Фото: Shutterstock
Дмитрий Ширяев, Руководитель направления судебной практики аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз», Москва
В этой статье Вы прочитаете
- 3 примера, когда компаниям удалось призвать к ответственности недобросовестных контрагентов
По новым правилам компания не может просто отказаться от сделки с недобросовестным контрагентом. Надо проверять полученный товар и сроки поставки. Существует всего два основания, когда Вы можете попытаться расторгнуть договор с неугодным поставщиком. Во-первых, компания получила товар ненадлежащего качества или с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Вас срок. Во-вторых, контрагент в очередной раз сорвал сроки поставки груза. Кроме того, Вы можете попытаться взыскать убытки, которые понесли из-за несогласованных действий продавца. Опыт Ваших коллег поможет найти оптимальное решение, как призвать к ответственности недобросовестного контрагента.
ТОП-6 самых важных статей для руководителя:
- Как ваши коллеги пока еще пытаются экономить на налогах, хоть это и опасно
- 16 вопросов «с подковыркой», которые стоит задавать на собеседовании
- Что сказать клиенту в ответ на фразу «Нам ничего не нужно»
- 11 мошеннических схем, о которых должен знать каждый
- Что делать, если к Вам пришли люди в масках
- 10 фраз, которые не следует говорить своим сотрудникам
3 примера, когда компании призвали к ответственности недобросовестных контрагентов
Пример 1. Возврат предоплаты за некачественный товар. Петербургский мельничный комбинат (покупатель) и компания «Арчеда-продукт» (продавец) заключили договор поставки на 15 т. хлопьев зерновых (общая сумма 315 тыс. руб.). Комбинат внес предоплату в размере 183 тыс. руб., после чего товар был ему полностью отгружен. В ходе приемки покупатель обнаружил в хлопьях стороннюю примесь, что подтверждают результаты лабораторных исследований, акт о браке с указанием дефектов, а также заключение о невозможности дальнейшего использования продукта. К аналогичным выводам пришел и эксперт ТПП Санкт-Петербурга, к которому обратился комбинат, получив отказ поставщика признать ненадлежащее качество товара. Комбинат предложил продавцу провести совместную выборку некачественной продукции, но в ответ тот пожелал забрать все 15 т. Поставщик получил товар, однако предоплату так и не вернул. Комбинат обратился в суд, но продавец подал встречный иск. По его мнению, покупатель обязан возместить 49 тыс. руб. расходов за доставку, а также 157,5 тыс. руб. за необоснованный отказ от товара. С учетом предоплаты задолженность составляет 23,5 тыс. руб. (49 000 + 157 500 – 183 000). Однако суд не поддержал поставщика: комбинат, обнаружив неустранимые недостатки хлопьев, согласно с пунктом 2 статьи 475 Гражданского кодекса РФ, имеет право отказаться от сделки с возмещением средств либо потребовать замену товара. Кроме того, первичные документы подтвердили обоснованность отказа от продукции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.03.2014 по делу №А56-24486/2013).
Пример 2. Возврат денег из-за затягивания сроков поставки. Компания «Меркатор Холдинг» обратилась в суд с требованием расторгнуть договор с заводом «СпецАгрегат», взыскать с него задаток, неустойку, а также сумму убытков. При подписании договора фирмы утвердили график поставок снегопогрузочных машин, необходимых заказчику для выполнения госконтракта. В середине осени произошел сбой. Покупатель, не получив партию оборудования, направил заводу уведомление с требованием восполнить недостачу до конца месяца. Но поставщик проигнорировал требование. Тогда покупатель предложил расторгнуть договор, вернуть предоплату и возместить неустойку в размере 252 тыс. руб., которую компания была вынуждена выплатить госзаказчику за нарушение условий сделки. В ответ поставщик направил встречную претензию с требованием принять и оплатить товар. В итоге суд встал на сторону покупателя. Во-первых, график поставок предусмотрен приложением к договору и претензий к нему у поставщика нет. Во-вторых, стороны обязаны исполнять условия сделки надлежащим образом (ст. 309 и 310 ГК РФ). В-третьих, если недобросовестный контрагент, получивший предоплату, не передает товар в установленный срок, он обязуется вернуть деньги покупателю (п. 3 ст. 487 ГК РФ). Таким образом, покупателю удалось расторгнуть договор и возместить около 15,3 млн руб. (постановление ФАС Уральского округа от 30.09.2013 №Ф09-8797/13).
Пример 3. Взыскание убытков с недобросовестных контрагентов. Компания «Урман» заключила договор с колхозом «Октябрь». Покупатель должен был вывезти 1 тыс. кубометров пиловочника хвойного с территории колхоза. Но когда он приехал за грузом, его на складе не оказалось. «Урман» направил продавцу претензию с требованием восполнить недостачу, но вместо материала получил назад 1 млн руб. предоплаты. Из-за срыва сделки компании пришлось заключить договор о поставке с другой фирмой, но по более высокой цене (недобросовестные контрагенты предлагали 1700 руб. за кубометр материала; второй – 2100). Чтобы взыскать убытки, покупатель обратился в суд, который признал его требования обоснованными. В статье 524 Гражданского кодекса РФ говорится, что если поставщик не доставит нужное количество товара в срок, покупатель может приобрести его у другой фирмы, а дополнительные затраты взыскать с первого (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.08.2013 по делу №А28-9067/2012).
Как защитить себя от недобросовестных контрагентов: советы Генеральным Директорам
Чтобы обезопасить компанию от сотрудничества с недобросовестными контрагентами и технических рисков, рекомендую сделать следующее:
1. Проверяйте, указаны ли в договоре сроки доставки товара, например следующим образом: «поставщик передает все количество товара покупателю в течение 70 рабочих дней с даты получения продавцом 50-процентной предоплаты». Тогда в случае задержки Вы легко сможете расторгнуть сделку, уведомив об этом контрагента. Такую позицию поддерживают и суды (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15.04.2014 по делу №А39-2116/2013, Московского округа от 19.02.2009 по делу №А40-36182/08-97-219). Не лишним будет указать дни (рабочие или календарные), когда рассчитываются сроки.
2. Письменно уведомляйте партнера о намерении разорвать контракт со ссылкой на причину Ваших действий. Кроме того, предусмотрите пункт о сроках извещения (например, в течение трех дней с момента получения груза). Чтобы убедить продавца включить в договор дополнительные основания для его расторжения, укажите, что они будут действовать для обеих сторон (например, в случае задержки не только поставки, но и оплаты). Если Вы планируете общаться по электронной почте, то в договоре нужно зафиксировать адреса почтовых ящиков и указать, что переписка в Сети является официальной, независимо от того, используют ли компании электронную цифровую подпись.
3. Требуйте указывать в договоре фактический адрес компании. Помните, если письмо не будет доставлено контрагенту из-за того, что он отсутствует по указанным в документе координатам, договор будет считаться расторгнутым (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.10.2010 по делу №А56-65433/2009).
Справка
АКГ «Уральский союз»
Сфера деятельности: аудиторско-консалтинговые услуги
Численность персонала: 90
Годовой оборот: более 311 млн руб.
Место в рейтинге: входит в топ-40 аудиторско-консалтинговых групп (по версии журнала «Эксперт», 2013 год)
Основные клиенты: компании «Волготанкер», «Оборонсервис», «Роснефтефлот», «Сатори», завод «Сланцы»