text
Генеральный Директор

Как подготовиться к непредвиденным ситуациям?

  • 3 августа 2018
  • 6526

В современном бизнесе так называемые «чёрные лебеди», то есть непредвиденные ситуации, стали нормой. На финансовом рынке маловероятные сценарии развития событий реализуются очень часто. Большинство из них нельзя предсказать наверняка, но к ним можно и нужно подготовиться.

Как подготовиться к непредвиденным ситуациям?Сущность рисков в бизнесе и их классификация

Максим Юдин, Директор управления продаж и клиентского обслуживания QBF

Риск – это категория, которой в менеджменте даётся множество определений. В рамках данной статьи предлагаю под риском подразумевать потенциальную возможность возникновения неблагоприятных ситуаций и связанных с ними последствий в виде потерь, ущерба и убытков.

Риски бывают двух видов – систематические и несистематические. Систематическими являются те риски, которые влияют на весь рынок в целом. Их появление не зависит напрямую от стратегии конкретного руководителя. Например, работа инвестиционной группы QBF зависит от экономической ситуации, трендов мирового и отечественного финансовых рынков, законодательных изменений и политики Центробанка, политических событий и так далее. Избежать многих событий, например, неожиданного скачка стоимости ценных бумаг или курса валют, мы не можем.

Несистематические риски – это такие вызовы, которые характерны лишь для конкретной сферы или компании. К ним относится рост конкуренции в отрасли, снижение покупательной способности, ухудшение имиджа организации, отток ключевых кадров и так далее. Очевидно, что несистематические риски тесно связаны с систематическими. Например, в случае ухудшения экономической ситуации количество клиентов может сократиться, так как сузятся финансовые возможности наших сограждан, в частности, у наших клиентов может сократиться объём свободных денежных средств. Когда уменьшается количество клиентов и средняя сумма контрактов, сотрудникам управления продаж и клиентского обслуживания становится труднее выполнить KPI, от которых зависят их бонусы. Вместе с доходом снижается мотивация специалистов, увеличивается вероятность ухода сотрудников. Чтобы проблемы в компании не копились, словно снежный ком, важно заранее тщательно продумать план действий в форс-мажорных обстоятельствах.

Способы минимизации рисков

Запасная стратегия развития бизнеса, или план Б, необходима любой компании. Альтернативная схема действий нужна руководящим сотрудникам всех уровней от владельцев компании и топ-менеджеров до руководителей отделов и совсем небольших проектных групп. В нашей инвестиционной группе главы более крупных структурных подразделений в обязательном порядке готовят для коллег, которыми они руководят, конкретные должностные инструкции, алгоритм действий на случай возникновения тех или иных непредвиденных сложностей.

Наличие плана Б позволяет противостоять не только несистематическим, но и систематическим рискам. Создание стратегий, которые способны принести доход нашим клиентам при любом возможном развитии событий, – залог развития компании, которая специализируется на доверительном управлении. Например, осенью 2016 года накануне выборов главы США в QBF была запущена стратегия «Президентское ралли», которая позволяла приумножить капитал и в случае победы Дональда Трампа, и при выигрыше Хиллари Клинтон за счёт наполнения портфеля бумагами компаний разных секторов экономики. Таким образом, наши клиенты были защищены от рисков при любом исходе выборов.

Наличие финансового резерва – ещё один универсальный рецепт, позволяющий смягчить эффект от негативных тенденций в бизнесе. Денежные средства,  доступ к которым можно получить максимально быстро, позволят оперативно отреагировать и на систематические риски, например, смену конъюнктуры рынка, и на несистематические вызовы, к примеру, неожиданное увольнение ключевого специалиста.

Кадровый ресурс – очень важная составляющая для минимизации различных рисков в бизнесе. В компании должны быть высококвалифицированные специалисты, которые смогут разрешить любую, даже самую неординарную проблему.

На мой взгляд, очень опасно экономить на обучении персонала. Чем более грамотные, профессиональные и мотивированные специалисты трудятся в компании, тем более оперативно они смогут принять верное решение в форс-мажорных обстоятельствах. Именно поэтому в QBF обучение сотрудников внутри компании проводятся на постоянной основе, а ведущие эксперты имеют возможность регулярно посещать профессиональные конференции, в том числе зарубежные. По моему мнению, полезно иметь и проверенных удалённых сотрудников, которые смогут подключиться к реализации важного масштабного проекта, если у штатных специалистов не будет времени на решение непредвиденных задач.

Отмечу, руководителю важно проанализировать источник проблемы и направлять усилия для её сглаживания. К примеру, если управление продаж и клиентского обслуживания не выполняет ключевые показатели эффективности, это не всегда означает, что финансовые советники плохо справляются со своими обязанностями. Возможно, значительные результаты в описанной ситуации принесёт работа над маркетинговой стратегией продвижения товаров и услуг. Приведу пример из опыта инвестиционной группы QBF. Мы столкнулись с тем, что у большинства россиян низкий уровень финансовой грамотности: многие наши сограждане очень мало знают о современных инвестиционных стратегиях и с осторожностью относятся к любым операциям с ценными бумагами. Чтобы помочь клиентам избавиться от стереотипов, мы запустили просветительскую программу, включающую в себя обучающие мероприятия для всех, кто интересуется нюансами управления капиталом. Кроме того, материалы, посвященные принципам приумножения сбережений, сотрудники департамента маркетинговых коммуникаций QBF регулярно готовят для средств массовой информации.

Важно знать и о правовых аспектах действий при разных обстоятельствах. Предпринимателям опасно экономить на специалистах, готовых оказать оперативную юридическую помощь. В российское законодательство постоянно вносятся изменения, некоторые из которых требуют реакции со стороны компаний. На мой взгляд, крупной финансовой организации необходим собственный высококлассный юридический департамент, в котором трудятся квалифицированные специалисты. Если речь идёт о небольшой компании, которая не может позволить себе штатных юристов, у её руководителя должны быть связи с экспертами, которые оперативно смогут подключиться к решению того или иного вопроса.

На мой взгляд, в наших силах просчитать примерно 80% тех рисков, которые могут стать угрозой для бизнеса. Если руководители компании разработают должностные инструкции на случай форс-мажоров и будут регулярно проводить обучение персонала с учётом потенциальных рисков, то последствия от непредвиденных ситуаций окажутся минимизированы. Не стоит забывать о том, что развитие непредвиденных сценариев в бизнесе – не только риск потерять прибыль, но и возможность ответить на вызовы рынка и вывести компанию на новый уровень развития.

Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подтвердите свободный доступ и получите все права пользователя Школы генерального директора.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.