text
Генеральный Директор

Статистические методы управления качеством

  • 9 октября 2018
  • 63
Статистические методы управления качеством

Вы узнаете:

  • Что такое статистический менеджмент.
  • В чем суть графических методов в статистическом менеджменте.
  • Какие методики применяются на производстве.
  • Как внедрять статистический менеджмент качества на предприятии.
  • Что такое статистический приемочный контроль и для чего он нужен.

Контроль качества продукции необходим на каждом этапе жизненного цикла товара. Статистические методы управления качеством помогут оценить продукт с помощью сравнения измеряемых параметров за заданный период времени. В этой статье расскажем, как это сделать.

Статистическое управление качеством

Статистическое управление качеством продукции – это один из основных способов контролировать качество на каждом этапе производственного процесса. В основе всех статистических методов лежит разброс, поэтому их применение связано с графическим представлением величин, которые этот разброс характеризуют.

Оценив разброс, можно делать определенные выводы. Если он слишком велик, процесс необходимо отрегулировать, повысить стабильность, качество исходников, устранить возможные неполадки. Если он мал, можно немного ослабить контроль.

Графические методы

Статистические методы управления качеством

С помощью графических методов можно решить 95 % всех проблем, которые возникают в процессе управления качеством в большинстве производственных областей. Рассмотрим их подробнее.

Контрольные листки

С помощью листков, или таблиц проверок, можно усовершенствовать и систематизировать сбор данных, привести полученные данные в упорядоченный вид, что облегчит дальнейшее использование и анализ. Создание контрольного листка происходит в 3 этапа:

  • Выбор события, за которым происходит наблюдение.
  • Выбор периода, в течение которого будет осуществляться наблюдение и сбор данных. Период варьируется от часа до нескольких недель.
  • Составление таблицы, в которую будут вноситься данные об обнаруженных дефектах.

Диаграммы Парето

С помощью таких диаграмм можно выяснить причины важных дефектов и направить все усилия на их уничтожение. Диаграммы Парето позволяют проанализировать виды брака, потери, число поломок, расходы по рекламациям.

Также можно проанализировать и такие факторы, как время, безопасность труда, спрос на отдельные виды производимой продукции, себестоимость. В целом, это позволяет понять, насколько эффективны мероприятия, которые используются на предприятии и направлены на недопущение брака и устранение его причин.

Визуально диаграмма Парето – это вертикальная столбчатая диаграмма, определяющая важные проблемы и пути их решения. Порядок составления диаграммы происходит следующим образом:

  • Происходит отбор сравниваемых проблем.
  • Определяются критерии, по которым происходит сравнение единиц измерения.
  • Выбирается период времени, в течение которого будут собираться и анализироваться данные.
  • Происходит группировка данных по отдельным категориям, после чего сравниваются критерии каждой категории.
  • Категории перечисляются на горизонтальной оси. Согласно методу Парето, они размещаются в порядке уменьшения их значения.

Диаграммы Исикавы (причин и результатов)

Метод назван в честь японского профессора и одного из крупнейших специалистов в сфере менеджмента качества Каори Исикавы. Диаграмма причин и результатов позволяет оценить отношение между качеством (результатом) и всеми факторами, которые на него воздействуют (причинами).

Диаграммы Исикавы используются при решении различных вопросов, связанных с обеспечением качества, роста производительности, увеличения эффективности используемого оборудования, внедрении новых стандартов.

Гистограммы

Суть метода заключается в следующем. Берется конкретный период, например, месяц. Берутся данные. Далее идет сравнение с контрольными усредненными нормативами.

Графики-гистограммы незаменимы при составлении ежемесячных отчетов об качестве продукта в определенный период времени, с их помощью можно наглядно продемонстрировать изменение показателей по месяцам и т.д.

Как без прямой рекламы привлечь внимание к товару? Читайте по ссылке ↓

4 ПРИМЕРА

Диаграммы рассеяния

Метод связан с анализом диаграммы Исикавы. Здесь определяются причинно-следственные связи между причинами (влияющими факторами) и результатом (качеством). Берутся две переменные, между ними формируется график зависимости.

Контрольные карты

Благодаря данному методу можно работать с заданными и случайными причинами, влияющими на качество выпускаемой продукции. Визуально карта – это бланк, на котором есть центральная линия и две линии, определяющие минимальную и максимальную границу качества. Далее на карте распределяются все данные измерений или контроля.

После этого необходимо следить, чтобы отдельные точки графика не оказались за пределами границ. Если одна или несколько точек вышли за пределы, необходимо проанализировать причины отклонения параметров или производственных условий от норматива. На такое отклонение могут повлиять качество исходников, оборудование, условия проведения технологических работ.

Исследуется влияние каждого фактора, при обнаружении проблемы она устраняется, после чего происходит дальнейшая работа с графиком. Существует 2 основных вида контрольных карт:

  • X-диаграммы. С их помощью отображаются и анализируются средние показатели.
  • S-диаграммы. Необходимы для анализа стандартного отклонения.

Исследование диаграмм позволяет выделить основную причину возникшего изменения качества. Например, оно может проходить при изменении ответственных работников после пересмены.

Расслоение (стратификация)

Группировка данных осуществляется в зависимости от условий, в которых они были получены, то есть оценивается связь между двумя переменными величинами. С помощью диаграммы устанавливается корреляционная и регрессионная связь между отдельными параметрами.

Корреляция – это изменчивость одной из переменных при изменении другой. Наглядно это выражается с помощью выборочного коэффициента корреляции с диапазоном изменении от -1 до +1. Высокая положительная связь позволяет сделать вывод о том, что увеличение заданной переменной ведет за собой рост другой. Если коэффициент близок к нулю, изменение данного параметра не влияет на вторую переменную.

К этим же данным можно применить регрессионный анализ и построить кривую, описывающую отдельные экспериментальные точки.

Статистические методы и стандарт ИСО

Согласно стандартам ИСО 9000, статистические методы – один из высокоэффективных способов обеспечить качество выпускаемого продукта. Также они лежат в основе эффективного распознавания, анализа и устранения проблем.

При реализации статистических методов управления качеством разрабатывается сквозной механизм, который присутствует на каждом этапе жизненного цикла продукта, начиная от анализа рыночных требований к качеству и заканчивая утилизацией использованного изделия. Использование статистики гарантирует непрерывность обеспечения качества на каждом этапе, согласно требованиям пользователя.

Использование статистических методов малозатратно, и при этом позволяет с высокой точностью анализировать исследуемые явления. Для сбора и обработки данных используется следующая последовательность действий:

  • Определяются конкретные проблемы, которые необходимо решить с помощью статистических методов.
  • Определяются цели, с которыми собирается информация. Это может быть:
    1. Управление производственным процессом
    2. Анализ отклонений от установленных на предприятии стандартов
    3. Контроль качества
  • Определяются тип данных и необходимые сравнения:
    1. Назначение данных – для чего они собираются, и что конкретно требуется собрать.
    2. Число и размер выборок. В каждом частном случае требуются данные лишь за определенный период – день, месяц, год. Данными за весь период работы предприятия зачастую можно пренебречь.
    3. Разделение данных на подгруппы. Выделяется определенный признак, согласно которому данные распределяются по категориям. Если между значениями двух или большего количества показателей наблюдается прямая зависимость, данные собираются по всем задействованным показателям.
  • Информация упорядочивается для дальнейшей обработки. Для этого регистрируется источник, откуда она поступила. Например, день недели (если данные собираются ежесуточно), станок, рабочий, который выполнял конкретную операцию, партия материалов, которая использовалась при производстве конечного продукта.
  • Регистрация данных, заполнение таблиц, представление информации в наглядном виде. Для примера приведем таблицу, в которой можно фиксировать данные, которые собираются четыре раза в день:

Дата

Время измерений

09:00

12:00

15:00

18:00

01.09.2018

12

12

12

13

02.09.2018

11

10

12

12

03.09.2018

12

11

12

12

Если требуется постоянный сбор и анализ статистических данных, целесообразно создать стандартизированные формы для заполнения и сделать их частью автоматизированной системы управления.

Статистические методы управления качеством

Внедрение статистических методов управления качеством на предприятии

При внедрении методов на крупном предприятии, в первую очередь следует разработать общую концепцию и программу, назначения ответственных служб или подразделений. Координация, организация и контроль возлагается на техническую службу, в ведении которой находится соответствующая группа, бюро или лаборатория.

Внедрение методов происходит в несколько этапов:

  • Постановка проблемы. Что нужно исследовать, для чего, что ожидается получить на выходе. На этом этапе ставятся цели и задачи, назначаются ответственные лица и исполнители, разрабатываются стандартные формы, в которых будет происходить представление данных для анализа, структура.
  • Создается и отрабатывается механизм реализации внедрения. Разрабатывается программа внедрения, список работ, осуществляется методическая поддержка служб и производственных подразделений.
  • Внедрение. Определяются службы и производственные подразделения, задействованные в получении информации, готовятся специалисты, которые будут заниматься сбором и аналитикой. При необходимости, на этом этапе можно скорректировать планы – цели, задачи, сроки внедрения, результаты.
  • Выбор объекта, на котором будет проходить анализ.
  • Использование статистических методов для анализа.

Статистический приемочный контроль и его использование на предприятии

Большинство крупных промышленных предприятий вводит статистический приемочный контроль. Это проверка массовой продукции на соответствие изначальным требованиям, осуществляемая с помощью статистических методов контроля.

Приемочный контроль (сокращенно СПК) чаще всего производится по количественному и альтернативному признаку. На данный момент нас интересует альтернативный признак, согласно которому все изделия классифицируются на годные и дефектные. В соответствии с этим признаком, каждая партия может быть охарактеризована следующей формулой:

Q = D / N

Где:

Q – доля дефектных изделий в партии,

D – число дефектных изделий в партии

N – количество изделий в партии в целом.

Изначально генеральная доля остается неизменной. Она оценивается по результатам проверки случайной выборки изделий.

Виды планов статистического контроля качества

План статистического контроля – это система правил, определяющих принцип отбора изделий для проверки, а также условия, при которых конкретная партия будет признана бракованной. Также оговариваются условия, при которых партию можно принять (при небольшой доле брака) или продолжить проверку (если доля брака находится на границе допустимого).

Существует несколько видов планов статистического контроля:

  • Одноступенчатые. Если в выборке количество дефектных изделий будет не больше определенного приемочного числа, партия принимается. Если больше – отправляется в брак.
  • Двухступенчатые. Наряду с приемочным вводится браковочное число. Далее происходит следующее:
    1. Число бракованных изделий меньше или равно приемочному числу. Партия принимается.
    2. Число брака находится в диапазоне от приемочного числа до браковочного. Берется вторая выборка, и на основании новой проверки принимается решение о приемке партии товара.
    3. Если число бракованной продукции равно или выше бракованного числа, партия отправляется в брак.
  • Многоступенчатые. Непосредственное продолжение двухступенчатых. Приемка продукции происходит поэтапно, и может быть отправлена в брак на любом из этапов.

Одноступенчатые планы проще реализовать и контролировать. Двухступенчатые и многоступенчатые обеспечивают более высокую точность, однако намного сложнее в организационном плане.

Главная задача статистического контроля заключается в том, чтобы не пропустить партию, которую нужно было забраковать, и не забраковать партию, которую нужно было пропустить. В этом случае выбранный план можно считать успешным.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.