text
Генеральный Директор

Как принимать правильные решения в бизнесе: чек-лист

  • 5 октября 2018
  • 485
Как принимать правильные решения в бизнесе: чек-лист

Необходимость принимать решения в бизнесе порой вызывает нерешительность, особенно если вариантов несколько, а от конечного результата зависит финансовое состояние или партнерские отношения. Один из авторов книги, профессор Гарвардской бизнес-школы Джон Хэммонд, предлагает пошаговый алгоритм для принятия верных решений. Вы сможете оценить плюсы и минусы альтернативных решений и поймете, когда стоит действовать, а когда нужно еще раз взвесить риски.

1. Сформулируйте задачу

Чаще всего принимать решения приходится в затруднительном положении, когда назрели неприятности и нужно найти выход. Но проблемы — это не всегда плохо, особенно если отнестись к ним творчески. Для начала спросите себя: «Чего я хочу добиться в итоге? Какую пользу я могу извлечь из ситуации? Какие возможности передо мной откроются?» Не ждите, пока вас вынудят принять решение, берите инициативу в свои руки.

Сгенерируйте для себя несколько вариантов на случай проблемных жизненных ситуаций еще до того, как потребуется решение. Подготовившись заранее, вы снизите уровень стресса в будущем, если окажетесь в подобной ситуации. Например, вы можете периодически анализировать карьеру и размышлять, не сменить ли сферу деятельности. Что вы сделаете, если рискованная сделка обернется убытками?

Составьте список положительных и отрицательных последствий для каждой ситуации.

Правильное ли решение вы приняли: чек-лист

Поставьте галочки напротив верных утверждений.

  • Я выбрал(а) в итоге то решение, которое первым пришло мне в голову.
  • Я не успел(а) толком обдумать задачу. Предпочитаю сразу обратиться за советом к эксперту!
  • Если бы мой нынешний статус-кво был не данностью, а одним из рассматриваемых вариантов, я бы его не выбрал(а).
  • Принимая решение, я не смог(ла) отстраниться от понесенных ранее затрат, как психологических, так и материальных. Я скорее потрачу деньги на дополнительное обучение сотрудника, хотя умом понимаю, что его вообще не стоило нанимать.
  • Я не хочу связываться с неизвестным, даже если упущу выгоду. Это лучше, чем рискнуть и проиграть.
  • Я исключил(а) варианты, которые сулили пользу и прибыль, потому что окружающие осудили бы меня.
  • Выбирая варианты, я думал(а) не о самой проблеме, а о том, как объясню свой выбор другим людям.
  • Я не обсудил(а) принятое решение с экспертами и опытными друзьями. Предпочитаю действовать в одиночку.
  • Перед принятием решения я подготовил(а) доказательную базу в пользу своей теории. Я стараюсь не акцентировать внимание на контраргументах.
  • Оценивая риски, я проигнорировал(а) статистику по отрасли: она не отражает моей ситуации!
  • Я не тестировал(а) возможный результат.
  • Возможно, подумав еще, я найду другие, лучшие варианты.

Результат: чем больше галочек вы поставили, тем дальше вы от верного выбора.

0–3 балла. Ваше решение заслуживает доверия, вы оценили основные факторы и риски.

4–8 баллов. Вы поторопились, повторите алгоритм принятия решения.

9–12 баллов. Ваше решение ошибочно! Результат будет далек от того, что вы ожидаете.

2. Сформулируйте ожидаемый результат

Ваши истинные потребности могут прятаться за ожиданиями других людей, общественными установками или мнением большинства. Если речь идет о важном решении, нужно понять, что предпочтительно для вас, чтобы не пришлось потом пожалеть о сделанном выборе.

Составьте список желаний. Опишите подробно:

  • Чего вы хотите от своего решения?
  • Какой результат сделает вас счастливым?
  • Чего вы хотели бы избежать?
  • Как решение повлияет на других?
  • Чего бы вы хотели для окружающих?

Если решение касается группы людей, семьи или коллег, предложите им написать свои соображения. Потом объедините варианты

Подумайте о самом невероятном, пусть даже неосуществимом варианте. Чем он так хорош? Затем представьте самый ужасный вариант развития событий. Что за ним скрывается — какие страхи?

Представьте, что вам нужно объяснить свое решение какому-то авторитетному лицу. Как бы вы аргументировали именно такой выбор? Если решение касается группы людей, семьи или ваших коллег, предложите им написать свои соображения. Потом объедините варианты. Это расширит взгляд на проблему и поможет составить четкое представление о потребностях каждого человека.

Ответы могут навести на неожиданные мысли. Например, вы обнаружите, что лучший выбор — это вообще ничего не предпринимать, отказаться от задуманного или переждать момент.

3. Определите главную цель

После того как вы определились с желаемым результатом и расписали плюсы и минусы ситуации, сформулируйте главную цель. Это должна быть короткая фраза, обозначающая действие: «минимизировать расходы», «уменьшить вред на производстве», «увеличить средний чек» и т. д.

Не путайте средства достижения цели (новые кожаные диваны на ресепшен) и цель (создать уютный интерьер в клиентской зоне). Добраться до сути поможет вопрос «Почему я хочу это сделать?». Задавайте его себе до тех пор, пока формулировка цели не станет предельно простой.

Определить цель вам поможет эффективный инструмент SMART.

Поставить цель по методу SMART

4. Обдумайте возможные варианты действий

Самая распространенная ошибка в ситуации выбора — идти по проторенному пути. Привычное решение кажется верным и безопасным, однако варианты «по умолчанию» часто уводят вас от цели.

Набросайте план действий. Чтобы убедиться, что любая проблема имеет множество решений, задайте себе вопрос: «Как я могу достичь цели?» Допустим, вы планируете открыть новый склад. Как это сочетается с целью «минимизировать время до открытия»?

Нужно как можно скорее получить разрешение на строительство. Как это сделать? Нанять юриста, знающего все законы и процедуры. Спрашивайте себя «Как…?» до тех пор, пока не станет ясно, что надо делать в первую очередь.

На этом этапе не обращайтесь за советами к экспертам, сначала сформируйте свое видение. Как только вы зацепитесь за чью-то идею, ваши собственные мысли останутся за бортом.

Обратитесь за рекомендациями. После того как вы рассмотрели возможные варианты действий, посоветуйтесь с окружающими. Обратитесь к экспертам или опытным коллегам, чтобы посмотреть на ситуацию под иным углом. Записывайте все идеи, даже те, которые кажутся нежизнеспособными. Одна мысль потянет за собой другую. И чем больше у вас вариантов, тем выше вероятность отыскать нужный. Нестыковки поищете позже, на этом этапе ваша задача — набрать как можно больше идей.

Тест. Как понять, что поиск вариантов пора завершить?

Ответьте на вопросы:

  1. Вы хорошо обдумали наедине все возможные варианты? В идеале на это уходит два-три дня.
  2. Вы посоветовались с окружением?
  3. У вас получился длинный список вариантов (8–10 пунктов)?
  4. Вы готовы принять один из вариантов как окончательный?
  5. Отличаются ли варианты друг от друга? Если все идеи схожи и вертятся вокруг одного фактора, нужно поискать еще.
Если вы ответили «да» на все пять вопросов, заканчивайте поиск вариантов и переходите к следующему этапу.

5. Сравните возможные результаты

Иногда первых четырех шагов достаточно, чтобы определиться с выбором. Но если ситуация сложная, вы продолжите метаться между несколькими возможностями. В этом случае поможет анализ последствий, к которым приведет тот или иной путь.

Представьте будущее. Возьмите первый вариант из списка и представьте, что все сбылось именно таким образом. Спросите себя: «Как мне живется? О чем я думаю теперь? Как проходят мои будни? В чем мои опасения?»

Опишите все подробно и прислушайтесь к внутреннему голосу: комфортно ли мне? Это то, к чему я стремился? Если есть сомнения, интуиция говорит «нет».

Как оценить последствия выбора

Результат необязательно представлять, последствия выбора можно испытать на себе. К примеру, вам сложно определиться, где арендовать офис: в бизнес-центре на окраине или в особняке на Садовом кольце. По стоимости получается примерно одинаково, по другим параметрам есть свои плюсы и минусы.

Вот что можно сделать: поездите в часы пик по этим маршрутам, попробуйте припарковаться, зайдите в здание, оцените вид из окна, представьте, что будете приезжать сюда каждый день и проводить здесь по 8–10 часов. Комфортно ли вам будет? А вашим сотрудникам?

Исключите неподходящие варианты. Сравнивайте варианты попарно. Тот, что кажется более достойным, оставляйте, а другой вычеркивайте. Так число вариантов сократится вдвое.

Составьте таблицу результатов. В первый столбец запишите цели, в остальные — варианты. В каждую ячейку таблицы кратко впишите возможные результаты для каждой цели и варианта. Снова сравните варианты попарно и вычеркните проигрышные.

Таблица результатов при выборе нового места работы

Цели Компания А Компания В Компания С Компания D
1. Доход 124 тыс. руб. 148 тыс. руб. 112 тыс. руб. 120 тыс. руб.
2. Гибкий график Нет Плавающий Нет Свободный
3. Развитие новых навыков Руководящие навыки Организационные навыки Производство Планирование, многозадачность
4. Отпуска В любое время Завязаны на проектные дедлайны Строго по графику, придется планировать за полгода В любое время
5. Соцгарантии и корпоративные льготы Медицинская страховка Медицинская страховка, питание, топливная карта, бесплатный фитнес Медицинская страховка, дополнительная корпоративная пенсия Медицинская страховка, компенсация мобильной связи
6. Удовлетворен- ность работой Хорошо Отлично Скучно Хорошо
  2-е место 1-е место Исключить! 3-е место

6. Ранжируйте варианты по количеству достоинств

Вы исключили неподходящие варианты, но осталось несколько. Например, вариант «А» лучше варианта «В» с точки зрения одних целей, но хуже с точки зрения других.

Составьте рейтинг. Чтобы понять, какой из вариантов лучше, следуйте простому правилу. Если вариант «В» выгоднее варианта «А» с точки зрения одних целей и не намного хуже с точки зрения других, вариант «А» можно исключить.

Оцените каждый вариант: первое место — вариант, который покрывает больше всего целей, второе место — менее желанный. Дальше второго места варианты можно уже не рассматривать, компромиссы не приведут вас к желаемой цели.

Концентрируйтесь на количестве достигнутых целей, а не на важности каждой из них. Нельзя утверждать, что одна цель важнее другой, не приняв во внимание результаты всех вариантов.

Если доход во всех вариантах примерно одинаковый, а бонусы отличаются, то отпуск, страховка, фитнес становятся более важными критериями при выборе работодателя. Еще пример: дополнительные 28 кв. м в офисе площадью 65 «квадратов» могут повысить уровень комфорта, но те же 28 метров, добавленные к помещению в 93 «квадрата», не сыграют особой роли.

7. Определите допустимые риски

Вы можете только предполагать, что произойдет. Поэтому процесс принятия решения сводится к выбору из возможных рисков.

Составьте карту рисков. Ответьте на три вопроса: «В чем ваши сомнения? Каковы последствия неправильного выбора? Какова вероятность в процентах, что эти последствия наступят?»

Старайтесь не преуменьшать вероятность тех или иных последствий, чтобы оправдать риски, но и не преувеличивайте риск, если у вас мало практики, а сомнения основаны лишь на столкновении с неизвестным.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.