Самый простой способ защитить себя от проблем с поставщиком – это составить с ним договор. Договор избавит вас от необходимости составления претензии, которая потребуется для истребования средств, заплаченных за товар ненадлежащего качества.
Однако вернуть товар можно не всегда: Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает лишь несколько случаев, по которым допускается возврат продукции поставщику. К ним относятся следующие ситуации:
- Низкое по сравнению с заявленным качество продукции.
- Неправильно предоставленный ассортимент.
- Некомплектный товар (не хватает каких-либо деталей).
- Нарушение тары и упаковки.
Также у поставщика может существовать возможность заменить товар, доукомплектовать его, предоставить другую упаковку. Этот вариант намного удобнее, так как позволяет сэкономить время, не требуется сбор и оформление документов. Однако не всегда такое возможно, поэтому следует знать, какие документы необходимы для возврата.
Если покупатель отказывается принимать товар, то договор купли-продажи считается расторгнутым. Не имеет значения, содержал ли сам договор возможные причины его расторжения, был он составлен письменно или устно. Право покупателя не принять товар защищается Гражданским кодексом РФ. Однако отсутствие договора усложняет защиту прав покупателя в том случае, если поставщик не хочет принимать товар обратно.
Чтобы вернуть поставщику партию или отдельные виды товара, потребуется собрать определенные документы. Их количество может отличаться, все зависит только от того, хочет поставщик принимать товар обратно или отказывается это сделать. Если право собственности еще не перешло к покупателю, отказаться от сделки легко, но если товар уже оплачен, возникает ряд сложностей.
В первую очередь нужно представить основание для возврата товара поставщику. Существует их не так много:
Чаще всего с возвратом продукции сталкиваются продуктовые магазины, так как оборот продукции в них большой, а сроки годности, наоборот, короткие. Поставщик может задержать привоз продуктов и доставить их уже с подходящим к концу или истекшим сроком годности. Продавец может не успеть реализовать такой товар или уже не имеет права это делать, так как продукт просрочен. В этом случае принимать партию нельзя. Для этого необходима корректировка накладной.
Для этого из имеющейся накладной просто вычеркивается продукция, которую нельзя принять. Вносить исправления необходимо в присутствии лица, которому принадлежит товар. Это может быть сам поставщик или его представитель. Если водитель – экспедитор или он материально ответственен за доставленную партию, подходит и он. Человек, ответственный за товар, должен подписать исправленную накладную и забрать тот товар, который получатель отказался принимать.
При уплате покупателем НДС накладную исправлять необязательно, поставщик должен принять товар обратно после корректировки счет-фактуры. Она должна быть исправлена в меньшую сторону. Для отправки ее покупателю выделяется 5 рабочих дней. По факту получается, что было куплено меньше единиц товара.
В 2019 году были приняты новые правила, касающиеся возврата товара, согласно которым корректировка счета-фактуры теперь лежит на поставщике. В документе должны быть указаны товары, которые поставщик принял от покупателя. Это правило распространяется и на случай, когда товар приобретался еще в 2018 году, но его срок годности не вышел. Разница заключается только в том, что для товаров 2019-2020 года НДС указывается 20%, а для продукции 2018 года закупки НДС составляет 18%. До принятия новых правил корректировку должен был делать покупатель, а продавец только забирал свой товар по предоставленным покупателем документам.
Редакция электронного журнала «Генеральный Директор» в статье по ссылке рассказывает, каким образом налаживать контакты с поставщиками в развитых странах.
Получить изделия надлежащего качества, вернув не подошедшие, можно, избежав проблем с исправлением документов. Для этого нужно пойти на небольшую хитрость: принять поставку полностью, накладная подписывается в данном случае без внесения в нее изменений, после этого поставщик привозит новую партию товара уже надлежащего качества. Однако такой вариант подходят только в том случае, если вы давно сотрудничаете и доверяете партнерам по бизнесу.
✪ Доставка товаров и грузов из Китая: 8 спорных вопросов »
Возврат товара поставщику после того, как приемка была осуществлена, возможен, если брак был обнаружен позже. Распространенная проблема выглядит следующим образом: поставщик воспользовался транспортной компанией, которая доставила бракованный товар. Посредник не хочет принимать доставленное обратно и имеет на это полное право. В данном случае принять продукцию придется, для этого надо воспользоваться накладной ТОРГ-12, после этого покупатель должен оформить акт, в котором отражаются все расхождения по качеству товара или его количеству, наименованию. Товар помещается на складе покупателя, после этого покупатель вправе направить продавцу претензию, которую последний обязан рассмотреть.
Порядок возврата некачественного товара поставщику в данном случае будет следующим:
Стоит отметить, что ТОРГ-12 потребуется составить в двух экземплярах. Накладная предусматривает графу, в которую нужно вписать основание, согласно которому вы возвращаете товар. В случае брака следует указывать ненадлежащее качество. Кроме этого, не стоит забывать про реквизиты. Взять их можно из договора купли-продажи. Вам понадобится приходная накладная, по которой бракованная партия была привезена к вам.
Иногда случается так, что к товару претензий нет, но существует договоренность вернуть часть нереализованной продукции через определенный промежуток времени. В этом случае все совершается по тому же принципу обратной реализации. Это часто делают, если продукция не была продана в определенный оговоренный срок. Товар попросту продается обратно лицу, поставившему его изначально. Здесь тоже понадобится накладная ТОРГ-12 и счет-фактура. Ваша фирма в данном случае будет числиться продавцом, а бывший продавец станет покупателем. Если опираться исключительно на форму документов, то эта сделка от прямой реализации вообще не отличается.
То, как будет оформляться возврат поставщику, зависит от момента, в который брак был обнаружен. Чем раньше это произойдет, тем лучше, так как существует возможность не принимать бракованные изделия вовсе. Если товар еще не был принят к учету, но брак был выявлен, покупатель имеет право составить акт, который будет направлен в адрес поставщика. Кроме этого, нужно претензионное письмо и расходная накладная. До того как товары будут возвращены, их необходимо внести на забалансовый счет 002. Если брак был обнаружен после того, как товар был принят, возврат оформляется в форме обратной реализации.