Для заключения сделки не обязательно подписывать двусторонний договор на бумаге или подключать ЭДО. Во многих случаях (в т.ч. для интернет-продаж) подойдет оферта, текст которой просто размещается на сайте. Оферта – что это такое простыми словами, как работает публичное предложение, зачем оферта нужна для бизнеса, какие условия в нее включить, можно ли изменить и отозвать после акцепта – рассказываем в этой статье. Вы также узнаете, может ли заменить оферта договор, и в каких случаях это невозможно, как составить оферту грамотно и можно ли внести изменения или отозвать предложение.
Что такое оферта и зачем она нужна
Что значит слово оферта? Оферта – это простыми словами предложение заключить договор, т.е. вступить в гражданско-правовые отношения, совершить сделку.
Примеры:
- прайс-лист на сайте автосервиса с указанием перечня услуг и стоимостью ремонта;
- меню в ресторане;
- штендер перед кофейней «горячий напиток за 150 рублей с 7 до 9 утра»;
- пост в соцсети фитнес-тренера с предложением онлайн-консультации;
- баннер на сайте магазина «Купи три книги – получи четвертую в подарок» и ссылкой на правила акции.
Так зачем нужна оферта? Суть оферты – закрепить существенные условия договора (предмет, цена, сроки и т.д.). Если какой-то важной информации не хватает, такой посыл расценивается просто как реклама.
Сделка считается заключенной с момента, когда получатель акцептует оферту – выразит свое согласие словом или конклюдентным действием. Само по себе предложение без акцепта не порождает никаких обязательств для сторон.
Примеры связки «оферта + акцепт»:
- прайс-лист на сайте автосервиса + заказ услуг клиентом;
- пост фитнес-тренера + запись клиента на консультацию;
- баннер на сайте книжного магазина + оформление онлайн-покупки.
Использование оферты в российском бизнесе имеет огромное значение, особенно сейчас, когда значительная доля продаж совершается через интернет. Для онлайн-магазинов это один из обязательных документов.
- Экономия времени – не нужно ждать оформления бумаг и обмена экземплярами.
- Защита покупателей – существенные условия закреплены и прозрачны (отсутствие документа на сайте / лендинге интернет-магазина грозит штрафом до 40 тыс. руб. по ст. 14.15 КоАП).
- Защита бизнеса от претензий покупателей – документ снижает риск недопонимания.
Договор публичной оферты на оказание услуг вы можете найти на сайте любой компании. Вот пример от «Яндекс Маркета».
Виды оферты
Оферта может быть: публичная и непубличная.
В первом случае продавец адресует предложение неограниченному кругу покупателей. Типичный пример как раз – штендер перед кофейней, витрина магазина или баннер акции на сайте.
Непубличная – призыв к сотрудничеству для конкретных лиц, только для тех, кому продавец лично направил предложение.
Есть еще один подвид – счет-оферта (не путать со счетом-договором). Этот документ объединяет сразу существенные условия и счет на оплату. Актуально для поставки расходников, оказания сопутствующих услуг и прочих мелких сделок, где нет необходимости согласовывать нюансы и подписывать большой договор. Покупателю в ответ на счет-оферту достаточно совершить акцепт путем оплаты.
Что значит: «Не является публичной офертой»
Эта фраза помогает предпринимателям отделить публичную оферту от рекламы и, таким образом, юридически защитить себя от обязательств по заявленным условиям.
Бизнес указывает на предварительный характер информации и оставляет себе пространство для изменения цены, сроков, ассортимента и других параметров товара при конкретном обращении клиентов – без риска быть обвиненным в нарушении оферты (см. решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2007 г. по делу № А55-15459/07).
Однако, чтобы реклама не превратилась в оферту, одной фразы недостаточно. Старайтесь не включать в объявление конкретных условий - модель/вид товара, стоимость, условия продажи, а ограничиться общей информацией. Заключение оферты происходит только после согласования всех существенных условий договора между сторонами и подписания соответствующих документов.
