Вы узнаете:
- Какие требования предъявляются к эмитенту.
- От чего зависит стоимость облигационного займа.
- Какие этапы выпуска облигаций.
- К чему надо быть готовым.
Самый простой способ привлечь дополнительные средства — это взять банковский кредит. Если у компании имеется кредитная линия, есть что передать в залог, то получить деньги она сможет достаточно быстро. А вот прибегать к облигационному займу следует, когда предприятие испытывает трудности с обеспечением кредита. К примеру, для производственной компании это всегда головная боль. Бывает, что и кредиты взяты, и активы заложены, а деньги по-прежнему нужны: на развитие производства, на его расширение и т. д. Заложить же больше нечего. Если акции компании не котируются на фондовом рынке, непонятна их стоимость и фирме нечего передать в залог, то облигационный заем — единственный путь привлечь дополнительные средства.
Решение о выпуске облигаций принимают владельцы компании. Задачи генерального директора — организовать этот процесс и проконтролировать его.
Рассказывает практик
Ольга Гороховская | вице-президент по работе на долговых рынках капитала ОАО «Альфа-банк», Москва
Для российских компаний банковское кредитование до сих пор остается наиболее популярным способом привлечения средств. Его доля в общем объеме долгового финансирования составляет на сегодняшний день 80—90%. Однако с точки зрения эффективности управления долгом банковские кредиты заметно уступают выпуску облигаций. Тому есть несколько причин.
Во-первых, размещение облигаций позволяет более гибко управлять ликвидностью, так как дает возможность регулировать объем основной суммы долга через механизм встроенных оферт и выкуп на вторичном рынке.
Во-вторых, такой способ привлечения средств позволяет снизить стоимость обслуживания долга. Уже в процессе обращения облигаций можно устанавливать более низкие ставки купонов на последующие купонные периоды. Кроме того, можно использовать механизм «плавающей» ставки купона.
В-третьих, при выходе облигаций на рынок у заемщика появляется публичная кредитная история.
В-четвертых, выпуск облигаций позволяет компании расширить круг банков-кредиторов, а также снизить стоимость банковского финансирования (публичным компаниям банки больше доверяют и охотнее дают в долг).
В-пятых, облигационный заем — это классический пример беззалогового финансирования.
И, наконец, ставки на облигационном рынке часто ниже, чем ставки по банковским кредитам, в силу инертности рынка банковского кредитования.
Требования к эмитенту
Выпуск облигаций. Предприятие, которое собирается разместить облигации на российском фондовом рынке, должно иметь хороший баланс, подтверждающий, что компания имеет прибыль и не находится в стадии умирания. Минимальный объем продаж такой компании — свыше 1,8—2 млрд рублей (60—70 млн долл. США) в год. Если данный показатель ниже, то ей будет трудно организовать выпуск облигаций.
Минимальный объем эмиссии — 500 млн рублей. Меньше занимать бессмысленно: выпуск облигаций может оказаться абсолютно неликвидным. Средний объем займа —1—1,5 млрд рублей, то есть 30—50 млн долларов. (Эти цифры достаточно условны, в конкретных случаях они могут меняться.)
Средний срок обращения облигаций на российском фондовом рынке составляет от трех до пяти лет. В то же время эмитенты нередко используют систему оферт со сроком, как правило, 1—1,5 года. Перед офертой эмитент устанавливает купонные ставки на следующий период обращения. Таким образом, меняя купонные ставки, эмитент может управлять сроками размещения облигаций.
Выпуск еврооблигаций. Выходить на рынок еврооблигаций могут только серьезные корпорации, пользующиеся услугами международных аудиторов. Как правило, еврооблигации выпускают в том случае, когда компании нужно привлечь очень большую сумму денег — 200—300 млн долл. США. Естественно, под силу это только крупным предприятиям. Еврооблигации есть у «Газпрома», «Сибнефти».
В чем преимущество еврооблигаций? Выпуская их, организация получает не рублевую доходность, а валютную. Это особенно выгодно экспортерам: у них появляется связь между доходами и обязательствами.
Выпуск векселей. Если предприятию нужна сумма меньше 500 млн рублей, то оно может выпустить векселя. Данные ценные бумаги не надо регистрировать в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), и вообще к ним гораздо меньше требований. Так, банки часто прибегают к векселям, чтобы привлечь дополнительное финансирование. Им выгодно, например, выдавать векселя под 10% и привлеченные таким образом средства направлять на выдачу кредитов под 15—20% годовых.
Векселя могут выпускать не только банки, но и промышленные предприятия. Однако в последнее время это происходит все реже и реже, приобретать эти ценные бумаги готовы не все. Дело в том, что векселя меньше защищены, их легко подделать. Облигации же бездокументарны — это просто запись в реестре.
Рассказывает практик
Ольга Гороховская | вице-президент по работе на долговых рынках капитала ОАО «Альфа-банк», Москва
Сегодня выпуск рублевых облигаций может быть интересен средним и крупным компаниям. Для них объем долга в 1,5—2 млрд рублей (50—70 млн долл. США) вполне приемлем. Как правило, это компании с годовым оборотом 3,5—4,5 млрд рублей (120—150 млн долларов).
До недавнего времени на фондовом рынке были представлены в основном крупные промышленные предприятия (нефтяные, машиностроительные, металлургические и пр.). В 2005 году облигации стали выпускать строительные организации разного профиля («Главмосстрой», «Интеко», ЮСКК), розничные сети («Евросеть», «Пятерочка», «Удмуртнефтепродукт»), предприятия легкой и пищевой промышленности («Яковлевский», «Хлеб Алтая»). Сегодня рынок корпоративных облигаций предлагает наиболее широкие возможности в первую очередь для компаний второго и третьего эшелонов. Их присутствие на облигационном рынке возросло. В2001 году количество выпусков облигаций таких эмитентов составляло всего 3% от общего объема облигаций, в 2005-м— свыше 35%, а за январь — апрель 2006-го увеличилось почти до 50%.
Если же говорить об объемах займов, то в 2004 году средний размер составлял 1,6 млрд рублей, в 2005 году — 1,7 млрд, а за первые четыре месяца 2006 года достиг 1,9 млрд.
Классификация эмитентов
В зависимости от размера компании и ее финансового положения всех эмитентов делят на три эшелона.
Первый эшелон— это так называемые «голубые фишки». К ним относят облигации таких компаний, как «Газпром», Внешторгбанк, ФСК «ЕЭС», и других крупных корпораций. Данные ценные бумаги обладают максимальной ликвидностью, то есть в любой момент их можно продать (купить) в достаточно большом объеме. Доходность по этим бумагам низкая, всего 6—7%.
Второй эшелон— это предприятия энергетического сектора (например, региональные энергетические компании), крупные предприятия с государственным участием, региональные телекоммуникационные компании (например, «Волга-Телеком»). С облигациями таких компаний можно осуществлять довольно большие объемы сделок, но сделать это труднее, чем с «голубыми фишками». То есть их ликвидность ниже. Доходность большей части облигаций второго эшелона варьируется в пределах от 8 до 9%.
У компаний третьего эшелона ликвидность минимальная: сегодня покупатель может прийти, а завтра — неизвестно. Облигации этих компаний обычно берут до погашения. Стоимость займа для таких компаний — свыше 11%.
От чего зависит стоимость облигационного займа
Процесс выпуска предприятием облигаций достаточно затратный (см. табл.). Он зависит от ряда факторов.
- Финансовое положение. Чем оно устойчивее, тем дешевле обойдется заем. Показатели устойчивости: собственные активы, чистые активы, реальный бухгалтерский баланс, заключение аудиторов.
- Размер предприятия.Чем крупнее компания, тем легче ей занять деньги и тем дешевле обойдется заем.
- Известность предприятия и его репутация, в том числе репутация владельцев бизнеса. Предприятию, входящему в крупный холдинг, дадут в долг под более низкий процент, если этот холдинг принадлежит людям с хорошим реноме.
Прочитать статью полностью вы можете в электронном журнале «Генеральный Директор».