Генеральный Директор

Электронная цифровая подпись: важные моменты

  • 5 декабря 2019
  • 1061
Электронная цифровая подпись: важные моменты

Вы узнаете:

Электронно-цифровая подпись, или ЭЦП – это важный реквизит цифрового документа. Он подтверждает принадлежность подписи конкретному владельцу и фиксирует изменения, которые произошли в документе с момента подписания.

Аббревиатура ЭЦП является очень популярной, но не совсем точной. В федеральном законодательстве используется аббревиатура ЭП, что означает электронная подпись. Однако чаще используется именно аббревиатура ЭЦП. В первую очередь, из-за поисковых систем, которые под аббревиатурой ЭП понимают и электрическую плиту, и многое другое. 

Редакция журнала «Генеральный Директор» составила для вас пошаговую инструкцию о том, как действовать, если мошенники завладели вашей электронной подписью.

Для чего нужна электронная подпись

Строго говоря, под электронной цифровой подписью понимается криптографическое средство. Его основные функции – это:

Применение электронной подписи в работе позволяет создать корпоративную систему обмена важной документацией, гарантировать достоверность и конфиденциальность, снизить время, которое требуется на обмен документами при совершении какой-либо сделки.

Обладателями права электронной цифровой подписи электронных документов могут быть физические и юридические лица. 

Физические лица с помощью электронной подписи могут взаимодействовать с образовательными, медицинскими, государственными и иными системами через интернет.

Юридические лица, использующие ЭЦП, получают возможность участвовать в электронных торгах, предоставлять в контролирующие органы необходимую отчетность в электронном виде.

Как действуют мошенники, чтобы завладеть вашей электронной подписью

К началу 2019 года случаи мошенничества с электронной подписью сильно участились. С помощью поддельных документов — паспорта или доверенности — мошенники официально оформляют электронную цифровую подпись через удостоверяющие центры. Сейчас мошенники еще допускают ошибки и порой их удается вовремя заметить.

Узнайте из статьи электронного журнала «Генеральный Директор», на что обращать внимание и как снизить риск хищений.

Узнать »

Виды электронных подписей 

Законодательство РФ выделяет 3 вида электронных подписей:

  1. Простая подпись.
  2. Усиленная неквалифицированная подпись.
  3. Усиленная квалифицированная подпись.

Простая подпись

Простая электронная цифровая подпись имеет минимальную защиту. С ее помощью можно лишь идентифицировать лицо, подписавшее документ. 

Простая подпись не может защитить документ от исправлений и подделок. Для визирования документа используются коды или пароли.

Подписанный простой подписью документ не имеет юридической значимости, если не заключены дополнительные соглашения между подписавшими лицами. При ее использовании должны соблюдаться определенные условия:

Неквалифицированная подпись

При создании неквалифицированной подписи используется криптографическое преобразование информации с помощью ключа. В отличие от простой подписи, она позволяет не только идентифицировать лицо, подписавшее документ, но и определить, вносились ли в него изменения после подписания. 

Неквалифицированная подпись обладает средней степенью защиты. Для ее использования вам понадобится ключ проверки.

Квалифицированная подпись

Квалифицированная подпись также позволяет определить подписанта документа и подтвердить, что после её проставления несанкционированных изменений не вносилось. 

Главное отличие усиленной квалифицированной подписи от неквалифицированной – ее выдают специализированные центры, получившие аккредитацию от Министерства связи РФ.

Из чего состоит электронная подпись

Электронная цифровая подпись, выдаваемая сертифицированным центром, включает в себя три элемента.

  1. Средство подписи. Это может быть как программный модуль (криптопровайдер), устанавливаемый непосредственно на компьютер, так и отдельный токен (аналог флешки с защищенной картой памяти) с встроенным программным модулем, и «электронное облако». ФЗ №63 выдвигает требование: сам токен и средство подписи на нем должны иметь сертификацию ФСБ РФ.
  2. Ключевая пара, состоящая из двух наборов байт. Первый набор – ключ подписи, формируемый средством ЭЦП и хранящийся на отдельном токене или карте в неизвлекаемом виде. Второй набор – ключ проверки, привязанный к ключу подписи. С его помощью каждый желающий может проверить достоверность электронной цифровой подписи. Ключ подписи называют также «закрытым», ключ проверки – «открытым».
  3. Сертификат ключа проверки, выдаваемый удостоверяющим центром. Функция сертификата – сопоставить набор байт и конкретное лицо, являющееся владельцем подписи. 

На практике получаем примерно следующее: Иван Петрович Сидоров является в удостоверяющий центр, предъявляет паспорт, центр выдает сертификат, подтверждающий принадлежность ключа именно Сидорову. Существует два вида сертификатов ключа:

Как получить квалифицированную ЭЦП

Квалифицированный сертификат выдают лишь аккредитованные удостоверяющие центры, список которых можно найти на сайте Министерства связи. Требования для физических и юридических лиц различаются. 

Для получения сертификата физические лица должны:

Юридическим лицам необходимо предоставить:

Далее формируются сертификат и ключи. Они записываются на сертифицированные носители. Стоимость оформления сертификата и ключей зависит от конкретного центра.

Безопасность электронной цифровой подписи

Документ, который подписывается электронной цифровой подписью, должен соответствовать трем основным свойствам безопасности: целостности, достоверности, аутентичности (или подлинности). Соответствие всем трем свойствам гарантируется использованием криптографических алгоритмов, протоколов и программных решений, используемых при формировании подписи.

Безопасность ЭЦП основывается на том, что закрытые ключи подписи хранятся в защищенном виде и недоступны посторонним. 

Как подписать документ электронной подписью

Для примера рассмотрим, как работают программные комплексы КриптоПРО и КриптоАРМ. Подразумевается, что всё необходимое программное обеспечение уже установлено.

Если установлена программа КриптоПРО, в разделе «Сведения» отображается меню «Добавить электронную подпись (КРИПТО-ПРО)». Выбираем подпись, при необходимости комментируем, жмем кнопку «Подписать». Если все сделано правильно, появляется окно с подтверждением подписи.

При установленном плагине КриптоПРО Office Signature процесс немного меняется. Открываем файл, выбираем «Файл» - «Сведения», далее жмем «Добавить цифровую подпись» (без уточнения, что это Крипто ПРО). Дальнейший алгоритм остается неизменным: выбираем ЭП, комментируем, жмем «Подписать», жмем «ОК» на появившемся окне подтверждения.

Подписание документа с помощью КриптоАРМ

Программный комплекс КриптоАРМ поддерживает шифрование любых форматов и архивов. Подписание документа электронной цифровой подписью с помощью этого провайдера происходит так:

  1. Открываем криптопровайдер, или менеджер электронных цифровых подписей. Это отдельная программа, установленная на вашем компьютере. В верхней панели выбираем вкладку «Подписать». 
  2. Появляется инструкция Мастера созданий ЭП. Просматриваем инструкцию и жмем кнопку «Далее». 
  3. В следующем окне нажимаем вкладку «Выбор файла», переходим к интересующему нас файлу, который необходимо подписать. Выделяем его щелчком мыши. Жмем кнопку «Далее».
  4. В следующем окне еще раз выделяем файл, который нужно подписать. Жмем «Далее».
  5. Появляется окно «Выходной формат». На этом этапе можно выбрать кодировку, сохранить файл в архив, выбрать папку для помещения подписанного файла. Изменив все, что нужно, жмем кнопку «Далее».
  6. Следующее окно – «Параметры». Здесь можно выбрать свойство (Исправлено, Ознакомлено, Подписано и т.д., выбрать нужное можно из выпадающего списка), написать комментарий, прикрепить присоединенную или отсоединенную (в случае, если она должна быть сохранена в виде отдельного файла) электронную подпись, уточнить время подписания документа и т.д.
  7. Следующее окно предлагает выбрать сертификат. Жмем кнопку «Выбрать», выбираем актуальный сертификат из хранилища, жмем кнопку «Далее».
  8. Следующее окно – итоговое. Можно просмотреть сертификат, формат, адрес входного и выходного файла. Если необходимо что-то исправить, жмем «Назад». Если в следующий раз документы планируется подписывать в аналогичном порядке, вводим наименование профиля и ставим «птичку». Жмем «Готово». 
  9. Если система не обнаружила ошибок, появляется окно с надписью «Успех». Закрываем его или запускаем мастер для подписания следующего документа.