Может ли оферта заменить договор
После акцептования стороны обязаны выполнить взятые на себя обязательства: поставить товар, оказать услугу надлежащего качества, произвести оплату, соблюсти сроки и т.д. Если в процессе возникнет конфликтная ситуация, спор должен решаться по закону, как если бы аналогичный договор был заключен в письменном виде.
Например, покупатель оформил онлайн-заказ на мебель и перевел деньги на счет магазина – это договор купли-продажи, который регламентируется гл. 30 ГК РФ и законом о защите прав потребителей. Запись в салон красоты на процедуры, покупка абонемента в фитнес-зал, заказ такси через приложение – это договор оказания услуг, скачивание программы – договор лицензирования.
Но есть случаи, когда письменный двусторонний документ нельзя заменить офертой.
- Получение заказчиком нетиповой услуги с индивидуальными условиями.
- Сложные сделки, требующие нотариального удостоверения или госрегистрации (продажа имущества, франшиза, передача долей в ООО).
- Строгое требование письменной формы по закону – купля-продажа недвижимости, аренда на срок более года, заем свыше 10 000 рублей с участием физлица и др.
Что включить в оферту
Как оформить оферту правильно? Для оформления оферты необходимо создать документ с названием «Публичная оферта», указать дату и место составления. В начале документа следует привести используемые термины и определения. Далее нужно четко описать предмет договора, права и обязанности всех сторон, прописать цену и порядок оплаты. Важно указать срок действия оферты, порядок её заключения и расторжения, а также другие условия оферты. В конце документа обязательно указываются реквизиты компании. Оферта должна содержать четкие условия предложения, порядок его принятия (акцепта), все существенные условия договора и порядок их изменения. Документ может быть размещен на сайте компании, в мобильном приложении, в печатных материалах или в торговой точке. При составлении следует использовать однозначные формулировки, указывать все существенные условия, обеспечить соответствие законодательству. Документ должен быть подписан уполномоченным лицом и при наличии заверен печатью организации. Для грамотного составления оферты, учитывающей специфику конкретного бизнеса, рекомендуется обратиться за консультацией к юристу.
Чтобы призыв к клиентам работал как оферта, в текст необходимо включить существенные условия. К таковым, согласно ст. 432 ГК, относится:
- предмет – «продажа дивана модели 1458/11 в красной расцветке», услуга сложного колорирования в салоне красоты «Магнолия» и т.д. Чем подробнее продавец распишет параметры и характеристики продукта, тем больше он себя обезопасит с юридической стороны.
- информация о сторонах-участниках.
- прочие условия, характерные по закону для данного типа договора. Например, для купли-продажи это цена, предмет, условия продажи. Для предоставления услуг – прайс, срок, критерии надлежащего качества оказанной услуги.
Можно ли внести изменения или отменить действие оферты
Полностью аннулировать предложение или внести правки в его содержание можно только до акцепта оферты. Если оферта уже принята пользователем, придется выполнить обязательства на прежних условиях.
Допустим, онлайн-школа решила поднять цены с нового учебного года. В связи с этим на сайте обновили текст оферты. Однако если ученик успел оплатить годовое обучение (или даже оформил заявку с условием ежемесячной оплаты) до указанного события, то для него действует старый прайс (п. 10 постановления Пленума ВС от 25.12.2018 № 49).
Если хотите дополнительно обезопасить бизнес, четко пропишите в тексте предложения:
- право на отзыв до акцепта;
- момент согласия – например, «моментом акцепта является поступление оплаты на расчетный счет продавца»;
- ограничение ответственности за убытки, причиненные в связи с изменением или отзывом предложения до выраженного согласия;
- приоритетность последней версии оферты в случае противоречий.
Еще раз обратим внимание: отменить или внести правки в акцептованную оферту нельзя, придется оформлять расторжение договора. Эту процедуру тоже закрепите в документе.