Активировать доступ

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

UDS: технологии цифровизации для небольших компаний — 3 реальных кейса

6 августа 2019
296
Средний балл: 0 из 5

Создатели приложения UDS и предприниматели рассуждают о реальных практиках цифровизации малого и среднего бизнеса в России.


Эксперты с мировым именем утверждают, что внедрение технологий цифровизации необходимо, если в бизнес-процессах присутствуют повторяющиеся и сложные этапы. Это заключение договоров, осуществление платежей, звонки по базе клиентов, общий документооборот, KPI сотрудников и многое другое. Если надо, то можно и свой учебный центр открыть. Звучит отлично, но что делать малому и среднему бизнесу?

Индекс цифровизации включает пять аспектов: использование интернета в продажах, хранение информации, безопасность, интеграция цифровых технологий и повышение цифровой грамотности. Успех в нескольких пунктах — уже ощутимая победа.

UDS: технологии цифровизации для небольших компаний — 3 реальных кейса

Создатели приложения UDS подготовили три истории, в которых предприниматели внедрили технологии цифровизации и ощутили позитивный эффект.

Электронный учёт против внутрикорпоративных нарушений

Сегмент: развлекательные центры с фудкортами.

Какие потребности закрыли: безопасность, точный обмен информацией, экономия.

Технологии цифровизации уже сегодня помогают усилить контроль, свести к минимуму или исключить нарушения со стороны сотрудников. Сложно сказать, сколько в действительности злоупотреблений приходится на рядовой персонал. Проблема очевидна, и её масштаб подтверждает исследование компании KPMG. Так, четверть всех нарушений внутри компаний приходится на средний бизнес, а на малый — 12%.

Важный момент — более 90% случаев нарушений со стороны сотрудников компаний обусловлено либо полным отсутствием контроля, либо его недостатками.

Основатель сети развлекательных центров Павел Тимец рассказывает, что в его заведениях много точек общепита, а значит, и возможностей для злоупотреблений со стороны персонала. Предприниматель уверен, что установка системы контроля необходима, если ежемесячная выручка для одной точки продаж превышает 300 тыс. рублей.

UDS: технологии цифровизации для небольших компаний — 3 реальных кейса

Павел Тимец

Вернёмся к статистике. Среди самых распространённых видов нарушений внутри компаний — искажение финансовой отчётности. Для каждого бизнеса она отражается по-разному. Особенно остро проблема стоит в бизнесах, где оплата труда формируется из отработанных часов.

По словам Павла Тимеца, сотрудники рано или поздно начнут прибавлять часы, если руководство не поставит систему учёта рабочего времени. В конце концов, всегда можно договориться с начальником смены. В этом случае зачтут даже дни, когда сотрудник не выходил на работу.

Нарушения, связанные с приписыванием рабочих часов, по мнению предпринимателя, выявить несложно. Затраты на фонд оплаты труда в идеале должны составлять не более 30% оборота компании. Если эта цифра растёт, стоит поискать что не учли и где крадут.

Проблему «лишних часов» может решить электронная система учёта персонала. «В наших парках это персональные карты электронной аккредитации. Пришёл на работу, приложил карту — время пошло. Стоит учесть, что при этом необходим и внешний контроль со стороны видеонаблюдения или охранника. У вас не получится управлять заведением, оставив его без контроля» — уверен Павел Тимец.

Технологии цифровизации против очередей

Сегмент: фудкорты.

Какие потребности закрыли: продажи через интернет, исключение очередей.

Мелкий и средний бизнес, как правило, не может позволить себе открыть десять и больше касс. Это может стать проблемой в часы наплыва покупателей, а ведь каждый клиент на счету. Если верить психологии, человек начинает испытывать негативные эмоции через 6 минут пребывания в очереди. На десятой минуте покупатель уходит из магазина с пустыми руками и нежеланием возвращаться.

Каждый четвертый клиент моложе 29 лет оставляет покупки и уходит из магазина после того, как сталкивается с длинными очередями у касс, говорит исследование StrongPoint.

Технологии цифровизации могут облегчить проблему очередей, но пока их внедряют в рамках эксперимента. Рассмотрим прошедший в июле 2019 г. фестиваль науки и техники Geek Picnic. В рамках события работал фудкорт. Его костяк — небольшие кафе и лавки, которым предстояло бороться за внимание более 10 тыс. посетителей.

Что произойдёт, если перевести весь фудкорт на самообслуживание через смартфон, где покупатель сам сканирует и оплачивает товар? К подобной платформе Briskly заведения подключились за три дня.

