Внедрение системы управления предприятием своими силами: опыт малого предприятия

587
Фото © sitemaster61 | Flickr
Фото © sitemaster61 | Flickr

Сергей Беляков, Финансовый директор компании «Роспечать» Краснодарского края», Краснодар


  • Как разработать систему управления предприятием самостоятельно
  • Почему иногда стоит отказаться от внедрения ERP
  • Когда собственная разработка информационной системы управления предприятием неэффективна

Внедрение системы управления предприятием, или ERP-системы - довольно дорогое удовольствие. Сегодня не только крупным организациям требуются единая программа и база данных для учета и планирования ресурсов. Небольшие компании тоже нуждаются в средстве более мощном, чем Excel.

Кроме того, пока нет системы управления предприятием, которая была бы во всех отношениях оптимальной. В одних программах лучше разработаны средства бухгалтерского учета, в других – финансового анализа, в третьих – складского учета и анализа остатков. Поэтому было бы идеально, если бы можно было взять, например, один компонент из «1С», другой – из SAP, третий – из Microsoft Dynamics AX и собрать из них ERP-систему.

С такой проблемой столкнулся и я. Моя работа – просчитывать эффективность принимаемых руководством решений, следя, чтобы отдача от вложений превышала сумму капитальных и текущих затрат. Поэтому, когда нам потребовалось автоматизировать систему управления предприятием, от ERP-системы – при всей заманчивости этой идеи – нас удержало то, что покупка обошлась бы дорого, а результат гарантирован не был. Пришлось использовать то, что было, а чего не хватало – дописывать самим. Иначе говоря, мы не переписывали информационную систему, а лишь добавляли в нее новые программные компоненты для работы с уже имеющимися данными.

Как разработать систему управления предприятием

Разрабатывая систему управления предприятием, мы следовали ряду установленных заранее принципов.

  1. Задача управления ресурсами предприятия разделяется на несколько небольших подзадач. Каждая из них соответствует функции какого-либо специалиста компании (например, планирование продаж, анализ дебиторской задолженности, составление плана производства).
  2. Информационная система используется там, где она удовлетворяет потребности менеджеров предприятия.
  3. Разработка дополнений происходит постепенно, начиная с компонентов для тех функций, автоматизация которых даст быстрый экономический эффект. В одной торговой фирме я решил автоматизировать прежде всего анализ торговой наценки, затем – планирование закупок. На другом предприятии – промышленном – начали с учета и планирования производства.
  4. Для каждой выполняемой сотрудником операции (функции и т. д.) или для каждой группы схожих операций разрабатывается отдельный программный компонент (виртуальный специалист), который автоматически взаимодействует с установленной на предприятии информационной системой и другими компонентами. Например, программа, направляющая заявку на производство исходя из плана продаж и анализа остатков готовой продукции на складе, автоматически берет данные из плана продаж (уже составленного другой программой) и «1С» (об остатках готовой продукции на складе).

Конечно, все действия виртуального специалиста контролирует реальный работник. Никакая программа не может заменить человеческий мозг. Однако основная цель – разгрузить сотрудника, передав компьютеру все рутинные задачи, – при этом достигается.

Как связать все компоненты друг с другом

Чтобы программный компонент легко встраивался в установленную на предприятии информационную систему, нужно подобрать или самостоятельно написать провайдер данных. Это программа, которая преобразует данные из системы в формат, с которым работает виртуальный специалист, и наоборот. Кроме того, потребуется протокол – соглашение о составе и структуре данных, которыми виртуальные специалисты обмениваются между собой.

Внедрение системы управления предприятием своими силами: опыт малого предприятия

Таким образом, любые функции сотрудников, выполнение которых предполагает работу на компьютере и следование четким регламентам, можно автоматизировать, создав виртуального специалиста.

