Логотипы и товарные знаки на сувенирную продукцию или форменную одежду наносят в рекламных целях. Но ФАС признает это рекламой, только если вы распространяете сувениры или одежду среди клиентов, в том числе в виде подарков.
Маркировать такую рекламу не придется, но нужно, чтобы она не нарушала общие требования закона. ФАС утвердила новое руководство, которое поможет отличить рекламу от простого информирования и не нарваться на штрафы (приказ от 14.11.2023 № 821/23).
Елена Белова, эксперт Системы Генеральный Директор, юрист, аудитор (Актион Управление)
Онлайн-реклама – это реклама в сети Интернет, в том числе в социальных сетях, на баннерах, в рассылках, на телеграм-каналах, через блогеров, платные ссылки и др. Узнайте из решения Системы Генеральный Директор, что считают рекламой и как работать с ней в интернете с учетом последних изменений законодательства.
Реклама на сувенирах и одежде
Чтобы информацию признали рекламой, она должна одновременно соответствовать нескольким условиям. А именно: ее распространяют любым способом и в любой форме, она адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
Логотипы и товарные знаки на сувенирной продукции или одежде – это тоже реклама, поскольку соответствуют всем признакам. Но ФАС считает, что соблюдать все требования закона о рекламе для такой информации нужно не всегда.
Если вы используете сувенирную продукцию непосредственно в своей деятельности и для собственных нужд, это не считается рекламой, поскольку вы не распространяете информацию. То есть можно не опасаясь носить одежду с логотипом в качестве рабочей формы или использовать брендовые ручки, бокалы, пепельницы, салфетки и т. п. при обслуживании клиентов, например, в местах продаж. Но если продукцию вы раздаете в качестве подарков текущим или потенциальным клиентам, то такие акции могут признать распространением рекламы. А значит, нужно соблюдать как общие (добросовестность и достоверность), так и специальные требования закона, например, для медицинской или алкогольной продукции. Иначе компанию могут оштрафовать на сумму от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.3 КоАП).
Реклама в интернете
Рекламу, которую вы распространяете через интернет, в том числе через мессенджеры или социальные сети, необходимо маркировать. За распространение интернет-рекламы без идентификатора возможен штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. (ч. 16 ст. 14.3 КоАП). Но не любая информация о товарах или компании считается рекламой. Например, каталог товаров в интернет-магазине. Эти сведения извещают посетителей об ассортименте, условиях покупки, ценах, скидках и правилах пользования, то есть носят справочно-информационный характер. А значит, и маркировка не требуется. Но если вы выделяете товар из массы однородных каким-либо способом, это уже реклама. Например, вешаете статичный баннер на все страницы сайта, используете всплывающие окна или другой цветовой фон.
ФАС также не считает рекламой результаты поисковой выдачи, так как цель распространения такой информации – непосредственный ответ на запрос пользователя. Но контекстную рекламу нужно маркировать.
Не относятся к рекламе отзывы покупателей, которые размещены в специальном разделе сайта. Это лишь личное мнение покупателей. Аналогично – отзывы о товаре на личной странице покупателя в соцсетях. Но в некоторых случаях отзывы на личных страницах в соцсетях могут посчитать рекламой. А именно: если отзыв составлен так, что он будет формировать интерес к товару, например чрезмерно описывать его достоинства, призывать к покупке.
Отметим, что эти правила ФАС хочет прописать в самом Законе о рекламе.
Источники: приказ ФАС от 14.11.2023 № 821/23.