По материалам проекта "Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении"
Расскажи, как ты увольняешь людей, и я скажу, какой ты руководитель. Ни для кого не секрет, что лидеру приходится принимать непопулярные решения. Этого невозможно избежать в силу должности. Увольнение сотрудника – одно из таких решений. Однако это стресс не только для того, кого увольняют, но и для того, кто это делает. Опытные руководители делятся своими правилами грамотного увольнения.
Что мешает руководителю двигаться вперед: мнение Маршалла Голдсмита
Успешные руководители сталкиваются с «невидимым барьером», когда темп личного развития замедляется, а вскоре и вовсе останавливается. Подобная пробуксовка грозит потерей всего, чего вы добились за годы упорного труда.
Мы опубликовали 6 советов Маршала Голдсмита, которые помогут преодолеть «невидимые барьеры» и стать еще продуктивнее.
ТОП-6 самых важных статей для руководителя:
- Как ваши коллеги пока еще пытаются экономить на налогах, хоть это и опасно
- 16 вопросов «с подковыркой», которые стоит задавать на собеседовании
- Что сказать клиенту в ответ на фразу «Нам ничего не нужно»
- 11 мошеннических схем, о которых должен знать каждый
- Что делать, если к Вам пришли люди в масках
- 10 фраз, которые не следует говорить своим сотрудникам
Советы экс-СЕО General Electric Джека Уэлча
Основное правило: процедура увольнения – это совсем не то дело, которого следует перепоручать отделу по работе с персоналом. Напротив, это процесс, всю ответственность за выполнение которого руководитель должен взять на себя, руководствуясь двумя принципами: сделать так, чтобы ваше решение не оказалось сюрпризом для увольняемого и чтобы оно как можно меньше его унизило.
В своей книге «Победитель» Уэлч выделяет три вида ситуаций, связанных с увольнением. К каждой из этих ситуаций надо подходить особо. Вот эти ситуации:
Увольнение, вызванное нечестным поведением. В подобных случаях надо увольнять без малейших волнений и колебаний. Основное правило: добейтесь, чтобы все сотрудники знали, почему вы это сделали, и поняли, что последствия нарушений правил будут для всех одинаковыми.
Увольнение по причине экономического спада. Подобное увольнение не должно быть неожиданностью для работников. Каждый сотрудник, а не только руководящий состав, должен знать, как идут дела компании. Тогда, если увольнение станет неизбежным, люди, по крайней мере, будут к нему хоть как-то подготовлены.
Увольнение на основании невыполнения служебных обязанностей.
Ошибки при увольнении за плохую работу
Часто руководители совершают три грубые ошибки, увольняя сотрудников за плохую работу
- Излишняя поспешность. Когда сотрудника, эффективность работы которого уже не соответствует требованиям стремительно развивающегося бизнеса, увольняют в один день неожиданно для него и для других сотрудников.
- Недостаточность искренности. Разновидность первой ошибки. Часто бывает, что сотрудник чисто по-человечески всем нравится: дружелюбен, хорошо нашел контакт с сослуживцами. Руководитель не говорит ему открыто о недостатках его работы, а затем, после серьезного просчета, увольняет. Для такого сотрудника подобное увольнение является неожиданностью.
- Чрезмерное затягивание процесса увольнения.Эту ошибку допускают, когда процесс увольнения идет слишком медленно, что приводит к возникновению ситуации, напоминающей эффект «ходячего мертвеца». Все знают, что человека вот-вот уволят, знает об этом и сам человек. Но его босс долго ждет того момента, когда надо нажать на курок. В результате все в офисе попадают в неловкое положение, что может привести компанию к той или иной форме недееспособности
Как правильно уволить за плохую работу
Избегайте неожиданностей. Конкретный рецепт – использование жесткой системы оценок с ее систематическими плановыми и внеплановыми аттестациями. Лучший способ – хорошо отлаженный процесс оценки результатов, который является самым честным и открытым способом сделать людей информированными и подготовленными.
Сведите к минимуму горькие переживания. Итак, вы поговорили со своим сотрудником об увольнении. Но на этом ваша работа с ним не закончилась. Пока ваш работник не ушел, ведите себя с ним так, чтобы он не чувствовал себя прокаженным. Восстановите в нем уверенность в себе. Помогите ему советом. Дайте ему знать, что за пределами вашей компании он найдет хорошую работу, которая в большей степени будет соответствовать его способностям. Имейте в виду: что каждый уволенный вами сотрудник продолжает представлять вашу компанию. В течение следующих пяти, десяти или двадцати лет они могут обливать ее грязью или расточать похвалы.
Советы экс-СЕО Gillette Джеймса Килтса
Джеймс Килтс не сторонник массовых увольнений и заполнения брешей новичками. Он считает, что сотрудников, которые сталкиваются с трудностями, можно оставить в компании: не исключено, что они просто находятся не на своем месте. Если же вы все-таки приняли решение об увольнении, Килтс советует придерживаться двух основных правил. О них он рассказывает в своей книге «Ничего лишнего».
Правило 1. Не медлите. Откладывание трудного разговора не упростит задачу. Более того, ваша нерешительность может принести вред компании, да и самому увольняемому.
Правило 2. Не вешайте на сотрудника ярлык. Попытайтесь помочь ему найти себя. Помните: если кто-то не подходит для работы в вашей компании, он может оказаться звездой в другой организации.
Советы основателя McKinsey Марвина Бауэра
Марвин Бауэр считал, что к людям нельзя относиться как к балласту. Руководители должны понимать, что, создав рабочие места, компания несет ответственность перед сотрудниками. Основа кадровой политики: не решать проблемы за счет людей, не допускать сокращений из стратегических соображений.
Как смягчить последствия увольнений
Бывают ситуации, когда увольнений избежать не удается. В своей книге «Курс на лидерство» Марвин Бауэр предлагает несколько способов, как смягчить их последствия.
Способ 1. Предварительное уведомление. Чем раньше вы объявите об увольнении, тем лучше. У людей будет время, чтобы определиться с финансовыми вопросами и приступить к поиску новой работы.
Способ 2. Сокращение заработной платы. Если дела компании идут не очень хорошо, вместо увольнений лучше временно сократить сотрудникам заработную плату.
Способ 3. Выходные пособия и программы для преждевременно выходящих на пенсию. Эти выплаты, как правило, зависят от срока службы в компании.
Способ 4. Подготовка и обучение для перехода на другую работу внутри компании.
Способ 5. Помощь в поиске новой работы. В некоторых компаниях созданы службы по трудоустройству уволенных сотрудников.
Книги этих выдающихся руководителей «Победитель», «Ничего лишнего» и «Курс на лидерство» представлены в Библиотеке «Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении». Прочитать каждую из них вы сможете всего за 15 минут, поскольку мы бережно отобрали для вас только главные мысли «без воды» и повторов.