Антон Ченских, Юрист арбитражной практики компании «Вегас-Лекс», Москва
- Как решить конфликт с партнером в досудебном претензионном порядке
Как не потерять ценного делового партнера, нарушающего обязательства, и в то же время защитить свои интересы? Эффективным инструментом при решении таких проблем становится претензия партнеру. Скорее всего, в договоре с партнером приведен пункт о досудебном претензионном порядке урегулированию споров. Такой пункт считается классическим в каждом договоре аналогично форс-мажорным обстоятельствам.
Срочно проверьте своих партнеров!
Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное - перечень выявленных нарушений!
Юристы на практике расценивают претензионный досудебный порядок как последний призыв к примирению сторон перед началом судебных тяжб. Чтобы досудебный претензионный порядок действительно помог решать проблему, требуется грамотный подход к оформлению претензии.
1. Досудебный претензионный порядок – юрист должен уделить особое внимание содержанию претензий. Необходим лаконичный, юридически грамотный и понятный текст документа. Должны подробно излагаться свои доводы, содержа ссылки на законы и судебную практику. В претензии требуется четкое описание мер воздействия, которые будут приниматься при отказе партнера от двустороннего разрешения конфликта (судебное заявление, жалоба регулятору: Федеральная антимонопольная служба, ЦБ России и пр.).
Оппоненту по содержанию претензии должна быть понятна готовность вашей компании решать вопрос уже в судебном порядке. А указанные доводы в претензии должны быть веским основанием для вынесения подходящего вам решения. Но и не стоит прибегать к угрозам в своей претензии – это настраивает человека на вражду, возможно открытое противостояние. Следует придерживаться максимально вежливого тона при составлении документа – но при этом должен подчеркивать вашу решительность и готовность отстаивать свои интересы.
Грамотно составленная претензия способна обеспечивать ощутимый психологический эффект в отношении делового партнера. Если благодаря претензии сможете убедить в своей правоте, то оппонент может сомневаться в возможности и дальше не исполнять обязательства по договору.
2. Другой значимый момент работы над претензией – определить адресата. В частности, направлять претензию в отношении компании следует топ-менеджменту, а не юридическому департаменту. При составлении претензии в расчете на юриста, то его профессиональные амбиции могут оказаться выше корпоративных интересов своей компании. Юрист в таком случае может придерживаться довольно простой логики – при большем объеме работы у него, тем более он значим для самой компании. Даже в ситуации, когда юрист понимает вашу правоту, он может быть заинтересован в судебном слушании, вопреки корпоративным интересам предприятия.
При долгосрочных отношениях с контрагентом, всё же рекомендуем по одной претензии составить сразу два документа. Один документ составляется для Генерального Директора предприятия, а другой уже будет направлен юристу. Руководству при этом следует доносить предельно простой и ясный вариант – не стоит использовать множество сложных юридических терминов. Попробуйте прочесть составленный документ и взглянуть на него глазами партнера – действительно ли всё понятно, нет ли сложных терминов. Второй документ, для юриста, может составляться уже с необходимыми юридическими аспектами, соответствующей профессиональной аргументацией. Рекомендуем оформлять документ для юристов в идее приложения к первому варианту – если топ-менеджер захочет, чтобы его юристы подтвердили обоснованность выдвинутых требований в правовом поле.
3. Если возникли разногласия с дочерней компанией, направлять претензию следует в головную. Многие компании стремятся ревностно поддерживать свой корпоративный имидж. Даже мельчайшая информация, способная негативно сказаться на репутации фирмы, может сказаться на доверии деловых партнеров, цене продукции и общей ситуации на рынке. Каждому топ-менеджеру в такой ситуации понятно – лучше будет сразу решить возникший конфликт, не придавая его огласке и не доводя до судебного разбирательства. Ведь никто заранее не может предугадать результат подобных судебных споров.
Не стоит полагать, что главы непубличных организаций не заинтересованы в досудебном урегулировании споров. Ведь для некоторых важное значение имеет авторитет среди деловых партнеров, другие ценят информацию в СМИ и пр.
Претензия партнеру должна составляться с учетом конкретных обстоятельств, индивидуально. Не может быть универсальных решений для каждого случая. И даже при подаче претензии, всё равно могут потребоваться длительные, сложные переговоры. Но они оказываются оправданными. Ведь претензионный порядок рассмотрения споров позволяет значительно сократить необходимые финансовые затраты и потери времени, с возможностью остаться с оппонентом деловыми партнерами и в дальнейшем.
«Вегас-Лекс».
Сфера деятельности: оказание юридических услуг.
Форма организации: ЗАО.
Месторасположение: Москва, Волгоград, Краснодар.
Численность персонала: 100.
Основные клиенты:«Астраханьгазпром», «Байерсдорф», ВНИПИнефть, «Вологдаэнерго», Дальневосточная генерирующая компания, ФГУП «Дирекция развития города Сочи», Корпорация развития Южной Якутии, «М.Видео», МГТС, Минтранс России, «Мосэнергосбыт», МТС, Национальная резервная корпорация, «Нидан Соки», РЖД, РОСНО, «Росэнергоатом», АФК «Система», «Тайга капитал», «Тетра Пак», «Техносила», «Трансаэро», «Уралхимпласт», «Хабаровскэнерго», Ямальская железнодорожная компания и др.
Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу