Вопрос
Есть ли данные по объему рынка БАДов в России? Интересно узнать, насколько рентабельным может быть бизнес по продаже добавок сегодня.
Ответ
Рынок БАДов начал активно расти в пандемию. По данным ROIF Expert, его суммарный объем в 2021 году превысил показатель прошлого периода на 36 процентов. Продажи этих препаратов за год в денежном выражении выросли на 450 процентов.
По подсчетам ВЦИОМ, в прошлом году более половины россиян принимали витамины, минеральные вещества или аминокислоты. По некоторым данным, объем рынка БАДов оценивают в 165–170 млрд руб. При этом игроков в секторе немного, но большинство демонстрируют хороший рост, вплоть до 80 и даже 120 процентов за год.
Среди главных причин бурного развития рынка — относительно низкое бюрократическое давление на производителей. В России до сих пор нет официальной классификации биодобавок, а наценка на них не регулируется государством. БАДы относятся к безрецептурным препаратам, у них нет ограничений в доставке.
Как оценить потенциал рынка сбыта новой продукции
Чтобы составить достоверный план продаж для инвестиционного проекта, отталкивайтесь от возможности сбыть его продукцию. Исследуйте рынок так, чтобы получить представление о перспективах реализации, а также заложить основу для разработки стратегии и оперативного плана по маркетингу. Инструкцию по исследованию рынка вы найдете в рекомендации Системы Генеральный Директор.
По большому счету, производить их выгоднее, чем лекарства. И еще проще продавать и рекламировать. Поэтому сейчас доля БАДов растет не только в ассортименте аптек, но и в нефармацевтической рознице: супермаркетах, магазинах у дома, маркетплейсах.
До недавнего времени крупным игроком на рынке была иностранная платформа iHerb. Сейчас она приостановила работу.
Крупные российские производители спешно решают проблемы с доставкой сырья из Европы. У многих грузы зависли надолго, несмотря на оплаченные счета. В выигрыше оказались те компании, которые работают на сырье из дружественных стран. В случае компании Supplement Group — это Китай.
Мнение эксперта
«Не хватает квалифицированных сотрудников и рецептуры»
Supplement Group — небольшой российский производитель БАДов с заводом в Курской области и удаленными сотрудниками в регионах. За семь лет работы на рынке компания перешла от выпуска спортивного питания к производству БАДов и витаминов, освоила несколько популярных форм выпуска продукции, запустила линию СТМ и начала делать добавки под клиентскими брендами. Уход iHerb стал одним из факторов будущего успеха нашей компании. Люди, которые покупали на этой платформе, перешли на маркетплейсы, где Supplement Group представлена с витаминами и БАДами собственных брендов.
Сейчас спрос на нашу продукцию заметно вырос. Например, за первые две недели марта мы продали на 10,5 млн руб. Этот объем вдвое превышает продажи прошлого декабря — хорошего на тот момент месяца. Для сравнения: в феврале мы продали на 12 млн руб.
Риски
Быстро покрыть рынок не получится. В апреле мы запустили цех по производству мягкой желатиновой капсулы. Но это результат заблаговременной работы. Решение об открытии цеха было принято еще в прошлом году. От замысла до его воплощения прошло восемь месяцев.
Наверняка будет не хватать мощностей. Производство располагается на площади 560 кв. м. В двух цехах 16–18 сотрудников. За февраль они произвели 72 тыс. банок БАДов.
Накануне валютного скачка мы выкупили по прежнему курсу полуавтоматический капсулятор. Один уже был. Второй даст прирост в тысячу банок готовой продукции в смену. Но и этого будет мало, чтобы удовлетворить спрос. Он растет параллельно с загруженностью сопутствующего производства: сейчас изготовителям БАДов не хватает банок и прочих фасовочных форм.
Ощущается недостаток квалифицированных сотрудников и рецептуры. Несмотря на кажущуюся простоту, производство БАДов достаточно капризное. Покупка таблеточного пресса не гарантирует, что вы сможете выпускать витамины в таблетках.
В нашем случае первые образцы таблеток размокали, рассыпались и так далее. Очень важно подобрать выверенную рецептуру. Сделать это может только человек с «прямыми» руками. То есть нужны квалифицированные технологи и качественные рецепты.
Также есть неопределенность с маркировкой. Ее то вводят, то отменяют. Рынку нужна ясность. В идеале хочется забыть о маркировке и удовлетворять возросший спрос.
В отдельных сферах бизнеса из-за ухода крупных игроков наметился очевидный тренд на ослабление конкуренции
Менее очевидный, но все же реальный риск — проблемы у ключевых поставщиков. Так, недавно мы сделали интеграцию с Ozon.Rocket — это доставка продукции конечным потребителям с помощью логистической инфраструктуры Ozon. Однако сейчас Ozon — убыточная компания. Непонятно, как она поведет себя в ближайшем будущем.
Решения
Будем расширяться. Мы уже начали достраивать дополнительные производственные помещения площадью 600 кв. м. Иначе негде будет размещать мощности.
Начнем осваивать аптечный рынок. Он гораздо более емкий, нежели рынок маркетплейсов. Пока мы не заходили туда, потому что не позволяли производственные мощности. Сейчас же это окно возможностей.
Почистим ассортимент. Мы делали это и раньше. Но теперь безжалостно выводим продукты с высокой себестоимостью и низкой оборачиваемостью, потому что они конкурируют за производственные ресурсы.
Перейдем на централизованные закупки. Раньше не хотели замораживать деньги в запасах. Однако сейчас объем рынка изменился, и мы идем в самостоятельный импорт по объемообразующим позициям (витамин Д3, магний, биотин и т. д.).
Расширим штат. Уже набираем персонал, который затем начнет работать на аптечном направлении. Задача — сформировать подразделение с руководителем, который не будет зависеть от меня.