UDS: технологии цифровизации для небольших компаний — 3 реальных кейса

Основатель Briskly Глеб Харитонов объясняет: «Для покупок нужно было сканировать QR-код ресторана или лавки, выбрать блюдо и оплатить его картой или через Apple Pay. Приложение подсказывало, когда можно забрать заказ. Ресторан со своей стороны видел заказы в приложении для мерчанта и сообщал о готовности». При этом вознаграждение внутри приложения составило 10% от проведенных транзакций.

Загруженность ресторанов сократилась до 50% в пиковые часы, а сами заведения обслужили на 30% больше клиентов. Технология напоминает электронную очередь в ресторанах быстрого питания. Но в отличие от них, приложение внедряется всего за один день и не требует дополнительного оборудования.

Начинание Briskly укладывается в поведенческую парадигму российских потребителей. Согласно маркетинговому агентству РБК, 87% активных покупателей постоянно пользуются программами лояльности во всех их проявлениях. Опыт внедрения приложения UDS подтверждает этот тезис.

Если бренд не заставляет клиента стоять в очереди — это тоже шаг в сторону завоевания лояльности.

Вознаградить и стимулировать к возвращению

Сегмент: сеть общественного питания.

Какие потребности закрыли: внедрили программу лояльности и анализ данных.

Компании нужны данные для анализа и планирования. Оно и понятно — так легче отследить покупки клиентов, понять, как им угодить. В этом отношении российский бизнес идёт проторенной дорогой, выпуская карты лояльности. По статистике, такие карты выпускают 63% ритейлеров одежды и 49% заведений общепита. Столько “пластиковой лояльности” просто не влезает в портмоне клиентов, поэтому даже любители шопинга хранят не больше 19 карточек.

Вот ещё один интересный показатель — 40% всех выпущенных карт лояльности ни разу не используются. Технологии цифровизации помогают компаниям сблизиться с клиентом. Для этого необходимо оказаться в смартфоне у покупателя.

Управляющий партнёр сети общественного питания Владимир Райх делает ставку на клиентов с телефоном. «Мы перевели наши стандартные карты лояльности из пластикового формата в электронный, чтобы у людей всё находилось в одном удобном приложении Wallet или Google Pay. Это сокращает большое количество пластика в карманах и сумках, все сразу находится под рукой и рядом с электронной банковской картой. Это ускоряет время обслуживания и поддерживает дополнительную коммуникацию с гостями — ты может отправлять разного рода уведомления и информировать гостей», — рассуждает Владимир Райх.

UDS: технологии цифровизации для небольших компаний — 3 реальных кейса

По мнению предпринимателя, важный элемент в коммуникации с клиентом — ясность. Человек должен сразу понять, как работает программа лояльности и какие бонусы от участия в ней можно получить. Например, сеть общепита Tutti Frutti Summer Love работает по системе самообслуживания. «Гости платят по весу за количество грамм, и тут мы давно хотели дать клиентам интерактивную систему лояльности по принципу "покупай больше, плати меньше". При этом наша задача заключалась в том, чтобы гости реально ощущали получаемую выгоду и удобство», — отметил Владимир Райх.

Часто сети слишком усложняют систему начисления: просят ввести коды с чеков или запомнить кодовые слова. Также к ошибкам можно отнести непонятные условия списания и фатально низкий возврат баллов с покупок.

«Мы совместили идеи по улучшенной программе лояльности с удобством для пользователей. Они накапливают до 20% кэшбэка, сразу видят свои баллы и легко ими расплачиваются», — указывает Владимир Райх. Также в Tutti Frutti Summer Love используют большие данные для анализа популярности вкусов и топпингов, изучают кто и как часто приходит в заведение.

UDS: с чего начинается цифровизация

Какие технологии цифровизации стоит внедрять, знаете только вы сами. Самая распространённая проблема — незнание возможностей цифровых технологий. В перечисленных историях видно, как предприниматели улучшали свой бизнес. Они осознали потребность и нашли подходящее решение. Поэтому на первом этапе стоит найти слабые места собственной бизнес-модели.

Условно разделим цифровизацию на два пласта. Первый поможет лучше понимать внутренние процессы компании: что работает хорошо, а где стоит пересмотреть подход. Второй пласт направлен на клиентов. Чем лучше бизнес знает своего покупателя, тем лучше. Например, менеджеры UDS всегда рекомендуют оцифровывать клиентскую базу.

Закрывайте потребность в безопасности, экономии и сборе данных о клиентах. Пока этого достаточно, чтобы выйти на путь цифровизации.

UDS: технологии цифровизации для небольших компаний — 3 реальных кейса

logo
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.