Синхромаркетингом называют деятельность организации, цель которой заключается в своевременном реагировании на изменения рынка, его структуру, а также спрос на товары и услуги. В статье рассмотрим, какие задачи решает синхромаркетинг, какие методы применяют, а также когда такой подход работать не будет.
Что такое синхромаркетинг – цели и задачи
Современный рынок отличается своими изменчивыми тенденциями. Бизнесу, особенно сезонному, бывает тяжело подстраиваться под перемены. Для того, чтобы поддерживать стабильное развитие предприятия, применяют техники синхромаркетинга.
Ключевая цель использования синхромаркетинга заключается в том, чтобы подобрать наиболее эффективные решения для стабилизации спроса на неустойчивом рынке. Такой подход позволяет стимулировать рост продаж товаров и услуг даже при колебании спроса.
Какие задачи ставит перед собой синхромаркетинг:
- Мониторинг изменений на рынке.
- Выявление причин, которые приводят к изменениям.
- Прогнозирование новых направлений.
- Внесение изменений в маркетинговую стратегию.
- Разработка и внедрение новых техник для стимулирования продаж.
- Перестраивание бизнес-процессов внутри компании.
- Анализ колебаний рынка.
- Запуск рекламных кампаний.
- Информирование целевой аудитории.
- Продвижение товаров и услуг и др.
Важно учитывать, что синхромаркетинг работает эффективно только в том случае, если компания грамотно прогнозирует потребительский спрос, особенно если речь идет о его сезонности, а также о действиях конкурентов на рынке.
Еще один распространенный случай использования синхромаркетинга – это, напротив, ажиотаж со стороны покупателей. Если компания не успевает обрабатывать поток заявок, то требуется маркетинговое вмешательство. Компания, которая своевременно не предпринимает те или иные меры, может столкнуться с финансовыми рисками.
Кто и когда применяет синхромаркетинг
Существует ряд направлений бизнеса, где синхромаркетинг играет особую роль. Это в первую очередь розничная торговля, сфера образования, туристические организации, а также другие предприятия, где наблюдается нестабильный спрос. Так, например, турагентства предлагают клиентам бронировать билеты или стимулируют их приобретать туры заранее, чтобы увеличить продажи.
Синхромаркетинг и спрос, сезонный или временный, связаны напрямую, однако есть и другие ситуации, при которых используются такие методы. Среди них:
- На рынке наблюдается повышенная активность со стороны конкурентов.
- Компания неправильно сформировала стратегию ценообразования.
- Рынок переживает экономическую нестабильность.
- Спрос стал зависеть от климатических условий.
- Возникает зависимость спроса от времени суток («час пик» и «прайм-тайм»).
- Рассинхронизация предложения и спроса (производственные возможности не совпадают с возможностями сбыта).
- Компания сталкивается с циклическими колебаниями и др.
Синхромаркетинг помогает руководителю заранее предпринять шаги, чтобы синхронизировать деятельность бизнеса с изменяющимся рынком, а также избежать материальных потерь.
Методы и примеры синхромаркетинга
Основной принцип синхромаркетинга – это его комплексность. Маркетологи занимаются исследованием рынка, изучают поведение целевой аудитории, находят новые механизмы для улучшения продаж и удовлетворения спроса потребителей. Рассмотрим наиболее эффективные методы синхромаркетинга.
Автоматизация бизнес-процессов
Если в компанию поступает увеличенный поток заявок, но она не способна обрабатывать их своевременно, то продажи рекомендуются автоматизировать – например, при помощи касс или автоматов самообслуживания.
Преимущество автоматизации бизнес-процессов заключается в том, что благодаря ей компания сохраняет всех своих клиентов и закрывает сделки даже тогда, когда с их обслуживанием не справляются менеджеры.
К другим преимуществам автоматизации относятся:
- Сегментирование целевой аудитории в зависимости от географического положения, пола, возраста, дохода, интересов и др.
- Использование алгоритма продвижения для каждого конкретного сегмента.
- Автоматизация рассылок на основе поведения клиентов на сайте.
- Поиск каналов коммуникации для взаимодействия с клиентами.
- Формирование и запуск скидочных и акционных предложений.
- Формирование программы лояльности.
- Сбор сведений из систем веб-аналитики и др.
Специальные предложения
Проведение акций помогает руководителю удержать бизнес на плаву, когда наступает пик снижения покупательского срока. Для получения качественного результата, необходимо правильно рассчитать временные рамки для проведения таких акций и стимулировать интерес целевой аудитории в конкретный момент.
Отметим, что специальные предложения могут распространяться как на весь ассортимент товаров и услуг, так и на отдельные продукты.
Как проявляется использование специальных предложений на практике? Это может быть:
- предоставление скидок при покупке на ту или иную сумму;
- скидка за покупку определенного товара;
- бесплатная доставка за покупку;
- сезонные распродажи и др.
Компенсация колебаний спроса
Чтобы компенсировать такие колебания, необходимо правильно подбирать временные рамки для введения скидок. В противном случае они могут обернуться для бизнеса финансовыми убытками. Так, например, в зависимости от времени года летом акцент делается на более легкой одежде, зимой – на куртках, пальто и шапках.
Еще один пример – это сфера питания. Часто происходит так, что особый наплыв посетителей происходит вечером, тогда как днем столики пустуют. Чтобы привлечь клиентов, используются бизнес-ланчи, которые отличаются низкими ценами.
Предварительные продажи со скидками
Этот метод способствует планированию деятельности предприятия и позволяет предсказать спрос, поэтому предварительные продажи считаются основным методом синхромаркетинга. Пример использования такой техники – снижение стоимости на услуги турагентства во время несезонных периодов.
Сезонные коэффициенты
Еще один подход, основанный на использовании системы скидок. Суть заключается в том, чтобы оставить основную стоимость продукции неизменной, а затем ввести дополнительный сезонный коэффициент. Как итог – при повышенном спросе на товар покупатели платят больше, а при сниженном – меньше в зависимости от времени года. Наличие таких коэффициентов стимулирует клиентов, а также помогает сформировать стабильный доход как минимум на год.
Предпродажи
В данном случае речь идет о работе на опережение, благодаря которой компания получает покупателей задолго до того, как товар будет произведен или оказана услуга. Основная задача в данном случае заключается в компенсации колебания спроса благодаря предварительной продаже продукции до момента, когда наступит падение спроса. В большинстве случаев предпродажи сопровождаются скидками.
Пример: если покупать авиабилеты на новогодние праздники летом, то их стоимость окажется ниже как минимум на 30-40% по сравнению с датами, которые ближе к Новому году. Таким образом авиакомпания сможет разработать график полетов заранее, управлять временем, бронировать самолеты, планировать работу сотрудников и т.д.
Дополнительные услуги
Использование такого метода синхромаркетинга необходимо тогда, когда нужно стимулировать покупателей к совершению покупки. Иногда дополнительные услуги становятся побуждающим мотивом к совершению покупки и воспринимаются как особая забота о клиенте. Когда дополнительная услуга и сервис становятся эксклюзивным предложением (никто другой такого сервиса не предлагает), это позволяет аккумулировать аудиторию вокруг компании в период колебаний спроса.
Примеры дополнительных услуг, которые может предоставлять компания:
- Бесплатная доставка товара.
- Бесплатная установка оборудования.
- Техническое обслуживание.
- Предоставление рассрочки.
- Отсрочка по оплате.
- Дополнительные непрофильные услуги и др.
Новая продукция
Если спрос на товары падает, то самое время расширять их ассортимент и запускать на рынок новые. Такой метод синхромаркетинга применяется в том числе при тестировании новых продуктов перед началом нового сезона. Кроме этого, положительный результат можно ожидать, если внедрять новые товары вместе с акционными предложениями и скидками.
Обратите внимание на то, что спрос также могут поднять нестандартные решения и продукты. Так, например, сеть McDonald’s повысила продажи благодаря новым заведениям, где с утра можно купить завтраки.
Когда синхромаркетинг не будет работать
Несмотря на преимущества синхромаркетинга, есть ряд случаев, когда такие методы не смогут отразиться на поведении клиентов. Что на это влияет:
- Продукция не востребована. Новогодние игрушки плохо продаются летом, а крем от загара – зимой. Отдельные категории сезонных товаров будут иметь спрос только в конкретный период, несмотря на попытки повысить к ним внимание.
- Слабый инструмент. Если вы решили ввести скидку на бизнес-ланч, но выбрали неправильное время, то синхромаркетинг не сработает.
- Индивидуальные характеристики покупателей. Зачастую привычки и особенности поведения целевой аудитории сказываются на том, какие решения они принимают, если речь идет о покупках.
Важно учитывать, что синхромаркетинг принесет наибольшую пользу, если использовать его не просто как отдельный инструмент, а в совокупности с другими элементами маркетинговой политики.