-
-
-
Простите, что прерываем Вас...

Этот файл доступен для скачивания только зарегистрированным пользователям. Станьте им. Регистрация быстрая.

А скачивать сможете не только этот, но и сотни других полезных шаблонов и документов для управленцев.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Этот файл доступен для скачивания только зарегистрированным пользователям. Станьте им. Регистрация быстрая.

А скачивать сможете не только этот, но и сотни других полезных шаблонов и документов для управленцев.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
-

Что делать, если ключевой сотрудник уходит к конкурентам

5 января 2022
1045
Средний балл: 0 из 5
генеральный директор компании «МеталлГрупп», Москва

Что делать, если ключевой сотрудник уходит к конкурентам

Наверняка многим приходилось сталкиваться с такой проблемой: важный для компании сотрудник вдруг оказывается в штате конкурирующей фирмы и пытается, например, увести за собой клиентов. В этой ситуации самое время задуматься над тем, как минимизировать потери от действий перебежчика и что нужно изменить в компании, чтобы такое больше не повторялось.

Вы узнаете:

  • Какую ответственность несут сотрудники за разглашение важной для работодателя информации.
  • Как защитить свой бизнес от повторного возникновения угроз.
  • Как минимизировать потери от действий бывших сотрудников, перешедших к конкурентам.
  • Как директор компании «Адонис-плюс» строит беседу с сотрудниками, которые думают перейти на работу к конкурентам.
  • Как защитить коммерческую тайну компании: советы юриста.

К сожалению, несколько лет назад в моей практике был неприятный случай. Топ-менеджера, имевшего доступ почти ко всей корпоративной информации, стали переманивать конкуренты, и он не устоял перед их натиском. В результате в нашем бизнесе возникли определенные проблемы, однако мы их достаточно быстро устранили. Замечу, что полномочий у топ-менеджера хватало, заработок рос, мотивационные программы были прозрачны и привязаны к результатам работы компании, которая в то время развивалась быстрыми темпами.

После первых замеченных нами агрессивных действий компании-конкурента мы откровенно поговорили с сотрудником, и он заверил нас в абсолютной лояльности. Но конкуренты продолжали ему звонить по несколько раз в день в рабочие часы. Через какое-то время сотрудник начал нас шантажировать: увеличьте персональную мотивационную долю, повысьте статус – и у вас не будет проблем из-за моего ухода. Слышать такое от человека, который вырос как профессионал внутри компании, находился у руля оперативного управления, пользовался безусловным доверием, было по меньшей мере неожиданно. Мы прямо сказали, что подобное поведение считаем проявлением нелояльности и на уступки не пойдем. Топ-менеджер уволился.

Как вербуют ваших сотрудников

Сценариев вербовки очень много: от прямых действий конкурента до целенаправленных атак специально нанятых для этого кадровых агентств. К примеру, на выставках работники вашей компании могут неформально общаться с сотрудниками конкурирующих фирм: или Ваши стенды расположены по соседству, или же конкуренты заходят к вам, чтобы посмотреть новые образцы продукции. Иногда конкуренты предлагают где-нибудь поужинать и пообщаться. Благовидных предлогов предостаточно: обсудить, например, программы взаимной лояльности, сотрудничества в сфере ассортимента, определить перспективные регионы развития, чтобы не толкаться локтями, или что-то еще. Вот именно на таких встречах и начинается вербовка. Основная задача конкурентов – ошарашить вашего ключевого сотрудника открывающимися возможностями (прежде всего финансовыми и ресурсными) при переходе на работу в их компанию. Тут вербовщики используют абсолютно любые средства.

Нужно сказать, что не единожды пытались вербовать и меня, обещая небо в алмазах. Соблазн, скажу вам, великий! Однако, как говорится, репутация зарабатывается всю жизнь, а теряется за минуту. Вербовка может начинаться как бы в шутку, по-простецки: «Александр, вы такой классный! Много о вас наслышаны. Эх, вас бы к нам, мы б вместе тогда такие дела делали! А тут-то вас, судя по всему, не слишком ценят, да? А вы к нам приходите, зарплату назовите – дадим в два раза больше, машину дадим, с квартирой поможем внутренним кредитом! Рыбалку любите? Да? Здорово! А давайте завтра махнем, как раз компания отличная собирается. А потом – в баньку, с веничком!». И невольно у вашего сотрудника загораются глаза: вот это да, вот я какой востребованный! Очевидно, что многое из того, что ему предлагает ваш конкурент, – чистейший блеф. Но позиция вербовщика в этой ситуации почти беспроигрышна: в лучшем случае он получает работника, вооруженного знанием бизнеса нынешнего работодателя, в худшем – просто избавляется от вашего бывшего топ-менеджера, выкачав из него всю нужную информацию. А у вас и в том, и в другом случае появляются проблемы.

Что нужно предпринять немедленно

Не скрою, после ухода ключевого сотрудника над нашим бизнесом нависла угроза. Однако мы знали слабые места конкурента. Мы объяснились с собственником компании, в которую собирался перейти наш топ-менеджер, сказали, что если раньше придерживались принципов конкурентной лояльности, то после приема на работу нашего бывшего топ-менеджера лояльность больше сохранять не будем. Война никому не нужна, поэтому в итоге наш бывший сотрудник остался без работы. Кстати, допускаю, что собственник компании-конкурента (весьма достойный и уважаемый человек) действительно не знал, что творят его топ-менеджеры, к каким методам прибегают в «погоне за головами».

В течение месяца после увольнения, пока конкуренты продолжали выуживать из нашего бывшего работника информацию, мы занимались серьезной модификацией системы продаж и управления. Нужно было сделать так, чтобы информация, которая оказалась в руках конкурентов, перестала быть актуальной.

Дам несколько практических советов, какие срочные меры нужно предпринять, если ваш бывший коллега ушел к конкурентам и начинает переманивать партнеров, поставщиков и покупателей.

  1. Проинформируйте ваших партнеров, что такой-то сотрудник, ранее имевший с ними дело, более у вас не работает. Сообщите партнеру, кто будет его теперь сопровождать, познакомьте с новым сотрудником. Также объясните, что в самое короткое время в системе продаж (закупок) вашей компании произойдут изменения, которые сделают сотрудничество с вами более привлекательным.
  2. Срочно готовьте (если его еще нет) и подписывайте с работниками весь пакет документов о конфиденциальности. Учтите, что у перебежчика могут быть информаторы в вашей компании. Подписать положение о конфиденциальности надо до того, как Ваши работники приступят к обновлению системы продаж (закупок).
  3. Устраняйте темные пятна в финансовых взаимоотношениях с работниками, делайте эти отношения прозрачными и соответствующими действующему законодательству.
  4. Будьте готовы жестко реагировать на недружественные действия конкурента. В некоторых случаях можно организовать его дезинформацию, используя определенных участников рынка: война есть война. Но только «пусть это сделают люди не из нашего района», как говорил товарищ Саахов. Вы должны точно знать слабые места конкурента, чтобы при необходимости ударить по ним.
  5. Проведите аудит IT-системы компании (разграничение доступа к информации, определение регламентных режимов работы с ней, копирования, хранения и уничтожения информационных массивов и документов, контроль пользователей системы).
  6. Общаясь с сотрудниками, не замалчивайте историю с перебежчиком. Важно понять реакцию работников. Как они расценивают такой поступок: как предательство или, наоборот, как естественную реакцию на ситуацию в компании («он действительно много работал, но не получал достойного вознаграждения», «здесь его зажимали, похоронили много хороших начинаний» и пр.)? Если многие осудят перебежчика, то, скорее всего, в компании все нормально. А вот если сотрудники оправдывают его действия – это показатель серьезных проблем в компании или отделе. В этом случае я рекомендовал бы провести анонимное анкетирование, чтобы выяснить, в чем именно заключаются проблемы. Однако имейте в виду: после такого анкетирования сотрудники будут ждать реальных действий со стороны администрации и разочаруются, если Вы ничего не предпримете.

Примеры вопросов для определения атмосферы в коллективе

  • Вам нравится ваша работа?
  • Вам нравится наша компания?
  • Устранение каких основных проблем, существующих в компании, позволит вам быть абсолютно лояльным к ней?
  • Есть ли у вас реальная возможность зарабатывать в компании?
  • Есть ли у вас перспективы роста?

По материалам автора статьи

Говорит генеральный директор

Андрей Сиротенко | директор компании «Адонис-плюс», Ульяновск

Если вашего сотрудника переманивают, то наиболее вероятно, что о предложении конкурентов он сообщит вам сам. Именно так случилось недавно в моей компании. Хотя на мысль о том, что явно происходит что-то неладное, могут навести и какие-то косвенные признаки: нервозность сотрудника, ухудшившиеся показатели его работы, опоздания с обеда, участившиеся просьбы отпустить пораньше с работы и т. п.

По своему опыту скажу: не надо кидаться ублажать работника, как только он начнет намекать о возможном переходе к конкурентам. Иначе со временем намеки могут перерасти в угрозы. На первом месте среди мер, призванных сохранить сотрудника, – разговор, в ходе которого нужно выяснить, какое предложение сделали работнику, насколько оно для него заманчиво, с легким ли сердцем он готов принять предложение или его терзают сомнения (которые позволят повернуть ситуацию в благоприятную для вас сторону), насколько велика его неудовлетворенность положением в родной компании. Нужно быть готовым к тому, что сотрудник не сразу примет какое-то решение, и, возможно, через некоторое время стоит еще раз провести беседу, чтобы использовать его колебания в свою пользу. Хотя, конечно, такие разговоры не должны длиться бесконечно, иначе можно просто попасть в зависимость от подчиненного.

Полученные сведения наряду с прочим должны послужить основой для принятия решения: будете ли вы бороться за сотрудника и делать встречные предложения или придется сразу искать замену. Имеет смысл оговорить, что улучшение условий труда, изменение статуса работника (если вы делаете ему встречное предложение) – это именно предложение со стороны компании, а не уступка давлению с его стороны.

Допускать подобную ситуацию можно только один раз, чтобы в дальнейшем не было искушения шантажировать руководство. Компания – это все-таки не семья, где довольно часто нужно искать компромиссы. Поэтому, если такая ситуация возникает повторно с тем же сотрудником – нужно расставаться не задумываясь.

Немаловажно и то, насколько активны конкуренты. Если это была разовая атака, то, может быть, достаточно принять необходимые меры (побеседовать с сотрудником, как-то улучшить условия его труда) – и ситуация будет разрешена. Если же конкуренты продолжают искушать вашего сотрудника, вы, как это ни печально, находитесь в более уязвимом положении, потому что каждое новое предложение противников будет лучше вашего и моральный дух сотрудника будет постоянно находиться под давлением. Уже одно это выбивает человека из колеи, и какие-то «противоядия» здесь малоэффективны.

Если работник все-таки принял решение об уходе, надо понимать, что оно далось ему нелегко: ведь наверняка человек, достигший ключевой должности, проработал в компании немало времени и «прирос» к ней. В этом случае делать какие-то предложения уже поздно, так как для отказа от принятого решения потребуется гораздо больше моральных усилий, чем на начальном этапе размышлений. Да и компания, если все-таки не хочет расставаться с сотрудником, вынуждена будет предложить ему гораздо больше. Такое решение вопроса скорее похоже на каприз («удержу любой ценой»).

Что делать, если ключевой сотрудник уходит к конкурентам

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.