Пример 1. Производственная компания с бухгалтерской программой

На таком предприятии сначала нужно написать программный компонент для маркетолога. Виртуальный маркетолог, используя взятые из бухгалтерской программы данные о продажах в прошлые периоды, составляет план продаж и передает его виртуальному специалисту по сбыту. Тот, в свою очередь, готовит заявку на производство исходя из плана продаж и анализа остатков готовой продукции на складе. Виртуальный экономист, получив заявку, разрабатывает план производства, ориентируясь на оптимальную загрузку оборудования и максимальный плановый маржинальный доход. Кроме того, после утверждения плана производства виртуальный экономист, учитывая нормы расхода материалов, определяет потребность в сырье и передает соответствующую справку виртуальному снабженцу. На основании справки о потребности в ресурсах и анализа остатков сырья виртуальный снабженец составляет план закупок в штуках и рублях. Закупки при этом планируются так, чтобы на складе всегда присутствовал минимальный страховой запас. Наконец, имея план продаж, план закупок, план производства, а также график выплаты зарплаты и расчет налоговых выплат (взятые из бухгалтерской программы), виртуальный финансист готовит финансовый план.

Пример 2. Компания с бухгалтерской программой и производственной программой учета и планирования

В этом случае тоже надо начинать с разработки виртуального маркетолога, берущего исходные данные из бухгалтерской программы. Допустим, у предприятия есть свободные производственные мощности и в запасах оно не нуждается. Значит, программа, контролирующая запасы готовой продукции (виртуальный специалист по сбыту), компании не нужна и план продаж виртуальный маркетолог может записывать непосредственно в базу программы производственного учета и планирования. Таким образом компания экономит на виртуальном сбытовике и виртуальном экономисте, поскольку программа учета и планирования выполняет те же функции, что и экономист.

Кто занимается разработкой и сколько это стоит

Ответственным за проект может быть любой компетентный заместитель Генерального Директора. В нашей компании это я, финансовый директор, в другой организации – директор по маркетингу, в третьей – коммерческий директор. Обычно такую задачу берет на себя тот, у кого в подчинении IT-служба. А Генеральный Директор должен оценить, насколько выгодны будут разработка и внедрение дополнений, поручить все это компетентным людям, а сам – организовать и контролировать процесс.

Написание каждого программного компонента с нуля занимает примерно месяц и стоит около 5 тыс. руб.

Экспертное мнение

Александр Плоткин, Директор по развитию компании «­Монолит-инфо», Санкт-Петербург

Опыт, безусловно, весьма интересен и может быть взят на во­оружение другими предприятиями. Но что делать растущим компаниям, фактически перешедшим в сегмент среднего или даже крупного бизнеса? На таких предприятиях кроссфункциональные бизнес-процессы сложнее, объемы обрабатываемой информации больше, требования к скорости и эффективности обработки информации жестче. Собственная разработка информационной системы силами ­IT-отделов предприятий в этих условиях неэффективна, а часто и вовсе невозможна.

Правильнее пойти по пути аутсорсинга, то есть покупки и адаптации программного продукта, хорошо зарекомендовавшего себя на предприятиях такого же профиля и масштаба, как ваше. Это позволит, во-первых, внедрить у себя лучшие отраслевые решения, во-вторых, сэкономить время (которое в противном случае пришлось бы затратить на самостоятельную разработку аналогичного продукта) и, в-третьих, стать хозяевами приобретенной системы, при необходимости модифицируя и развивая ее уже силами IT-специалистов вашего предприятия.

Наша компания специализируется на разработке отраслевых решений для предприятий пищевой промышленности. Мы ориентируемся прежде всего на крупные компании, имеющие несколько производственных центров и развитые дистрибьюторские сети. За годы реализации проектов создания интегрированных информационных систем для крупнейших предприятий отрасли («Балтика», «Очаково», United Bakers и др.) лучшие отраслевые практики во всех контурах управления предприятием (управление финансами, управление продажами, управление взаимоотношениями с клиентами, управление цепочкой поставок, ­управление персоналом) были включены в состав стандартной функциональности платформы «ERP Монолит». Это позволяет в каждом новом проекте предлагать заказчику более широкий спектр «правильных» отраслевых решений и существенно сокращать сроки внедрения этих решений.

Внедрение системы управления предприятием своими силами: опыт малого предприятия

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль