Составление финансового плана – это обязательная часть любого управленческого процесса в бизнесе. Документ объединяет множество показателей и призван обеспечить баланс между плановым и фактическим поступлением доходов и расходованием средств. Как разработать и использовать финансовый план предприятия в 2022 году, разберем в этой статье.
Что такое финансовый план организации
Финансовый план предприятия – это управленческий документ, который отражает объем всех ожидаемых поступлений и затрат компании в определенный промежуток времени, фиксирует оптимальным образом баланс доходов и расходов, включая платежи в бюджет и заработную плату работникам.
Любой хозяйствующий субъект, частная компания или государственное учреждение, занимается планированием. Эта часть работы необходима не только для перспективного развития, но и для операционного управления доступными на сегодняшний день ресурсами бизнеса. От того, насколько собственник умело ими распорядится, зависит прибыльность и успех предприятия. Поэтому составление плана финансовой деятельности на предприятии и следование ему играет важную роль в решении вопросов эффективности, материальной устойчивости и платежеспособности бизнеса.
Что предпринять, если у компании нет денег, а занять не у кого
Независимо от причин, которые спровоцировали финансовые проблемы, вам придется попробовать себя в роли антикризисного менеджера. Что предстоит сделать в первую очередь, узнайте из решения Системы Генеральный Директор.
Цели финансового плана
Глобальная цель при создании финансового плана – это сбалансировать финансово-экономическое состояние предприятия, обеспечить эффективную работу и платежеспособность бизнеса, придерживаясь при этом выбранной стратегии развития.
В общей цели можно выделить несколько более конкретных направлений:
- соотнести прибыль с требуемыми расходами в определенном периоде;
- распределить денежные потоки от нескольких видов деятельности;
- осуществлять контроль кассовых разрывов;
- сформировать внутренние резервы компании;
- оценить эффективность использования резервов компании;
- выбрать наиболее выгодные варианты для инвестирования.
Виды финансовых планов предприятия
Классификация финансовых планов компании тоже может быть разная. Но чаще всего используется критерий периода планирования.
Так, по сроку, на который составляется документ, выделяют:
- Финансовый план краткосрочного периода. Максимальный горизонт – 1 календарный год. Такой документ может включать подробную детализацию расходов и доходов предприятия и необходим для использования в операционной деятельности.
- Финансовый план среднесрочного периода. Составляется на срок от 1 года до 5 лет. В него могут войти, помимо операционных показателей, инвестиционные планы, планы модернизации предприятия, выполнение которых будет способствовать укреплению позиций на рынке и росту бизнеса.
- Финансовый план долгосрочного периода. Данный план самый длительный, он составляется на срок от 5 лет. Документ интерпретирует и систематизирует стратегические, долгосрочные финансовые и производственные цели компании.
Стоит отметить, что классификация финансовых планов привязана не только к периодам планирования, но и к другим критериям. Например, в зависимости от специфики деятельности или задач предприятия может отличаться состав статей документа. Для одной компании достаточно будет статьи – «коммунальные расходы», а для другой понадобится более подробная разбивка: «электричество», «водоснабжение» и т. д.
Николай Витязев, эксперт Системы Генеральный Директор
Бизнес-план – документ, задача которого убедить потенциального инвестора вложить в ваш проект деньги, время или другие ресурсы. Что инвестор хочет увидеть в бизнес-плане? Кому поручить разработку? По какому алгоритму его готовить? Узнайте ответы на эти вопросы – в решении Системы Генеральный Директор.
Финансово-экономический план предприятия может отличаться:
- по типу организации – для коммерческих компаний, бюджетных учреждений и НКО;
- по цели составления – инвестиционные, направленные на привлечение займов, для выпуска акций или облигаций;
- по жизненному циклу организации – организационный (на стадии стартапа), операционный (текущий), ликвидационный (на стадии закрытия бизнеса).
Форма и структура финансового плана предприятия
Финансовый план коммерческой фирмы не имеет унифицированной формы. Каждый руководитель сам решает, какие разделы, статьи включать в документ, насколько подробно детализировать его, на какие цели должно быть направлено содержание.
В самом общем виде разделы финансового плана предприятия могут быть следующие:
- Таблица доходов и расходов / отчет о прибылях и убытках компании. В нее заносятся все ожидаемые за определенный период доходы и расходы.
- План движения средств (поступлений и выплат) – показывает источники доходов и направления расходов. Например, в этом разделе учитывают: прибыль от основной деятельности фирмы, амортизацию, разницу между кредиторской и дебиторской задолженностью, инвестиционные доходы, полученные кредиты и пр. Когда речь идет о движении средств, под средствами понимают наличные и безналичные деньги на счетах компании, а также ценные бумаги и облигации.
- Балансовый план отражает состояние компании в конце планового периода. Из данного раздела становится понятно, отдаст ли кредит организация, сможет ли увеличить прибыль и сократить дебиторскую задолженность, удастся ли расширить производство.
В пояснительной записке к финансовому плану раскрывают следующую информацию:
- Управление оборотным капиталом: каким образом компания собирается распоряжаться денежными средствами, дебиторской задолженностью, финансировать производственные запасы.
- Из каких источников будут поступать средства для обновления оборудования, программного обеспечения и технического оснащения предприятия.
- В какие направления компания инвестирует свободные финансы.
- Дивиденды, выплачиваемые обществом.
- Прогноз по финансам: какие доходы и расходы планируются при наступлении определенных финансовых условий, есть ли у компании необходимость в привлечении дополнительных средств.
Готовая Excel-модель, чтобы оценить финансовое состояние компании
Редакция Системы Генеральный Директор подготовила Excel-модель, с помощью которой вы сможете оценить финансовое состояние компании по итогам полугодия.
Скачать Excel-модель для расчета
Для государственных учреждений и унитарных предприятий задача формирования финансовых планов решается еще проще. Они могут использовать в работе готовые шаблоны, утвержденные Минфином России:
- для региональных учреждений – Приказ от 31.08.2018 № 186н;
- для федеральных учреждений – Приказ от 17.08.2020 № 168н.
В некоторых ведомствах и государственных учреждениях для работы с финансовым планом устанавливают специальное программное обеспечение или электронные ресурсы. Например, уже несколько лет используется подсистема бюджетного планирования ГИИС «Электронный бюджет» (п. 2 Порядка № 168н), а учреждения Минздрава предоставляют все расчеты-обоснования на проверку учредителю посредством собственного программного комплекса (Приказ Минздрава от 14.05.2021 № 446н).
Разработка финансового плана предприятия
Процесс составления финансового плана предприятия у разных компаний может отличаться. Этапы и содержание зависят от специфики деятельности, задач, которые ставит перед собой предприятие, множества внешних и внутренних факторов.
В целом, сотрудникам, которые занимаются разработкой и исполнением плана, необходимо:
- определить и зафиксировать стратегические цели компании на плановый период;
- сравнивать плановые и фактические финансовые показатели;
- выявить отклонения от плана и оптимизировать нерациональные расходы;
- определить основные факторы, которые оказывают влияние на финансовые результаты.
Подготовка текущего финансового плана предприятия обычно состоит из пяти шагов:
- Анализ ретроспективных данных.
- Определение главных показателей и целевых значений для них.
- Планирование доходов и расходов от видов деятельности компании.
- Прогноз поступления и расходования средств.
- Оценка влияния итогов текущего планирования на доходность бизнеса и структуру капитала компании.
Разберем каждый этап разработки финансового плана более подробно.
Шаг 1. Ретроспективный анализ
Перед составлением текущего финансового плана необходимо проанализировать данные предыдущих периодов. За основу берется управленческая, бухгалтерская и статистическая отчетность, плановые показатели хозяйственной деятельности соотносятся с достигнутыми в прошлом результатами. Таким образом, компания может учесть свой опыт и на его основе оптимизировать бизнес-процессы, регулировать риски в будущем периоде.
Для ретроспективного анализа используются следующие документы:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах предприятия;
- отчет по движению денежных средств.
Также во внимание принимаются показатели эффективной работы компании: рентабельность, платежеспособность, выручка от реализованных товаров и их себестоимость.
Шаг 2. Определение основных показателей и их целевых значений
Крайне важно перед составлением плана обозначить стратегическую цель бизнеса. Целевые показатели формируют следующие величины: объем выручки, рентабельность активов и капитала, периоды оборачиваемости активов, расходы на выпуск продукции, коэффициенты ликвидности и устойчивости бизнеса.
В идеале – по каждому из главных показателей вывести нормативы, которых следует придерживаться при ведении коммерческой деятельности. Величины этих показателей будут зависеть в том числе от этапа развития предприятия и сферы бизнеса.
Шаг 3. Планирование доходов и расходов
Наиболее объемная часть работы.
Целью любой коммерческой компании является извлечение чистой прибыли. Эти денежные средства распределяются на выплату дивидендов учредителям и дальнейшее развитие бизнеса.
Увеличить прибыль возможно несколькими способами, например, посредством сокращения производственных издержек, снижения административных затрат, продажи излишних активов, поднятия цен на продукцию и увеличения выручки за счет реализации.
На данном этапе составитель финансового плана должен продумать возможные источники поступления доходов и направления для расходования денежных средств.
Кроме того, делается прогноз прибыли и убытков предприятия. С учетом доходов и расходов составляется матрица с детализированными показателями выручки и себестоимости. Такой документ также носит название бюджета доходов и расходов.
Далее в течение определенного периода, на который составлен план, в бюджет вносятся фактические показатели, они сравниваются с ожидаемыми, проводится анализ. На основе полученных данных будет составлен план уже на следующий период.
Шаг 4. Прогноз поступления и расходования средств
Оперируя показателями бюджета доходов и расходов, составитель плана может сделать прогноз поступлений и расходования денежных средств по всем расчетным счетам и кассе. Такой документ носит название – бюджет движения денежных средств.
Он обычно состоит трех статей:
- денежные потоки по операционной (текущей) деятельности;
- денежные потоки по инвестициям;
- денежные потоки по финансовой деятельности предприятия.
- Как подготовить сводный баланс и отчет о финансовых результатах для оценки финансового состояния компании
- Какие данные потребуются для анализа финансового состояния компании
- Как оценить финансовую устойчивость и деловую активность компании
- Какие методы применяют для разработки бюджета движения денежных средств
Прогноз составляется с учетом всех действующих и планируемых к заключению договоров с контрагентами. Для начала составляется платежный календарь – это, своего рода, краткосрочный план с разбивкой по дням, в котором отражаются все приходы и расходы денег на ближайшее будущее (неделю, месяц), поступления от покупателей и перечисления поставщикам.
На основе платежного календаря составляется бюджет движения денежных средств. Прогнозирование платежей на ближайший период позволяет предприятию минимизировать риски кассового разрыва. Также благодаря этому документу можно корректировать денежные потоки (поступления и траты). Например, при ожидаемом недостатке денежных средств есть возможность попросить контрагентов о предоставлении отсрочки платежей или наоборот сократить отсрочку своих клиентов, а также привлечь займы от учредителя и взять банковский кредит.
Шаг 5. Оценка влияния результатов планирования
Данный этап – завершающий при составлении финансового плана предприятия.
По итогам первых четырех шагов проводится анализ развития бизнеса по выбранному финансовому плану его деятельности. На основании различных коэффициентов определяются рентабельность, платежеспособность, устойчивость компании. В совокупности рассматривается операционная, инвестиционная и финансовая часть.
Далее руководство компании может, используя полученные результаты, принять стратегические решения по дальнейшему развитию. Например, финансовое планирование может указать на необходимость: открытия новых направлений деятельности, расширение ассортимента продукции, привлечение кредитных средств, инвестиций или увеличение уставного капитала.
Финансовый план предприятия на год или на более длительный период – совокупность аналитических сведений и показателей, которые необходимы для устойчивой работы и развития бизнеса. Этот документ должен не просто показывать положительную динамику и рост, но и быть прикладным средством для минимизации рисков и обеспечения экономической стабильности предприятия.
Анализ финансовых планов предыдущих периодов позволяет компании выявить слабые места и принять верные стратегические и тактические решения на перспективу.