На фоне развития международной торговли для владельцев бизнеса открывается множество возможностей. Одна из них – это кроссбордер или трансграничная торговля, позволяющая реализовывать товары по всему миру. В статье рассмотрим подробнее понятие «кроссбордер»: что это и как работает.
Что такое кроссбордер и как он работает
Кроссбордер – это один из современных методов осуществления продаж в сфере ecommerce. Сам по себе термин cross border business буквально означает «пересекать границу». Покупатель и продавец, как правило, располагаются в разных странах. Для предпринимателей такой тип торговли открывает дорогу к новым рынкам, увеличивает продажи и стимулирует рост бизнеса. Покупатели, в свою очередь, могут пользоваться широким ассортиментом продукции, который не ограничивается их территориальным расположением.
Благодаря развитию электронной коммерции кроссбордер становится привлекательной моделью продаж для многих современных предприятий – как для иностранных, так и для отечественных. Российские предприниматели могут привлечь на свои площадки иностранную продукцию и расширить ассортимент без крупных финансовых затрат.
Существует несколько важнейших компонентов в схеме трансграничной торговли:
-
Иностранный производитель или дистрибьютор.
-
Интернет-площадка, где будет происходить оформление заказа в России (например, маркетплейс или интернет-магазин).
-
Таможенный брокер и международная логистическая компания, которые берут на себя ответственность за международные перевозки и сопутствующие шаги (оформление, таможенная очистка, доставка и т.д.).
На данный момент мировыми лидерами среди платформ, работающими в сфере кросс-бордер, являются американские маркетплейсы Amazon и eBay, китайский Alibaba, а также юго-восточный Lazada и африканский Jumia. В таблице ниже рассмотрим, как выглядит примеры бизнеса, работающего по модели кросс-бордер.
Обозначение деятельности |
Примеры |
Electronic commerce (электронная коммерция) |
Международные ритейлеры и региональные маркетплейсы. |
Digital services (цифровые услуги) |
Software-as-a-service (SaaS), или услуги, связанные с предоставлением программного обеспечения; content streaming (стримминговые услуги) – например, Netflix или Spotify. |
International trade and commerce (финансовые услуги) |
Банковские услуги и оплата товаров и услуг на базе модели кросс-бордер, а также транзакции с криптовалютой. |
Customers selling services (клиентские услуги) |
Бронирование, международные перевозки, консультации, онлайн-образование и др. |
Преимущества и сложности кроссбордер-торговли для бизнеса
Трансграничные продажи имеют как плюсы, так и минусы. Основные преимущества кросс-бордера – это:
-
Широкий охват на рынке. Благодаря доступу к международным товарам и продавцам бизнес в значительной степени расширяет свою целевую аудиторию, привлекая новых клиентов.
-
Увеличение дохода. Доступ к новым клиентам увеличивает шансы на повышение продаж, что влияет на рост дохода. При реализации отечественной продукции на иностранных рынках их стоимость может увеличиваться за счет эксклюзивности.
-
Конкурентные преимущества. Товары и услуги, которые распространены на одной территории, могут быть уникальными для иностранных рынков. Присутствие бизнеса на международных платформах улучшает его имидж и репутацию.
-
Экономия за счет масштабов. Затраты на единицу продукции снижаются благодаря расширению объемов производства и увеличению продаж. Бизнес получает возможность оптимизировать производственную мощность и доступные ресурсы, осуществляя деятельность на нескольких рынках, особенно если речь идет о сезонности спроса.
-
Innovation and learning (расширение знаний о клиентах). Благодаря взаимодействию с иностранными покупателями, маркетплейсами и региональными площадками предприниматели глубоко погружаются в текущие тенденции, поведение клиентов и их предпочтения. Это помогает адаптировать бизнес и оперативно реагировать на любые изменения.
-
Снижение рисков. Работая на нескольких международных рынках, бизнес может управлять рисками – так, например, экономические спады или, напротив, насыщение рынка, в одном регионе компенсируются высокими показателями в другом.
В то же время кросс-бордер сопровождается и недостатками – среди них:
-
Соблюдение нормативных требований. В каждом регионе таможенные законы и тарифы могут различаться. Кроме этого, существуют определенные правовые ограничения. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, важно хорошо разбираться в местных законах, которые затрагивают онлайн-продажи, прав потребителей, защиту данных, стандарты продукции и т.д.
-
Логистика и доставка продукции. Стоимость и время доставки увеличиваются за счет специфики международной цепочки поставок.
-
Обработка платежей. Возникает потребность в конвертации иностранной валюты с учетом ценообразования, использовании местной системы для оплаты, а также ее интеграции в работу бизнеса.
-
Культурные различия и язык. Необходимо перевести и локализировать сайты с описанием продукции, а также маркетинговые материалы в соответствии с местными культурными особенностями.
Как работать с этой моделью
Первое, над чем необходимо задуматься при использовании модели, в каких странах вы собираетесь осуществлять торговлю. Для этого важно провести стратегический анализ бизнеса и его возможностей, определить важнейшие цели и оценить особенности конкретных рынков. Важно убедиться, что выбранные направления соответствует долгосрочным целям.
На что необходимо обратить внимание при выборе нового рынка?
-
соответствие вашей продукции потребностям аудитории;
-
текущее экономическое положение в стране;
-
покупательская способность населения;
-
торговые законы и правовые нормы;
-
наличие или отсутствие барьеров для входа;
-
культурные различия и обычаи;
-
локализации продуктов;
-
надежная цепочка доставки.
Приведем несколько советов, которые помогут вам начать бизнес в соответствии с моделью кросс бордер:
-
Проведите маркетинговое исследование: определите, в каких странах наблюдается высокий спрос на ваши товары или услуги, а также проанализируйте конкурентов.
-
Оцените культурные особенности, выделите особенности поведения целевой аудитории, их ключевые различия от покупателей, с которыми вы привыкли работать.
-
Разработайте бизнес-план: он включает в себя стратегию выхода на рынок и формат ведения бизнеса – например, через партнерство или прямой экспорт.
-
Составьте финансовый прогноз: в него входят данные анализа затрат, доходов и безубыточности.
-
Оцените потенциальные риски и разработайте стратегию для их минимизации и устранения.
-
Определите правовую и налоговую структуру предприятия – например, филиал заграницей, дочерняя организация, совместное предприятие и др. Важно изучить налоговое законодательства страны, где будет проходить торговля.
-
Обеспечьте поддержку банковских счетов, которые могут работать с разными валютами и производить зарубежные транзакции.
-
Найдите подходящий способ финансирования – например, венчурный капитал, грант от государства или международный заем.
-
Сформируйте глобальную команду менеджеров по продажам, которые имеют опыт работы на иностранных рынках, а также привлечь местных сотрудников.
-
Сформируйте надежную цепочку доставок, которая будет эффективно работать в рамках международной торговли.
-
Подберите эффективные каналы дистрибуции, которые будут гарантировать, что ваши товары попадут на международный рынок.
-
Сформируйте эффективную маркетинговую стратегию и адаптируйте ее под особенности целевой аудитории и условия конкретного рынка; воспользуйтесь социальными сетями и другими интернет-платформами, чтобы обеспечить широкий охват аудитории.
Как мы уже сказали, кросс-бордер – это простыми словами трансграничная (международная) торговля, которая осуществляется в формате онлайн-продаж. Наиболее простой способ запустить бизнес по данному методу – это поиск маркетплейсов, которые работают с международными поставщиками.
Кроме этого, существуют специализированные компании, которые предлагают услуги по реализации товаров через кросс-бордер. Они берут на себя ответственность за всю цепочку поставок – от упаковки на складе до пересечения границы и доставок непосредственно потребителю. Таким образом, работа каналов трансграничной торговли проходит без участия самого поставщика, что позволяет предпринимателю продавать товары, оптимизируя затраты, и получить максимальную прибыль.