Продажи в B2B-секторе: особенности, виды, способы повышения

  • 13 января 2020
  • 473

Вы узнаете:

Сектор B2B – что это такое

B2B, или по-другому Business-to-Business, в переводе с английского языка означает «бизнес для бизнеса». Клиентами сектора B2B на промышленной платформе являются юридические лица. Из этого следует, что в B2B-продажах одни предприятия покупают продукцию, сырье или товар у другого предприятия.

Целевая аудитория сектора B2B

К целевой аудитории B2B чаще всего относят:

  1. Промышленные предприятия. Это компании, производящие свою собственную продукцию. Они закупают товар для использования его в собственном производстве. Это самый распространенный вид B2B-торговли.

  2. Оптовые и розничные торговые объекты. Это предприятия, которые будут перепродавать ваш продукт конечному пользователю.

  3. Институциональные объекты. К ним относятся школы, государственные и муниципальные предприятия, а так же больницы.

Особенности B2B-продаж

B2B-сектор достаточно отличаются от других видов продаж. Отличительными чертами этого вида являются:

  1. Небольшое число потребителей.
  2. Потребитель максимально разбирается в продукте, который он желает купить.
  3. Стоимость за товар для каждого клиента обговаривается отдельно в процессе переговоров.
  4. Огромные объемы закупки.
  5. Высокая стоимость одной закупки.
  6. Формирование между продавцом и покупателем долгих и доверительных отношений.

Мотивы покупателей в B2B-продажах

При совершении покупки потребитель, в данном случае юридическое лицо, руководствуется следующими мотивами:

  1. Надежность поставок и их скорость доставки. Каждому заказчику необходимо, чтобы товар доходил до него в полном объеме и в положенный срок. В противном случае можно потерять клиента.

  2. Цена и условия поставок. Для многих клиентов важны стоимость продукции, а также индивидуальные, а возможно и уникальные условия поставки. Например, объем поставки, цикличность поставки и т.д.

  3. Эмоциональные мотивы. Иногда на окончательное решение влияют такие факторы, как репутация, рейтинг, отзывы, доверие, статус компании.

Для получения заказа необходимо определить, каким именно мотивом руководствуется заказчик. В свою очередь, мотивы клиента напрямую зависят от стратегии потребителя.

Потребители чаще всего придерживаются двух основных стратегий в B2B-продажах:

  1. Ценовая стратегия. В данном случае выбор товара будет зависеть напрямую от его цены;

  2. Стратегия ценности. В этом случае клиенты выберут высокое качество товара, нежели низкую стоимость.

Как мы зашли с товаром в федеральную сеть и увеличили выручку в пять раз


В кризисном 2014 году резко упал спрос на строительные материалы. Компании Flext к тому времени исполнилось два года. Партнеры уже разработали продукт — гибкий металлический профиль, сконструировали оборудование для его производства, набрали штат: инженеров, конструкторов, продавцов, бэк-офис. Но доходы падали, новых инвестиций не было.

Читать, как компании удалось войти в федеральную сеть >>


Типы продуктов сектора B2B

В секторе B2B могут продаваться самые различные виды продуктов. Рассмотрим самые основные из них:

  1. Здания и сооружения промышленного назначения.
  2. Сырье, материалы.
  3. Оборудование и техника.
  4. Продукты питания.
  5. Текстильные товары
  6. Юридические, бухгалтерские и другие услуги.

Инструменты увеличения объема продаж в секторе B2B

Для увеличения объема сбыта и повышения дохода в секторе B2B организации обращаются к следующим инструментам продаж:

  1. Повышение качества продукции. Качество продукции напрямую влияет на количество заказов.
  2. Увеличение складских запасов.
  3. Своевременные поставки продукции заказчикам. Тем самым компания позиционируют себя как ответственная и порядочная организация.
  4. Формирование долгосрочных, партнерских отношений с клиентами.
  5. Стимулирование работы менеджеров по продажам.

Сферы B2B-сектора

Сектор B2B-продаж может существовать в самых разнообразных сферах. Наиболее популярными являются следующие направления:

  1. Машиностроение.
  2. Химическая промышленность.
  3. Сырьевые и металлообрабатывающие компании.
  4. Деревообработка.
  5. Рекламно-маркетинговое направление.
  6. Консалтинг.

Преимущества и недостатки B2B-продаж

У сектора B2B можно выделить множество преимуществ. Рассмотрим основные плюсы:

  1. Возможность получать высокую прибыль, работая всего с несколькими клиентами.
  2. Конкуренция намного меньше, чем в B2C продажах.
  3. Покупатель заинтересован в приобретении продукта.
  4. Широкая география бизнеса.

Минусов у данной отрасли практически нет. Единственные недостатки:

  1. Влияние на результат квалификации сотрудников.
  2. Влияние на результат ключевых клиентов.

Программы стимулирования B2B-продаж

Существует несколько инструментов, направленных на повышение продаж на розничном рынке для промышленных компаний:

  1. Проталкивающие мероприятия.
  2. Протягивающие мероприятия.

При использовании проталкивающих инструментов производитель самостоятельно продвигает свой продукт. Для этого он создает маркетинговые кампании, а также принимает участие в различных выставках.

При использовании протягивающих инструментов в секторе B2B больший вклад оказывают дистрибьюторы, получающие личную выгоду.

Продвижение продукции в B2B-продажах

Для деятельности каждой компании ключевым моментом является максимальное получение доходов. Для этого необходимо удерживать действующих клиентов, а так же привлекать новых. Различают следующие виды продвижения продукции:

Сектор B2B для личных нужд предприятий

Многие организации нуждаются в определённом товаре, который будет использоваться исключительно для его нужд. При продаже продукции таким предприятиям используются две схемы продаж:

  1. Активная. Схема, при которой предприятие продает свой продукт, самостоятельно находя клиентов.

  2. Пассивная схема. Клиенты самостоятельно ищут организацию, в которой смогут приобрести необходимый им товар.

Активные и пассивные схемы B2B-продаж направлены на использование инструментов привлечения предприятий-клиентов. К таким мероприятиям относятся:

  1. Акции за совершение покупки с большим объемом.
  2. Акции на послепродажное сервис и ремонтное обслуживание.
  3. Спектр услуг по доставке, монтажу, регулировке продукции.
  4. Акции за долгосрочное и взаимное сотрудничество.

Этапы продаж в сфере B2B

Цикл продаж в сфере B2B состоит из нескольких этапов, включающих контакт с потребителем.  Данные этапы могут периодически повторяться. Выделяют несколько этапов продаж в секторе B2B:

  1. Установление контакта. На этом этапе предприятие устанавливает связь с клиентом, получает информацию и решает основные моменты сделки.

  2. Выявление потребностей. Целью данного этапа является выявление потребностей, мотивов и особенностей решения потребителя.

  3. Презентация продукта. Во время этого этапа происходит непосредственная презентация продукта, включающая в себя аргументы и выгоды сотрудничества.

  4. Работа с возражениями. Предоставляются окончательные сведения о сделке. Снижение сопротивления и тревожности клиента, повышение доверительных отношений.

  5. Установление договоренностей по стоимости сделки.

Организация эффективных B2B-продаж

Для построения успешного B2B-бизнеса с хорошим доходом, большим товарооборотом и хорошими партнерскими отношениями необходимо придерживаться следующего алгоритма:

Продвижение в интернете товаров и услуг B2B-продаж

Для постоянного привлечения новых клиентов необходимо внедрять даже самые современные способы. Одним из способов является продвижение в интернете. Рассмотрим основные инструменты продвижения сектора B2B в интернете: