text
Генеральный директор

#Меняневзяли: советы соискателю

  • 29 августа 2018
  • 5645

В прошлом году широкое распространение получила акция «#Меняневзяли», в рамках которой пользователи соцсетей делились историями о том, как они когда-то не получили желаемую работу.

В прошлом году широкое распространение получила акция «#Меняневзяли», в рамках которой пользователи соцсетей делились историями о том, как они когда-то не получили желаемую работу. Поиск работы – ситуация, с которой сталкиваются как начинающие специалисты, так и профессионалы со значительным опытом. Большинство из них отправляют резюме во множество компаний и посещают целый ряд собеседований, прежде чем находят подходящую вакансию. Важно научиться извлекать опыт из каждой встречи с HR-экспертами, чтобы на следующих интервью соискателю было легче произвести благоприятное впечатление на потенциального работодателя.

#Меняневзяли: советы соискателю

Светлана Белодед, руководитель департамента по работе с персоналом QBF

Готовим резюме

Устройство на работу начинается с подготовки резюме. Этот документ представляет собой визитную карточку соискателя. Он должен быть хорошо структурирован, содержать полную информацию об образовании, опыте, навыках кандидата и конкретных результатах, которые были достигнуты на предыдущих местах работы. Меня обычно привлекают резюме, в которых максимально ёмко описан круг задач, который соискатель выполнял на предыдущем месте работы. Лучше, если этот перечень вызывает у работодателя желание уточнить подробности трудовой биографии соискателя на личной встрече. Важно внимательно отнестись к каждому пункту резюме. К примеру, не стоит в графе «Желаемая должность» писать вакансию, для которой у соискателя явно недостаточно квалификации. Вряд ли приглашение на собеседование получит кандидат, который рассчитывает на позицию директора отдела продаж, проработав лишь несколько месяцев на позиции финансового советника. Такому новичку я бы посоветовала претендовать на должность менеджера по продажам. Если он проявит себя, то спустя некоторое время сможет получить желаемую руководящую должностью.

Если резюме написано верно, а уровень образования и навыки удовлетворяют работодателя, скорее всего, кандидата пригласят на интервью с HR-специалистом. Важно произвести хорошее впечатление на работодателя при личной встрече.

Собеседование как знакомство

Для рекрутёра основная цель собеседования ­– как можно больше узнать о соискателе. Меня интересуют не только его образование, опыт работы и конкретные навыки. Существенную роль играют способность к самообучению и работе в команде, личностные качества и цели, которые ведут кандидата по жизни. Если я чувствую, что новичок при определённых обстоятельствах сумеет достичь успеха в QBF, то постараюсь подобрать для него вакантное место или занесу в список резерва. Но если видно, что соискатель не сможет соответствовать нашим ожиданиям, предпочитаю сэкономить и своё, и его время.

Например, вряд ли стоит брать на вакансию финансового советника человека, который не очень любит общаться с людьми. В течение некоторого времени он может добросовестно по инструкции выполнять порученную ему работу и даже, вероятно, достигнет определённых результатов. Но спустя несколько месяцев у него наступит эмоциональное выгорание. Он сам поймёт, что крайне трудно жить, постоянно делая то, к чему не лежит душа. Гораздо лучше, если он сразу займётся поиском себя в другой сфере деятельности, работа в которой принесёт не только хорошую зарплату, но и моральное удовлетворение.

Соискателям я бы посоветовала взять за основу следующий принцип: если это Ваша работа, то Вы ее обязательно получите, а если нет – продолжите поиск, и Вам обязательно повезёт. Он позволяет оставаться спокойным и не делать ошибок на собеседовании.

Частые причины отказа соискателям

Кандидатам, которые потерпели неудачу, не стоит винить в ней себя. Отказ работодателя далеко не всегда означает, что соискатель сделал что-то не так. Иногда HR-специалист выбирает человека с совершенно конкретным набором профессиональных и личных качеств.

Не всегда неудача во время отбора говорит о том, что соискателя низко оценили. Порой эксперт ищет линейных исполнителей, а некоторые кандидаты кажутся ему слишком квалифицированными. Среди рекрутеров существует специальный термин – «overqualified», то есть соискатель с избыточной квалификацией. Причины отказов объяснимы: руководители опасаются, что overqualified-соискатель недостаточно мотивирован, быстро устанет от выполнения необходимых рутинных задач или спустя короткое время начнёт требовать дополнительной оплаты.

Мне известны HR-менеджеры, которые очень субъективно подходят к отбору кандидатов. Когда к ним приходят несколько соискателей с примерно одинаковыми баллами, выставленными по итогам резюме или тестовых заданий, они могут выбрать наиболее симпатичного по стилю одежды, голосу или цвету глаз. В поиске работы есть что-то от выбора второй половинки – объяснить предпочтения HR-эксперта очень сложно. Именно поэтому не стоит расстраиваться, если специалист по работе с кадрами ответил отказом: разумнее проанализировать недочёты, которые могли быть допущены во время собеседования.

