Генеральный Директор

B2b продажи: принцип построения, особенности развития

  • 6 декабря 2019
  • 448
B2b продажи: принцип построения, особенности развития

Торговые компании, которые ведут деятельность с частными лицами сталкиваются с серьезными препятствиями при открытии бизнес-направления для юридических лиц. Это связано с тем, что рынок и покупатели в этом сегменте требуют совсем иного подхода к переговорам и системе сбыта. В статье рассмотрим этот вопрос на примерах подробнее.


Вы узнаете:

Особенности b2b продаж

Ключевым отличием бизнес-рынка от b2c является клиент – это предприятия и организации, то есть, юридические лица. Принимая решения о покупках, они опираются на годовой бюджет, взаимодействие с ними основано преимущественно на логике. Это значит, что импульсивные покупки исключаются, а каждый продукт важно продвигать за счет веских аргументов.

B2b продажи имеют ряд особенностей, влияющих на путь развития компании:

Большие сделки

Если в розничной торговле большой чек бывает чаще на покупках премиум-товара или партии для личного пользования, то при взаимодействии юридических лиц сделки на десятки тысяч долларов - не редкость. 

Сроки оплаты

Когда речь идет о серьезных объемах сбыта, повышается ответственность переговорщиков и закупочного комитета. Документы проверяют на предмет соблюдения законодательства, обращают внимание на деловую репутацию партнеров среди других заказчиков.

Разделение ответственности 

Даже при простых продажах услуг b2b принимать решение о заключении договора может несколько человек, а не один, как в обычной торговле. Например, чтобы подключить услугу связи потребуется согласие генерального директора, начальника отдела безопасности и IT-директора так как вопрос касается области ответственности каждого из них.

Ограниченная АКБ

Количество потенциальных покупателей при работе с предпринимателями намного меньше, чем в случае с массовой торговлей. В отрасли тяжелого машиностроения клиентская база может состоять всего из сотни организаций. Это накладывает определенный отпечаток на принцип контактирования с ней: специалисты действуют исходя из стратегического подхода, а не продавливают разовую покупку.

Отношения с клиентами

Выстраивание долгосрочного взаимодействия – это ключ к успеху при контактах с предприятиями. Переговоры менеджеры ведут с конкретными ответственными лицами, и чем лучше с ними общение, тем больше шансов продвинуть свой ассортимент.

✪ Читайте о том, как вернуть b2b-клиентов, которые ушли по вашей вине »

Как выйти на зарубежные рынки

Узнайте из статьи электронного журнала «Генеральный Директор», как реальные компании смогли выйти на международный рынок и с какими проблемами им пришлось столкнуться.

Узнать примеры из практики

Чем b2b продажи отличаются от b2c

Если рассматривать вопрос глобально, то принцип сбыта и построения точек касания с целевой аудиторией в сфере розничной торговли и при реализации услуг компаниям похож. Отличия чаще всего обусловлены спецификой бизнеса и применяемых техник, но есть и те, что формируются изначально как базовые различия:

Повод покупки

В b2b продажах продукт рассматривается фирмой по трем причинам: с целью дальнейшей перепродажи, для того чтобы улучшить текущие процессы и как часть производственной цепочки. Решение принимается с точки зрения логики, поэтому импульсивные покупки ненужных вещей встречаются крайне редко.

Система сбыта

Самым надежным способом продвижения услуг за последние десять лет себя показала стратегия активных b2b продаж. Его принцип – необходимо самостоятельно инициировать контакты с клиентами, чтобы продавать. В сфере b2c этот способ применяется редко из-за трудозатрат – охватить миллионы человек посредством звонков менеджера – это малоэффективный подход для розницы.

Маркетинг

Лица, принимающие решения о покупке в фирмах, не подвержены влиянию эмоциональных сообщений и громких обещаний. Поэтому стандартные слоганы «Купи 2 по цене 1» или «Только сегодня у нас скидки на весь модельный ряд» не подходят для продвижения. 

Ценообразование

В розничной торговле работа ведется по конкретной наценке, а скидка предоставляется по специальным картам и не сильно снижает прибыль. В работе с компаниями могут применяться имиджевые сделки, когда наценка минимальна, а фирма жертвует прибылью для получения в свой портфель важного клиента.

✪ Узнайте из нашей статьи классические, новые и нестандартные методы продаж для B2B и B2C »

Как построить воронку продаж b2b

Чтобы создать полноценный отдел сбыта и наладить результативные контакты с заказчиками, понадобится определенная структура действий. Подготовить ее можно с помощью регламентов, досконально описывающих процедуру реализации товаров. Для этого нужно написать ее по основным этапам b2b продаж:

Анализ ЦА

Проводится не только при запуске стартапа, но и на повседневной основе перед звонком руководителю. Информация о предприятиях меняется со временем: появляются запросы, отказы, меняются ответственные лица. Своевременное исследование ситуации поможет поставить верную цель на встречу. 

Например, если был конфликт с клиентом, то не разумно встречаться с ним для презентации очередного продукта, необходимо сперва наладить отношения. 

Установление контакта

Организации используют различные каналы продаж b2b покупателям – интернет, личный визит и прочие. В зависимости от выбранного способа меняется и этап: звонок потребует общения с секретарем и применения зацепочных фраз, а реализация через сайт - продающих текстов и интуитивно понятного интерфейса.

Выявление потребностей

Шаг воронки, на котором компания получает информацию об имеющихся проблемах и запросах у потенциального потребителя. Ключевую ценность на нем имеют данные – отталкиваясь от них и делается презентация услуг.

Для качественной работы на этом этапе применяются СРМ системы с фиксацией итогов переговоров, облачные технологии связи с возможностью записывать разговор. Специалистов отдела b2b продаж необходимо обучить техникам переговоров, например, СПИН.

Рассмотрение предложения

Когда потребности ясны, формируется коммерческое предложение, которое должно не просто «показать клиенту цифры», но и продемонстрировать выгоды. При небольшом объеме активной клиентской базы рекомендуется делать это индивидуально, чтобы опции продукта были максимально настроены на покупателя. В обратном случае понадобятся типовые решения.

Самый важный аспект на этом этапе – прозрачность ценообразования. Рынок b2b продаж давно перешел к модели открытых и честных переговоров, поэтому чем понятнее условия, тем больше вероятность заключить сделку.

Проверка и согласование документов

Часто предприниматели не учитывают этот шаг в своих воронках, но на нем довольно часто срываются договоренности. Причины разнообразны:

Организация должна наладить процесс подписания документов. Для этого следует провести работу с юридическим отделом и подготовить максимально безопасный и понятный пакет бумаг. Параграфы, подлежащие редактированию, следует выделить цветом и уведомить об этом партнера.

Завершение сделки

Скрипты продаж b2b на этом этапе чаще всего предлагают набор фраз для того, чтобы «поторопить» потенциального покупателя. Но на самом деле следует предпринять стратегические решения:

Это позволит контролировать и ускорять процесс подписания договора, а не просто ожидать ответа.

Возобновление сотрудничества

Последний шаг воронки, который включает в себя повторные визиты менеджеров для развития отношений и предложения новых услуг. Намного проще сделать вторую и третью реализацию постоянной АКБ, чем вести поиск новых потребителей. Например, в сырьевом и торговом бизнесе, повторное обращение — это периодические отгрузки новой партии товаров. 

В сложных технологических нишах, предприятие может оказывать информационную поддержку своим партнерам и проводить для них обучающие мероприятия. В сфере IT-услуг, компании чаще всего используют интернет-маркетинг и подарки.

✪ Рассказываем, как увеличить долю прямых продаж в b2b: 5 эффективных способов »

Актуальная техника b2b продаж 

В переговорах опытные специалисты используют методики, которые помогут донести предложение адресатам по четырем основным критериям ценности для организаций: финансам, времени, ресурсам коллектива и личным трудозатратам руководителя.

В последние годы обычное отношение к диалогам – по стандартным шагам и модели AIDA утратило свою актуальность. Руководители и большая часть персонала прошли большое количество обучений и легко определяют обычные техники разговора и научились им противостоять.

Современный подход – консультирование. Когда сотрудник становится «человеком клиента», его задача не продать какой-то продукт, а изучить бизнес и помочь подобрать лучшее решение. Эффективнее всего это можно сделать при использовании техник b2b продаж, связанных с маркетинговыми мероприятиями. Дополняя друг друга ,они делают предложение максимально сильным, рассмотрим одну из таких связок:

Алгоритм Характеристика-Свойство-Выгода

Универсальный метод, который позволяет сделать презентацию понятной для целевой аудитории. Он хорошо вписывается в общую схему переговоров: после получения информации о потребностях менеджер применяет «зацепочную» фразу и привязывает товар к задачам клиента. Преимущества алгоритма в том, что он позволяет донести пользу до покупателя в режиме диалога. Вот пример этой техники b2b продаж из ювелирной отрасли:

Консультативные b2b продажи

Существует два варианта работы в сфере бизнеса, один из них транзакционный – когда целью действий становится сбыт продукта любой ценой. Ассортимент навязывают заказчику, сделки «дожимаются» с помощью различных ухищрений. Такой подход изжил себя. Руководители или специалисты отдела закупа знают, что за методы применяются в переговорах и легко противостоят действиям менеджера. Подобное отношение раздражает опытных руководителей, и они могут полностью отказаться от взаимодействия с фирмой.

Современной техникой b2b продаж считается консультативный диалог, который разработал Нил Рэкхем. Цикл сделки в этом варианте никогда не завершается, даже с ее наступлением – он просто выходит на новый круг. 

Задача сотрудника сформировать потребность покупателя, помочь ему подобрать выгодное решение для организации, а не «дожимать». Поэтому считается, что он выступает в роли консультанта, который оказывает помощь партнерам. Шагов в такой системе всего четыре:

Это одна из самых эффективных систем в b2b продажах, скачать и изучить ее можно в виде книга Рэкхема «Спин-продажи»