text
Генеральный Директор

Как превратить контроль персонала в заботу о сотрудниках?

  • 6 апреля 2018
  • 783

Ни одно предприятие не будет развиваться успешно, если руководитель не контролирует деятельность специалистов. При этом излишне жёсткий контроль способен демотивировать сотрудников. На мой взгляд, важно поставить перед коллективом чёткую цель, причём сделать это таким образом, чтобы у каждого работника был стимул к её достижению.

Как превратить контроль персонала в заботу о сотрудниках?Станислав Матюхин, Генеральный директор QBF

Постановка общей цели

Инвестиционная компания будет развиваться гораздо динамичнее, если её коллектив – это не просто собранные в одном офисе специалисты, которые с самого утра ждут окончания рабочего дня, а сплочённая команда, каждый участник которой делает всё возможное для развития общего дела. Когда руководитель мечтает о расширении предприятия и дополнительной прибыли, а его подчинённые – о том, чтобы меньше работать, но больше получать, бизнес вряд ли будет развиваться, так как общей цели нет. Рациональнее предложить сотрудникам чёткую схему, согласно которой их заработок будет пропорционален вкладу в развитие бизнеса. Тогда частная цель сотрудников – увеличить личный доход – будет совпадать с целью топ-менеджеров.

Хорошо работает тот коллектив, руководитель которого предпринимает конкретные шаги для увеличения вознаграждения каждого участника команды. Именно поэтому прозрачно выстроенную систему KPI можно рассматривать как заботу о сотрудниках. Количественные показатели эффективности позволяют специалистам в режиме реального времени отслеживать личные результаты и прогнозировать свой доход.

В инвестиционной группе QBF в первые дни работы новичкам обязательно объясняют, из чего складывается их заработная плата и достижение каких результатов позволяет получить премию, новый грейд, привилегии и так далее. Важно не менять KPI без своевременного предупреждения коллег. Например, на рынке нередки примеры компаний, в которых в начале квартала могут пообещать дополнительные выплаты за реализацию одного продукта, а в конце обозначенного периода, когда часть специалистов уже рассчитывают на премиальные, внезапно меняют условия их получения. На мой взгляд, подобный обман со стороны руководителя пагубно сказывается на мотивации работников, следовательно, рано или поздно может завести в тупик весь бизнес.

Как превратить контроль персонала в заботу о сотрудниках?

Когда система KPI выстроена, важно помочь специалистам, особенно новичкам, в достижении высоких результатов. К примеру, доход наших финансовых советников зависит от числа клиентов, с которыми они заключают договоры на доверительное управление активами. Но у молодых менеджеров по продажам значительное количество переговоров не приводит к заключению сделок. Чтобы изменить описанную ситуацию, важно обучить молодых специалистов тонкостям делового общения, навыкам самопрезентации и так далее. У нас за каждым новичком закреплён опытный наставник, который может в любой момент дать коллеге совет, подсказать детали работы инвестиционной стратегии и даже помочь провести переговоры с важным клиентом.

Особенности нематериальной мотивации

Прозрачная система KPI, позволяющая трудолюбивым сотрудникам регулярно повышать статус и доход, существенно увеличивает мотивацию персонала, но её недостаточно для создания по-настоящему заинтересованной в развитии бизнеса команды. Моя практика показывает, что нематериальная мотивация эффективнее, нежели материальная.

Хороший руководитель – это немного психолог, который оценивает не только конечный результат, достигнутый коллегой, но и его отношение к должностным обязанностям. Допустим, если у сотрудника что-то не получается, но видно, что он старается, важно его похвалить. Например, если специалист ведёт долгие переговоры с клиентом, но никак не может заключить с ним сделку, более опытный финансовый советник может отправиться на переговоры вместе с коллегой. Как правило, такой шаг повышает лояльность к бренду со стороны владельца капитала, поскольку клиент видит, что он важен для компании, если общаться с ним готовы даже старшие специалисты. Молодой сотрудник чувствует, что его проблемы небезразличны компании. Вместе с тем, для молодого сотрудника встреча, проведённая совместно с руководителем, может стать важным мастер-классом по проведению деловых переговоров. Когда наставник не проявляет чуткость и делает выговор за низкие показатели, не разобравшись до конца в причинах плохих результатов, сотрудник, напротив, теряет мотивацию, ощущает себя несправедливо наказанным.

Если нужно повысить уровень вовлеченности сотрудника в рабочий процесс, стоит показать, что с его мнением считаются руководители. Например, можно подойти к специалисту и поинтересоваться, что он думает по поводу проекта, каких изменений ждёт в политике компании и т.д. Ещё лучше, когда в данном разговоре можно сослаться на значительный опыт сотрудника, напомнив ему, что он отвечал за сходное направление на прежнем месте работы. Всего несколько слов способны показать специалисту, что коллеги интересуются им и высоко ценят его личностные качества.

Многих профессионалов хорошо мотивирует свобода. К примеру, можно дать специалистам задачу, установить дедлайн и при этом не вмешиваться в процесс, не осуществлять постоянный контроль. В данном случае сотрудники понимают, во-первых, что это их проект, реализовывать который можно так, как они считают нужным. Во-вторых, предоставляя свободу коллегам, руководитель проявляет к ним доверие, а оно всегда расценивается как высокая оценка личностных качеств.

Сразу скажу, что ослабление контроля на некоторых сотрудников действует отрицательно. Существует определённый тип специалистов, которые ничего не будут делать без жёсткого контроля. Свобода для них обернётся срывом дедлайна. Здесь у руководителя может возникнуть дополнительная сложность – едва ли удобно проводить каждый день по нескольку планёрок, чтобы выяснить, что сделано каждым участником коллектива. Решить проблему может система отчёта. Пусть сотрудники ежедневно предоставляют письменную информацию о проделанной работе – необходимость отвечать каждый вечер за реализацию проектов не позволит им расслабиться. Это не означает, что руководителю нужно регулярно читать предоставленные документы – часто достаточно просматривать отчеты раз в неделю, чтобы внести какие-либо коррективы в деятельность команды.

Чтобы забота повышала результаты работы коллектива, руководителю важно помнить об основных задачах лидера. Когда его цель состоит в том, чтобы добиться планомерного развития бизнеса, и для ее достижения он заботится о команде, развиваться будет и компания, и коллектив. Если же для топ-менеджера на первом месте создание комфортных условий для коллег, дело вряд ли будет развиваться, поэтому команда в итоге тоже едва ли получит те блага, на которые рассчитывает. Также опасно заботиться лишь о развитии бизнеса, не пытаясь помочь сотрудников в достижении их личных целей, в частности, повышении дохода и создании комфортных условий труда.

Как подбирать персонал, если привычные инструменты уже не работают

Подбор сотрудников – один из важнейших критериев, влияющих на рост бизнеса. Поэтому мы сделали подборку инструментов, которые помогут найти людей, способных решать задачи нестандартно.

Также, в статье Вы найдете тест для проверки соответствия кандидата принципам компании.

Активировать бесплатный доступ к статье >>>

Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Статьи по теме в журнале «Генеральный Директор»
Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.