Типичные ошибки кандидатов

Идеальных кандидатов, как и идеальных людей, не бывает – почти каждый допускает недочёты, которых легко мог бы избежать. На мой взгляд, главная ошибка большинства соискателей в том, что они задаются целью показаться работодателю лучше, чем они есть. Опытный HR-специалист замечает неискренность кандидата и ставит себе пометку «ошибка рекрутинга», после которой соискателю даже спустя некоторое время вряд ли удастся вернуться в компанию.

Меня настораживают кандидаты, внешний вид которых не соответствует корпоративной культуре крупной инвестиционной компании. Дресс-код и хорошие манеры – те данные, которые незаменимы для сотрудника отдела продаж. На мой взгляд, соискатель, который появляется на собеседовании в мятой рубашке, джинсах или нечищеных ботинках, проявляет неуважение к компании.

Негативное впечатление производят соискатели, у которых во время интервью звонит телефон. Неприятно, когда собеседник отвлекается на чтение смс или пытается найти что-то в интернете. На мой взгляд, всё это демонстрирует необязательность новичка, его неспособность сосредоточиться на работе и ценить чужое время.

Вряд ли мы допустим к работе с клиентами человека, который допускает использование ненормативной лексики, употребляет множество слов-паразитов, не умеет лаконично и концентрированно излагать свои мысли. Специалисту с перечисленными данными трудно будет презентовать наши услуги клиентам, он не сможет достойно представлять бренд компании.

Наконец, меня настораживают кандидаты, которые проявляют слишком большой интерес к уровню зарплаты, бонусам, возможности карьерного роста и совсем не интересуются кругом обязанностей, которые будут возложены на него в случае заключения трудового договора, условиями труда, возможностями обучения и другими нюансами рабочего процесса.

Как получить обратную связь?

Не все ошибки, допущенные во время подготовки резюме и на собеседовании, кандидату легко найти самостоятельно. Проанализировать документы, отправленные работодателю, можно с помощью знакомых, у которых есть значительный опыт поиска работы, а помочь отыскать ошибки, сделанные во время интервью, может лишь сотрудник HR-отдела. Получить данную информацию не так сложно, главное – корректно спрашивать.

В конце собеседования, когда сотрудник отдела кадров предлагает задать вопросы, можно поинтересоваться, каким он видит идеального специалиста на данной позиции. Если HR-менеджер не склонен принимать новичка на работу, он наверняка при описании идеала затронет те качества, которых не хватает кандидату. Можно спросить, нет ли у работодателя опасений, что соискатель не справится с обязанностями, которые предполагает вакантная должность. Главное - не задавать прямолинейные вопросы, например, «какие у меня шансы?», «как я Вам?» или «что Вы обо мне думаете?». Это некорректно.

Часто сотрудники HR-службы на собеседовании ни слова не говорят о результатах отбора. Это вполне объяснимо: во-первых, прежде, чем принять решение, многие работодатели тестируют десятки кандидатов. Во-вторых, специалист по рекрутингу редко принимает решение самостоятельно: как правило, он представляет информацию о претендентах менеджерам компании. В-третьих, сегодня в большинстве организаций сведения о соискателях проверяет служба безопасности, а это может занять длительное время.

Кандидату логично спросить на собеседовании, когда он сможет узнать результаты испытаний. Если в обещанное время специалист HR-службы не связывается с соискателем, скорее всего, кандидат не прошёл отбор. Однако это не значит, что надежды на получение фидбэка уже нет. Соискатель вполне может сам позвонить в компанию. Начать разговор лучше будет с благодарности за уделённое внимание и выражения желания работать в организации. После этого можно аккуратно поинтересоваться, стоит ли надеяться на вакансию. Телефонный разговор позволяет ещё раз напомнить о себе и обозначить стремление к сотрудничеству, которое, скорее всего, будет положительно расценено работодателем.

Многие отечественные компании работают с кадровым резервом и через некоторое время связываются с наиболее подходящими соискателями, которые не прошли собеседования. Работодатель может перезвонить отклонённому по какой-то причине кандидату спустя полгода или год, главное, чтобы от общения с новичком у него не осталось неприятного осадка.

Благодарственное письмо – ещё одно средство, увеличивающее шансы на обратную связь. Это документ, направляемый в компанию в течение 1-2 дней после личной встречи. В нём нужно поблагодарить за высокую оценку резюме, приглашение на собеседование и уделённое время, а также отметить, что желание сотрудничать после интервью значительно возросло. Благодарственные письма в России являются редкостью, поэтому представители HR-отдела обычно относятся к ним неформально. Им действительно приятен отзыв соискателя, вероятно, они пожелают ответить ему чем-то хорошим.

В жизни амбициозных, постоянно ищущих себя специалистов обычно бывает множество собеседований, из которых лишь единичные оканчиваются подписанием трудового договора. Остальные интервью не стоит хранить в памяти как неудачи – гораздо продуктивнее извлечь из них уроки по взаимодействию с работодателями, самопрезентации, искусству задавать вопросы, завязывать плодотворный диалог с экспертом и искать среди хороших вакансий лучшие.

Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие материалы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.