Недобросовестные контрагенты: как призвать их к ответственности

5621
Недобросовестные контрагенты: как призвать их к ответственности

Фото: Shutterstock

Дмитрий Ширяев, Руководитель направления судебной практики аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз», Москва


В этой статье Вы прочитаете 

  • 3 примера, когда компаниям удалось призвать к ответственности недобросовестных контрагентов

По новым правилам компания не может просто отказаться от сделки с недобросовестным контрагентом. Надо проверять полученный товар и сроки поставки. Существует всего два основания, когда Вы можете попытаться расторгнуть договор с неугодным поставщиком. Во-первых, компания получила товар ненадлежащего качества или с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Вас срок. Во-вторых, контрагент в очередной раз сорвал сроки поставки груза. Кроме того, Вы можете попытаться взыскать убытки, которые понесли из-за несогласованных действий продавца. Опыт Ваших коллег поможет найти оптимальное решение, как призвать к ответственности недобросовестного контрагента.

3 примера, когда компании призвали к ответственности недобросовестных контрагентов 

Пример 1. Возврат предоплаты за некачественный товар. Петербургский мельничный комбинат (покупатель) и компания «Арчеда-продукт» (продавец) заключили договор поставки на 15 т. хлопьев зерновых (общая сумма 315 тыс. руб.). Комбинат внес предоплату в размере 183 тыс. руб., после чего товар был ему полностью отгружен. В ходе приемки покупатель обнаружил в хлопьях стороннюю примесь, что подтверждают результаты лабораторных исследований, акт о браке с указанием дефектов, а также заключение о невозможности дальнейшего использования продукта. К аналогичным выводам пришел и эксперт ТПП Санкт-Петербурга, к которому обратился комбинат, получив отказ поставщика признать ненадлежащее качество товара. Комбинат предложил продавцу провести совместную выборку некачественной продукции, но в ответ тот пожелал забрать все 15 т. Поставщик получил товар, однако предоплату так и не вернул. Комбинат обратился в суд, но продавец подал встречный иск. По его мнению, покупатель обязан возместить 49 тыс. руб. расходов за доставку, а также 157,5 тыс. руб. за необоснованный отказ от товара. С учетом предоплаты задолженность составляет 23,5 тыс. руб. (49 000 + 157 500 – 183 000). Однако суд не поддержал поставщика: комбинат, обнаружив неустранимые недостатки хлопьев, согласно с пунктом 2 статьи 475 Гражданского кодекса РФ, имеет право отказаться от сделки с возмещением средств либо потребовать замену товара. Кроме того, первичные документы подтвердили обоснованность отказа от продукции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.03.2014 по делу №А56-24486/2013).

Пример 2. Возврат денег из-за затягивания сроков поставки. Компания «Меркатор Холдинг» обратилась в суд с требованием расторгнуть договор с заводом «СпецАгрегат», взыскать с него задаток, неустойку, а также сумму убытков. При подписании договора фирмы утвердили график поставок снегопогрузочных машин, необходимых заказчику для выполнения госконтракта. В середине осени произошел сбой. Покупатель, не получив партию оборудования, направил заводу уведомление с требованием восполнить недостачу до конца месяца. Но поставщик проигнорировал требование. Тогда покупатель предложил расторгнуть договор, вернуть предоплату и возместить неустойку в размере 252 тыс. руб., которую компания была вынуждена выплатить госзаказчику за нарушение условий сделки. В ответ поставщик направил встречную претензию с требованием принять и оплатить товар. В итоге суд встал на сторону покупателя. Во-первых, график поставок предусмотрен приложением к договору и претензий к нему у поставщика нет. Во-вторых, стороны обязаны исполнять условия сделки надлежащим образом (ст. 309 и 310 ГК РФ). В-третьих, если недобросовестный контрагент, получивший предоплату, не передает товар в установленный срок, он обязуется вернуть деньги покупателю (п. 3 ст. 487 ГК РФ). Таким образом, покупателю удалось расторгнуть договор и возместить около 15,3 млн руб. (постановление ФАС Уральского округа от 30.09.2013 №Ф09-8797/13).

Недобросовестные контрагенты: как призвать их к ответственности

Пример 3. Взыскание убытков с недобросовестных контрагентов. Компания «Урман» заключила договор с колхозом «Октябрь». Покупатель должен был вывезти 1 тыс. кубометров пиловочника хвойного с территории колхоза. Но когда он приехал за грузом, его на складе не оказалось. «Урман» направил продавцу претензию с требованием восполнить недостачу, но вместо материала получил назад 1 млн руб. предоплаты. Из-за срыва сделки компании пришлось заключить договор о поставке с другой фирмой, но по более высокой цене (недобросовестные контрагенты предлагали 1700 руб. за кубометр материала; второй – 2100). Чтобы взыскать убытки, покупатель обратился в суд, который признал его требования обоснованными. В статье 524 Гражданского кодекса РФ говорится, что если поставщик не доставит нужное количество товара в срок, покупатель может приобрести его у другой фирмы, а дополнительные затраты взыскать с первого (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.08.2013 по делу №А28-9067/2012).

Как защитить себя от недобросовестных контрагентов: советы Генеральным Директорам

Чтобы обезопасить компанию от сотрудничества с недобросовестными контрагентами и технических рисков, рекомендую сделать следующее:

1. Проверяйте, указаны ли в договоре сроки доставки товара, например следующим образом: «поставщик передает все количество товара покупателю в течение 70 рабочих дней с даты получения продавцом 50-процентной предоплаты». Тогда в случае задержки Вы легко сможете расторгнуть сделку, уведомив об этом контрагента. Такую позицию поддерживают и суды (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15.04.2014 по делу №А39-2116/2013, Московского округа от 19.02.2009 по делу №А40-36182/08-97-219). Не лишним будет указать дни (рабочие или календарные), когда рассчитываются сроки.

2. Письменно уведомляйте партнера о намерении разорвать контракт со ссылкой на причину Ваших действий. Кроме того, предусмотрите пункт о сроках извещения (например, в течение трех дней с момента получения груза). Чтобы убедить продавца включить в договор дополнительные основания для его расторжения, укажите, что они будут действовать для обеих сторон (например, в случае задержки не только поставки, но и оплаты). Если Вы планируете общаться по электронной почте, то в договоре нужно зафиксировать адреса почтовых ящиков и указать, что переписка в Сети является официальной, независимо от того, используют ли компании электронную цифровую подпись.

3. Требуйте указывать в договоре фактический адрес компании. Помните, если письмо не будет доставлено контрагенту из-за того, что он отсутствует по указанным в документе координатам, договор будет считаться расторгнутым (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.10.2010 по делу №А56-65433/2009).

Справка


АКГ «Уральский союз»
Сфера деятельности: аудиторско-консалтинговые услуги
Численность персонала: 90
Годовой оборот: более 311 млн руб.

Место в рейтинге: входит в топ-40 аудиторско-консалтинговых групп (по версии журнала «Эксперт», 2013 год)
Основные клиенты: компании «Волготанкер», «Оборонсервис», «Роснефтефлот», «Сатори», завод «Сланцы»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль