-
-
-
Простите, что прерываем Вас...

Этот файл доступен для скачивания только зарегистрированным пользователям. Станьте им. Регистрация быстрая.

А скачивать сможете не только этот, но и сотни других полезных шаблонов и документов для управленцев.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Этот файл доступен для скачивания только зарегистрированным пользователям. Станьте им. Регистрация быстрая.

А скачивать сможете не только этот, но и сотни других полезных шаблонов и документов для управленцев.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
-

Показатель эффективности деятельности предприятия

24 ноября 2021
1640
Средний балл: 0 из 5
Показатель эффективности деятельности предприятия
Показатель эффективности деятельности предприятия

Для оценки эффективности бизнеса нет нужды в длительных и дорогих исследованиях. Многие руководители самостоятельно разрабатывают и внедряют систему оценки эффективности. Мы расскажем, какие показатели эффективности существуют, как они рассчитываются и к каким выводам приводят.

Что понимают под показателем эффективности

Показатель эффективности деятельности предприятия – величина, необходимая для оценки достижения поставленной задачи. Выполнение задачи оценивается с помощью тщательного анализа качественных и количественных характеристик.

Показателей эффективности деятельности организации очень много. Некоторые используются для оценки деятельности предприятия в целом, другие – для выводов по цехам, отделам, конкретным сотрудникам. К примеру, стоимость продаж в месяц считается общим показателем, а количество сделок, закрытых за месяц продавцом – конкретным.

Как оценить финансовую устойчивость и эффективность работы предприятия: пример в Excel

Для оценки эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия необходимо проанализировать несколько показателей работы компании. Узнайте, как это сделать, в решении Системы Генеральный Директор.

Сохранить пример расчета в Excel

Какие виды показателей деятельности бывают

Все показатели экономической эффективности деятельности предприятия можно разделить на несколько групп:

  1. Масштабные – показывают уровень, которого достигла компания к настоящему моменту. Это основные и оборотные активы, уставный капитал.
  2. Абсолютные – результат деятельности компании за ограниченный промежуток времени, например, оборот или прибыль.
  3. Относительные – отношение масштабного показателя деятельности фирмы к абсолютному или наоборот.
  4. Структурные – показывают часть отдельных элементов в окончательной сумме.
  5. Приростные – показывают изменение коэффициентов за выделенный период в сравнении с базовым значением.

Динамическими характеристиками показателей эффективности деятельности являются:

  • Величина изменения показателя по факту с аналогичным периодом минувшего года (если нужно сравнить с аналогичным периодом) либо сравнение с предыдущим периодом, средним значением за месяц, средним значением за квартал.
  • Величина изменения показателя по факту с запланированным на определенный период значением.

Показатели эффективности деятельности предприятия

Основные показатели экономической деятельности предприятия

Цель любой компании – получение максимального дохода. Можно сделать вывод, что абсолютным показателем эффективности предпринимательской деятельности является прибыль.

Среди показателей оценки эффективности деятельности предприятия выделяют четыре главных.

Рентабельность активов

Рентабельность активов компании отражает, насколько эффективно используются активы компании и способны ли они генерировать достаточную выручку. Коэффициент обычно обозначается как ROA (return on assets). Для расчета используется следующая формула: 

ROA = П : A

где П – чистая прибыль, А – сумма активов компании.

Оборачиваемость активов

Оборачиваемость активов показывает, насколько интенсивно компания использует активы, находящиеся в ее распоряжении. Этот показатель эффективности работы предприятия используется совместно с другими коэффициентами: оборачиваемостью дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемостью запасов и т. д.

Показатель можно рассчитать в двух вариантах:

  • Расчет коэффициента:

ОА (коэф) = Выручка : (Среднегодовая стоимость активов)

  • Расчет оборачиваемости в днях: 

ОА (дн) = 365 : (Коэффициент оборачиваемости активов)

Издержки на единицу проданного товара

Данный показатель экономической эффективности предприятия может рассчитываться на основании любых вводных, исходя из полных, производственных, непроизводственных, постоянных, переменных и прочих затрат. Независимо от того, какой вид затрат выбран, издержки на единицу продукции рассчитываются по следующей формуле:

Зеп = З : К

К – количество товара в единицах, З – количество затрат, которое приходится на данное количество продукции.

Как видно, степень детализации в таком случае зависит лишь от того, что нужно управленцу. Издержки, рассчитанные на единицу, часто называют средними. Дальнейшая классификация стандартна – средние постоянные, средние переменные и т. д. Если рассчитываются средние издержки, включающие в себя сумму всех потраченных ресурсов, их называют удельными.

Как проверить цену реализации для нового товара: пошаговый алгоритм

Алгоритм, предлагаемый в решении Системы Генеральный Директор, поможет определить, покрывает ли розничная цена продукта расходы компании на разработку, производство и реализацию товара.

Скачать алгоритм для оценки стоимости товара

Рентабельность производства

Рентабельность производства показывает, насколько эффективно работает предприятие в целом. Рентабельность можно рассчитывать по компании, отдельному виду производства, по отдельному производственному участку.

Рентабельность производства рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме основных фондов и оборотных средств:

Рпр = П : (Цоф + Цоа) х 100 %

Какие факторы влияют на показатели

На показатели, которые характеризуют эффективность производства, влияет множество факторов. Условно их можно разделить на две группы: позитивные и негативные.

К основным факторам, влияющим на эффективность деятельности компании, можно отнести:

  1. Факторы ресурсного обеспечения. Здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и материалы, работники, инструменты, информация. Эти и подобные факторы обеспечивают производство необходимыми ресурсами и поддерживают выпуск продукции и оказание услуг в необходимом объеме и качестве.
  2. Факторы, которые обеспечивают необходимый уровень технического и экономического развития организации. Инвестиции, инновационные разработки, образование, научно-технический прогресс, грамотная организация труда.
  3. Факторы, которые обеспечивают коммерческий успех от деятельности компании. Это умение не только производить товар, но и реализовывать его, поддерживать необходимый уровень снабжения.

Показатели эффективности деятельности предприятия

4 ошибки в KPI, которые сократят доходы компании

Из статьи электронной версии журнала «Генеральный Директор» вы узнаете, какие ошибки при составлении KPI для сотрудников и отделов, могут привести к падению прибыли.

Примеры ошибок при составлении KPI

Методика расчета показателей

Одна из основных методик, используемых в анализе эффективности деятельности организации, носит название Balanced Scorecard, или «Сбалансированная система показателей эффективности». Смысл подхода в том, что стоимость компании состоит не только из материальных активов, но и из сотрудников, отношений с поставщиками, потребителями, инновационных разработок. На предприятии формируется система, включающая различные финансовые и нефинансовые показатели. Хаотичность исключается – все данные и отчеты систематизируются и определяются фирменной стратегией. Важное достоинство сбалансированной системы заключается в создании карты стратегий. Эта карта позволяет охватить главные направления развития компании и проанализировать причинно-следственные взаимосвязи.

Согласно методике, стратегическое развитие компании может быть рассмотрено в следующих направлениях:

  1. Финансы. Планируют ли акционеры дальнейшие вложения денежных средств в данное предприятие. Если ожидания акционеров оправдываются, новые инвестиции вскоре будут.
  2. Отношения с клиентами. Чем компания может заинтересовать клиентов, привлечь новых покупателей, что помогает фирме достичь запланированных финансовых показателей. Изюминки, которые она может предложить.
  3. Внутренние процессы. Каким образом компания реализует свои конкурентные преимущества и с помощью чего планирует обойти других.
  4. Развитие. Инновационные технологии, обучение персонала, развитие инфраструктуры – все нематериальные активы, позволяющие реализовать конкурентное преимущество предприятия.

При создании сбалансированной системы показателей разрабатывается комплекс взаимосвязанных целей, критически важных факторов успеха и ключевых показателей эффективности. Далее устанавливаются плановые значения на стратегический и тактический периоды. Фактические показатели сравниваются с плановыми, и на основании этого принимаются управленческие решения.

Создание сбалансированной системы происходит в несколько шагов:

  1. Выделение нужных показателей.
  2. Выстраивание взаимосвязей между стратегическими задачами.
  3. Выбор главных критериев выполнения установленных целей.
  4. Выбор целевых значений критериев.
  5. Создание стратегических планов и инициатив, помогающих достичь целевых значений.
  6. Выбор сотрудников, распределение ресурсов и ответственности. Эти сотрудники назначаются ответственными за выполнение стратегических задач и ответственными за достижение установленных целевых значений.

Выполнение показателей экономической эффективности деятельности предприятия означает, что компания работает в полную силу.

Система SQDCM

Cистема показателей эффективности деятельности организации SQDCM – это методика визуального управления, с помощью которой можно в кратчайший срок сделать вывод о ключевых показателях эффективности деятельности фирмы. Аббревиатура SQDCM означает следующее:

  1. Safety – безопасность.
  2. Quality – качество.
  3. Delivery – выполнение заказа.
  4. Cost, или Customer – расходы или финансовый результат.
  5. Morale – корпоративная мораль, культура.

С помощью данной методики на всех уровнях управления выявляются существующие проблемы и обеспечивается наилучшая коммуникация между участниками бизнес-процессов для своевременного решения этих проблем. Показатель считается оперативным и позволяет видеть ситуацию в данный момент времени.

Для внедрения методики нужно:

  • создать рабочую группу;
  • обучить сотрудников и руководителей;
  • установить цели и сформировать параметры SQDCM;
  • определить, каким образом будут визуализироваться параметры, которые влияют на достижение поставленных целей;
  • установить срок, по завершении которого будут зафиксированы все данные;
  • оформить стенд.

Классификация показателей

Приведем в таблице классификацию показателей эффективности работы организации.

Признак классификации

Показатели

1

Уровень хозяйствования

Глобальные

Локальные

2

Содержание затрат

Затратные

Ресурсные

3

Полнота учета

Частные

Обобщающие

4

Объект расчета

Эффективность обычной деятельности

Эффективность использования ресурсов

Эффективность капитальных вложений

Эффективность инноваций

Эффективность сделок

5

Стадия расчета

Плановые

Проектные

Фактические

6

Способ расчета

Прямые

Обратные

 

Повышение эффективности

Повышение эффективности возможно за счет использования резервов. Резервы – это возможности улучшения экономических показателей, которые были упущены ранее или не использованы по каким-то другим причинам.

Сумма резерва рассчитывается как разность между возможными в теории и фактически имеющимися показателями.

Виды резервов

Принято выделять внутренние и внешние резервы, причем главную роль играют именно внутренние.

Внутренние резервы

Внутренние резервы можно разделить на экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные состоят в росте используемых в производственном процессе ресурсов – основных, трудовых, материальных. Также экстенсивные резервы выражаются в увеличении длительности использования трудовых ресурсов и основных средств, устранении предпосылок к непроизводительному использованию всех перечисленных ресурсов.

Суть интенсивных резервов состоит в том, что компания может, используя установленное количество ресурсов, выпустить большее количество продукции, либо произвести аналогичное количество продукции, используя минимум ресурсов. Интенсивные резервы чаще всего направляются на внедрение различных достижений научно-технического прогресса. Как итог, повышается эффективность использования основных средств, материальных активов, совершенствуется персонал и улучшается уровень используемых производственных технологий. Конечным итогом внедрения достижений научно-технического прогресса должно стать улучшение качества производимой продукции. Далее проводится оценка эффективности технологического развития фирмы.

Внешние резервы

Внешние источники повышения эффективности работы компании разделяются на отраслевые, региональные и народнохозяйственные. В частности, к внешним резервам относится перераспределение средств между отраслями, регионами и т. д.

Внешние резервы можно разделить по нескольким критериям:

  1. По финансово-экономическим показателям. Выделяют источники роста производства и реализации продукции, улучшения работы с отдельными производственными ресурсами.
  2. По сроку мобилизации выделяют текущие и перспективные. Срок мобилизации текущих резервов не превышает один год. Перспективные резервы используются в долговременной перспективе – больше года.
  3. По числу использований внешние резервы разделяются на однократные и многократные.
  4. По возможности выявления – явные и скрытые. В первом случае достаточно ликвидировать предпосылки к перерасходам и незапланированным потерям. Установить наличие скрытых, или латентных резервов позволяет лишь детализированный анализ, когда показатели компании сравниваются с показателями других фирм.
  5. По внутренней сущности – количественные и качественные. Другое наименование – экстенсивные и интенсивные. К примеру, рост рабочего времени – количественный резерв, а уменьшение трудоемкости производимого продукта – качественный.
  6. По характеру влияния. Различные источники могут влиять на экономические показатели прямым и косвенным образом. К примеру, установка нового оборудования оказывает прямое влияние на производительность труда, а улучшение жилищных условий сотрудников – косвенное.

Подписка на журнал «Генеральный Директор»

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.