестроиться. 

Но даже если вам удалось понять причину своего раздражения, проблему это не решит. Необходимо научиться осознавать собственные эмоции и управлять ими. Вот какие способы применяют для этого ваши коллеги.

Как держать эмоции под контролем, если сотрудник раздражает

Способы быстро снять раздражение

1. Мысленно бросьте в того, кто вас раздражает, чем-нибудь тяжелым. Нарисуйте его карикатуру, перечеркните картинку черным маркером, разорвите на мелкие кусочки.

2. Мысленно представьте человека, который вас раздражает, в нелепой ситуации. Например, как он, надев балетную пачку, неуклюже танцует па-де-де. Так вы снизите значимость конфликтной ситуации и уменьшите внутреннюю злость.

3. Постарайтесь расслабиться — уйдите на небольшую прогулку, просто несколько минут расслаблено подышите где-нибудь в уединенном месте. Помогает такая техника: медленно через нос наберите полную грудь воздуха, а затем сделайте резкий выдох через рот, представляя, как с воздухом уходят раздражение, обида и горечь. Дышите, пока не почувствуете, что действительно выдохнули из себя все раздражение.

По материалам Романа Алехина и открытых источников

Как перейти от обид к осознанности своих чувств

Роман Алехин, Основатель компании «Орто-доктор», Курск

Раньше я обижался и раздражался на сотрудников, если не чувствовал благодарности за помощь, поддержку, поощрение или не видел признания себя как эффективного и понимающего руководителя. Позже я осознал, что ждать от сотрудников выражения чувств, эмоциональности, человечности — управленческая ошибка.

Вспомните, зачем мы взяли людей на работу: для эффективного выполнения конкретных обязанностей, а не для того, чтобы они любили или восхищались руководством.

Сейчас я воспринимаю каждого сотрудника как механизм, которому необходимо постоянно придавать импульс движения, и именно от меня зависит, с какой скоростью и эффективностью этот механизм будет работать.

Если меня раздражает лень сотрудника, я анализирую, достаточный ли импульс ему дал. Как я даю импульс? Я ввел планирование дня для каждого сотрудника, а также обязал весь персонал делать отчет или фотографию рабочего дня. Кроме того, проанализировал и определил, кому можно ставить задачи на уровне целей, а кому необходима четкая инструкция.

Бывают, однако, случаи, когда сотрудникам нужно оказать моральную поддержку, подбодрить, помочь справиться с проблемой, которая мешает работе. Для таких ситуаций я использую переключение ролей. Когда успокаиваю — я в роли родителя или друга. Когда после этого ставлю задачу и анализирую причины ошибки — я уже руководитель. Если не переключаться, то обсуждение проблем сотрудника может быстро вызвать раздражение.

Когда анализирую с сотрудником его ошибки, помню, как правильно критиковать: говорить только о поступках, не переходя на личность. Фокусировка на работе снижает эмоциональность критики. О том, как правильно критиковать, чтобы сотрудники остались благодарны, читайте в этой статье

Еще мне помогает держать себя в руках такой прием: я требую, чтобы сотрудник отвечал на мою критику. Так мой критический монолог превращается в конструктивный диалог. А в самом конце беседы я всегда говорю сотруднику что-то хорошее: нахожу, за что похвалить. Позитивная точка в разговоре возвращает отношения в нормальное рабочее русло и не дает раздражению ни одного шанса проявить себя.

Скачать

Как держать эмоции под контролем, если сотрудник раздражаетКак справиться с последствиями стресса - таблица                                                                                                                             

Сдержать раздражение помогает совет коллег

Людмила Сурикова, Финансовый директор компании Gazprom-Media Digital, Москва

Делю раздражающие ситуации на две группы: на те, которыми могу управлять, и те, которыми не могу.

Первая группа — это ситуации взаимодействием с подчиненными. Подчиненных я выбираю сама. Когда я знаю, что сама ответственна за источник раздражения, мне легче контролировать эмоции. Если же раздражение достигает критической отметки и превышает уровень заинтересованности в проблемном сотруднике — без сожалений расстаюсь с ним.

Вторая группа — это ситуации взаимодействия с коллегами. Здесь раздражение контролировать сложнее. Мне помогает, если я «включаю» наблюдателя — смотрю на происходящее со стороны.

Например, человек не способен подготовить финансовые документы в срок или сделать это правильно. Меня это раздражает. Но я знаю, что его работа важна для компании — и это помогает справиться с негативными эмоциями. Просто организую передачу задач, которые сотрудник не тянет, тем людям, которые с ними справятся.

Сдерживать раздражение помогает одна методика. Советуюсь с коллегами, чьему мнению доверяю. Дельный совет, к которому стоит прислушаться, находится всегда. Когда никого рядом нет, а ситуация накаляется, мысленно стараюсь оценить ситуацию с позиции тех коллег, с которыми обычно советуюсь.

В заключение три упражнения, которые помогут вам справиться с раздражением в будущем.

  1. Ведите дневник благодарностей. В минуту сильного раздражения вспомните, за что можно поблагодарить именно этого человека. Если не получается, вернитесь к упражнению вечером перед сном. Постепенно вы поймете, что в жизни есть много позитивных моментов, о которых вы забываете.
  2. Сведите к минимуму общение с теми, кто вас раздражает. Обращайтесь к ним лишь по работе, по возможности письменно.
  3. Концентрируйтесь только на работе, а не на внешнем виде, привычках или поведении человека.

Говорит Генеральный Директор

Наталья Гольтякова, генеральный директор сети клиник GMTCliniс, Москва

В момент раздражения из-за ошибки сотрудника беру паузу на непродолжительное время, на пару часов, чтобы взвесить все обстоятельства и позже вернуться к вопросу. Если ситуация сложная, напоминаю себе о ценности сотрудника: читаю резюме соискателей на эту позицию, могу даже провести телефонное интервью. Этого достаточно, чтобы вспомнить, какой ценный специалист у меня работает. И раздражение уходит.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Генеральный Директор»
Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.