В нас силен предрассудок, что продуктивность коррелирует с переработками и перфекционизмом: мол, чем дольше мы сидим на работе, тем более ответственными сотрудниками выглядим и тем больше делаем. Это далеко не так. Мудрые работодатели остерегаются трудоголиков, потому что их эффективность — миф (это подтверждают исследования). Но даже если вы уходите с работы вовремя и всегда ищете способы оптимизировать свой труд, возможно, вы упускаете другие аспекты. Проверьте себя с помощью 6 вопросов, которые придумали предприниматели из США Хенссон и Фрайд.
Кстати, эти вопросы подойдут не только наемным работникам, но и бизнесменам, которые хотят удостовериться, что выбрали правильный вектор развития компании.
Вопрос 1. Для чего я занимаюсь данной работой?
Если ответ на этот вопрос повергает вас в уныние, дело плохо. Часто ответ звучит так: «Чтобы заработать деньги», или «Этого требует мой начальник» или «Таков регламент нашей компании». По сути это означает, что лично для себя вы занимаетесь вынужденным или бессмысленным делом. Отыскать в себе энтузиазм для подобной задачи практически невозможно. Если же ваш ответ: «Эта работа мне приносит удовольствие», «Мое дело меня вдохновляет», «Это развивает меня как профессионала» или «Так я делаю вклад в развитие компании», ваша мотивация и продуктивность на высоком уровне.
Вопрос 2. Какая задача решается в процессе?
Убедитесь, что вы не занимаетесь решением воображаемых трудностей. К примеру, авторы методики Хенссон и Фрайд считают, что никакую, абсолютно никакую задачу не решает построение графиков, диаграмм, таблиц, составление отчетов и километровых столбиков с цифрами. Вся эта «аналитика» призвана создать видимость бурной работы, но на деле лишь отнимает время. Американские предприниматели построили миллионный бизнес без совещаний и отчетов, всего с 20 сотрудниками в штате — потому что придерживались принципа «делать только то, что нужно».
Вопрос 3. Несет ли мое дело пользу?
Этот вопрос — логичное продолжение предыдущего. Спросите себя: «Кому конкретно станет хорошо, если я заполню эту таблицу в Excel? Слепо выполнять правила только потому, что «так принято» — очень вредно для продуктивности. Вы можете обратиться к начальнику, чтобы разъяснить для себя смысл выполняемых задач, а заодно пересмотреть неэффективные или изжившие себя алгоритмы. В конечном счете, вы должны положительно ответить на вопрос: «Смогут ли клиенты получить на выходе более ценный продукт?». Если нет, преобразования рабочего процесса нужно продолжить.
Вопрос 4. Есть ли путь к цели короче?
У каждой задачи есть более простое и легкое решение, помните об этом. Нет проблем, если текущие дела вы выполняете без раздражения. Но если есть некая последовательность действий, которая раз за разом «повисает в воздухе» или грозит обернуться неприятностями (срывом сроков, растратой, конфликтом с коллегами), «уравнение» нужно упрощать. По возможности, убирайте из рабочего процесса случайные факторы, закладывайте больше времени и разграничьте зоны ответственности с людьми, которые вас подводят. Иначе, ваша продуктивность так и будет оставаться на низком уровне.
Вопрос 5. Какие действия можно выполнить взамен уже предпринимаемых?
Этот вопрос помогает в расстановке приоритетов. Да, вы привыкли по понедельникам обсуждать текущие дела на двухчасовом совещании. Но если впереди длинные праздники, а на наделе нужно успеть уйму всего, не лучше ли разойтись по рабочим местам и сделать то, что действительно неотложно? Кстати, возможность уйти на отдых с чистой совестью — важный «кирпичик» к росту вашей продуктивности.
Вопрос 6. А стоят ли усилия того?
Спрашивайте себя, чтобы не допускать бесполезных действий, неокупаемых затрат. Будьте рационализатором: выбирайте из обилия идей самые простые и быстро реализуемые. «Редактируйте» свою работу или бизнес, чтобы вовремя отделять балласт и не разрываться между одинаково важными направлениями. Можно поучиться у Гордона Рамзи, известного шеф-повара: первое, что он делает для «возрождения» ресторана — сокращает перечень в меню до необходимого минимума, а затем дорабатывает блюда. Обратите внимание: он не
поддерживает ресторан финансами, персоналом, продуктами. Наоборот: Рамзи делает меньше, чтобы получить больше.
Читайте в Библиотеке КнигиКратко обзор книги Джейсона Фрайда и Дэвида Хенссона «Rework. Бизнес без предрассудков»