Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

5 уникальных особенностей управления от основателя сети McDonald’s

  • 25 сентября 2018
  • 1065
Главный редактор проекта «Главная мысль», Москва

Коммерческие ходы Рэя Крока сделали McDonald’s сетью общественного питания мирового уровня. Основатель всемирно известного бренда предпочитал заниматься только стратегией, но если возникала необходимость встать за кассу или помыть туалеты, не отказывался и от такой работы.

1. От мытья полов до управления империей

Первый ресторан, открытый Кроком, приносил прибыль с первого дня. Однако Рэй еще целый год налаживал четкую работу кухни. По задумке основателя, его ресторан должен был стать образцом для всех остальных, которым только предстояло открыться. Поэтому Крок не избегал любой работы, если не хватало персонала: мыл пол, чистил туалеты или вставал за кассу. Настаивал на соблюдении стандартов и вдохновлял сотрудников своим примером. Когда Крок задумался о распространении франшизы, покупателей он искал среди знакомых и друзей по спортивному клубу. Вскоре его партнеры по игре в гольф стали первыми франчайзи, а затем и преуспевающими владельцами ресторанов McDonald’s.

Интересное по теме из электронного журнала

2. Акции вместо зарплаты

Поначалу денежные ресурсы предприятия были ограниченными. Крок платил служащим небольшую зарплату, но обещал повысить ее, когда McDonald’s станет крупной сетью. В том, что это рано или поздно случится, он не сомневался. А пока вместо повышения оклада Рэй раздавал своим сотрудникам акции предприятия. Это не вызывало восторга у персонала: номинал «ценных» бумаг был ниже стоимости проезда на чикагском автобусе. Однако делать было нечего, сотрудники продолжали работать. Многие из них сразу продавали акции, другие, более предусмотрительные, сохранили и годы спустя стали очень богатыми людьми.

3. «Гамбургерский» университет

Продав франшизу, Крок считал своим долгом обучить персонал нового партнера и наладить в заведении макдоналдсовскую систему. Для этих целей он основал учебные курсы, которые потом превратились в «Гамбургерский» университет, где персонал обучали стандартам McDonald’s. Также Крок создал научно-исследовательское подразделение, в котором испытывались новые продукты.

Даже дома глава McDonald’s колдовал над новыми блюдами. На его ранчо базировались экспериментальная кухня и лаборатория.

4. Увольнение за небрежность

Рэй Крок верил, что на пути к успеху в бизнесе нет мелочей. Имидж так же важен, как умение принимать решения. Сам глава McDonald’s всегда носил деловой костюм, даже в пору торговли бумажными стаканчиками. Такой же педантичности и безупречного внешнего вида он требовал от подчиненных. Иногда Кроку приходилось слышать обвинения в произволе, но он не отступал от своих принципов. Например, однажды Крок уволил управляющего рестораном за то, что тот приходил на работу в нечищеной обуви и пыльной ковбойской шляпе, игнорируя замечания. В своей автобиографии глава компании объяснил: «Я действительно не любил этих черт у данного сотрудника, но уволил по другим причинам. Я знал, что этот человек нам не подходит: он часто допускал ошибки, а шляпа и туфли были просто симптомами его общей небрежности».

5 уникальных особенностей управления от основателя сети McDonald’s

5. Победа любой ценой

Отправной точкой для стремительного развития франшизы был разрыв отношений с братьями Макдоналд. Владельцы торговой марки не желали отступать от собственных представлений о том, каким должен быть McDonald’s: в меню только фирменные бургеры, никакой картошки, никаких коктейлей быстрого приготовления и других сопутствующих блюд. По мнению Крока, это тормозило бизнес и отсекало потенциальных клиентов. Тогда Рэй решил выкупить бренд. Он позвонил Дику Макдоналду и попросил его назвать цену. Братья потребовали 2,7 млн долл. США. Для 1964 года это была космическая цифра. Крок взял кредит на 20 лет и выкупил бизнес. Предпринимателю перешел бренд, патенты на рецептуру блюд и вся существующая сеть ресторанов. Макдоналды оставляли за собой только первый ресторан в Сан-Бернардино, который переименовали в The Big M. Уже через шесть лет Крок рассчитался по долгам. Что касается ресторана братьев, то ему быстро пришел конец, когда напротив заведения открылся новенький McDonald’s. Так бизнесмен окончательно разделался с конкурентами.

Пять любопытных фактов о главе McDonald’s

Факт 1. Рэй Крок изобрел собственный способ расслабиться. Чтобы успокоиться, он мысленно представлял исписанную мелом школьную доску. Затем в воображении брал в руку тряпку и дочиста стирал все надписи. Сознание становилось девственно чистым. Как только в голове снова появлялась навязчивая мысль, рука с тряпкой делала взмах и стирала ее. Этот метод помогал бизнесмену быстро заснуть.

Факт 2. Рэй Крок разработал хитроумный метод закупок. Партнеры получали продукты по минимальным ценам, так как McDonald’s закупал огромные партии булочек, кетчупа и горчицы, больше, чем любой другой ресторан. Побочной выгодой от закупочной системы стал автоматический контроль запасов. Управляющий рестораном сопоставлял количество проданных за день булочек с количеством проданных кусков мяса. Если цифры не сходились, следовала проверка. Так стало гораздо легче выявлять мелкие хищения.

Факт 3. Рэй Крок был прирожденным продавцом. Однажды будущий глава McDonald’s зашел в аптеку и увидел, что там торгуют газировкой. Напиток был неплох на вкус, покупатели его охотно брали, однако Кроку пришла идея, как поднять продажи. Он предложил хозяину аптеки использовать стаканчики с крышкой, так как люди часто пили на ходу, обливались и испытывали неудобства. Владелец прислушался к совету, тем более что Крок бесплатно выделил ему 200 стаканчиков для проверки идеи. Уже на следующий день продажи содовой выросли в несколько раз.

Факт 4. Рэй Крок вел переговоры по единой схеме. Предприниматель безошибочно угадывал момент, когда после презентации товара нужно было остановиться и замолчать. Как только он замечал, что собеседник выражает беспокойство, поглядывает на часы, рассеянно глядит в окно или начинает переставлять предметы на столе, Крок прекращал рассказ о товаре и спрашивал «в лоб»: «Итак, сколько стаканчиков Вы хотите заказать?»

Факт 5. В последние годы жизни Рэй Крок не вставал с инвалидного кресла. Тем не менее почти ежедневно он наведывался в офис компании, чтобы проверить, как идут дела.

Источник: книга Рэя Крока «McDonald’s: как создавалась империя»

5 особенностей управления от основателя сети McDonald’s

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.