Аббревиатура ЭЦП является очень популярной, но не совсем точной. В федеральном законодательстве используется аббревиатура ЭП, что означает электронная подпись. Однако чаще используется именно аббревиатура ЭЦП. В первую очередь, из-за поисковых систем, которые под аббревиатурой ЭП понимают и электрическую плиту, и многое другое.
Редакция журнала «Генеральный Директор» составила для вас пошаговую инструкцию о том, как действовать, если мошенники завладели вашей электронной подписью.
Строго говоря, под электронной цифровой подписью понимается криптографическое средство. Его основные функции – это:
Обладателями права электронной цифровой подписи электронных документов могут быть физические и юридические лица.
Физические лица с помощью электронной подписи могут взаимодействовать с образовательными, медицинскими, государственными и иными системами через интернет.
Юридические лица, использующие ЭЦП, получают возможность участвовать в электронных торгах, предоставлять в контролирующие органы необходимую отчетность в электронном виде.
К началу 2019 года случаи мошенничества с электронной подписью сильно участились. С помощью поддельных документов — паспорта или доверенности — мошенники официально оформляют электронную цифровую подпись через удостоверяющие центры. Сейчас мошенники еще допускают ошибки и порой их удается вовремя заметить.
Узнайте из статьи электронного журнала «Генеральный Директор», на что обращать внимание и как снизить риск хищений.
Законодательство РФ выделяет 3 вида электронных подписей:
Простая электронная цифровая подпись имеет минимальную защиту. С ее помощью можно лишь идентифицировать лицо, подписавшее документ.
Простая подпись не может защитить документ от исправлений и подделок. Для визирования документа используются коды или пароли.
Подписанный простой подписью документ не имеет юридической значимости, если не заключены дополнительные соглашения между подписавшими лицами. При ее использовании должны соблюдаться определенные условия:
При создании неквалифицированной подписи используется криптографическое преобразование информации с помощью ключа. В отличие от простой подписи, она позволяет не только идентифицировать лицо, подписавшее документ, но и определить, вносились ли в него изменения после подписания.
Неквалифицированная подпись обладает средней степенью защиты. Для ее использования вам понадобится ключ проверки.
Квалифицированная подпись также позволяет определить подписанта документа и подтвердить, что после её проставления несанкционированных изменений не вносилось.
Главное отличие усиленной квалифицированной подписи от неквалифицированной – ее выдают специализированные центры, получившие аккредитацию от Министерства связи РФ.
Электронная цифровая подпись, выдаваемая сертифицированным центром, включает в себя три элемента.
На практике получаем примерно следующее: Иван Петрович Сидоров является в удостоверяющий центр, предъявляет паспорт, центр выдает сертификат, подтверждающий принадлежность ключа именно Сидорову. Существует два вида сертификатов ключа:
Квалифицированный сертификат выдают лишь аккредитованные удостоверяющие центры, список которых можно найти на сайте Министерства связи. Требования для физических и юридических лиц различаются.
Для получения сертификата физические лица должны:
Юридическим лицам необходимо предоставить:
Далее формируются сертификат и ключи. Они записываются на сертифицированные носители. Стоимость оформления сертификата и ключей зависит от конкретного центра.
Документ, который подписывается электронной цифровой подписью, должен соответствовать трем основным свойствам безопасности: целостности, достоверности, аутентичности (или подлинности). Соответствие всем трем свойствам гарантируется использованием криптографических алгоритмов, протоколов и программных решений, используемых при формировании подписи.
Безопасность ЭЦП основывается на том, что закрытые ключи подписи хранятся в защищенном виде и недоступны посторонним.
Для примера рассмотрим, как работают программные комплексы КриптоПРО и КриптоАРМ. Подразумевается, что всё необходимое программное обеспечение уже установлено.
Если установлена программа КриптоПРО, в разделе «Сведения» отображается меню «Добавить электронную подпись (КРИПТО-ПРО)». Выбираем подпись, при необходимости комментируем, жмем кнопку «Подписать». Если все сделано правильно, появляется окно с подтверждением подписи.
При установленном плагине КриптоПРО Office Signature процесс немного меняется. Открываем файл, выбираем «Файл» - «Сведения», далее жмем «Добавить цифровую подпись» (без уточнения, что это Крипто ПРО). Дальнейший алгоритм остается неизменным: выбираем ЭП, комментируем, жмем «Подписать», жмем «ОК» на появившемся окне подтверждения.
Программный комплекс КриптоАРМ поддерживает шифрование любых форматов и архивов. Подписание документа электронной цифровой подписью с помощью этого провайдера происходит так: