Решаясь открыть собственное дело, предприниматели сталкиваются с трудностями в поиске не только стартового капитала и инвесторов, но и партнеров. И многие из них задумываются над тем, чтобы привлечь к проекту близких или открыть бизнес с другом. Рассказываем о плюсах и минусах сотрудничества, а также делимся рекомендациями, как правильно организовать работу, чтобы дружеские и деловые отношения существовали отдельно друг от друга.
Стоит ли открывать бизнес с другом
Универсального ответа не существует, ведь в жизни случается многое. Порой бизнес оказывается крепче дружеских отношений, и люди, ставшие партнерами, продолжают существовать только в рамках делового поля. И,наоборот, — дружба проходит через ряд сложностей и банкротств, с годами становясь только лучше.
Приведем примеры успешного бизнеса с друзьями:
-
Компания P&G, основатели которой — Уильям Проктер и Джеймс Гэмбл — объединились благодаря семейным ценностям и женитьбе на сестрах Норрис;
-
HP, созданная выпускниками Стэнфордского университета Биллом Хьюлеттом и Дэвидом Паккардом. Они подружились во время горного похода и основали компанию, процветающую по сей день;
-
Приятели-студенты из Гарварда Билл Гейтс и Пол Аллен — создатели Microsoft, разделившие интересы друг друга в программировании и страсть к компьютерам.
Бизнес с друзьями: за и против
На начальном этапе совместный бизнес с другом не принесет много прибыли — скорее, наоборот, потребует вложений. Поэтому работать за общую идею на старте проекта лучше с теми, кто разделяет ваши взгляды.
К преимуществам партнерства можно отнести:
-
Знание о личных качествах, сильных и слабых сторонах. Будучи друзьями, совладельцы бизнеса смогут рационально делегировать полномочия и выстроить работу эффективно. Врач-стоматолог с многолетней практикой и хороший продажник открывают клинику: первый обеспечивает и контролирует качество медицинской помощи, а второй — продвижение бизнеса и привлечение новых пациентов;
-
Взаимное доверие, общение и психологический комфорт. За годы дружбы вы научились понимать друг друга без слов и можете с легкостью поделиться в честном диалоге тем, что вас беспокоит. Поэтому общий бизнес с другом дает возможность получать прямую и конструктивную критику;
-
Совпадение интересов. С единомышленником вы быстрее найдете общий язык при решении рабочих вопросов, а значит, разногласия и незначительные споры в будущем могут сойти на нет;
-
Взаимопонимание. Работать напряженно и идти на риск гораздо легче, когда вы уверены в своем партнере — проблем и неопределенностей и так хватает. Если дело не увенчается успехом, надежный друг не упрекнет. Вы попробовали — не вышло, но оба получили опыт.
Если вы планируете открыть бизнес с друзьями, вам нужно знать, чем может обернуться совместный проект для вашего дела и дружбы.
-
Разные точки зрения на бизнес. При открытии дела с другом может показаться, что вы без труда переведете ваши личные отношения в коммерческое русло. Однако подходы к решению бизнес-задач могут различаться даже у людей с общими ценностями и мировоззрением. Амбиции и разные взгляды на бизнес могут стать причиной частных разногласий и разрушения даже самой крепкой связи.
-
Когда между друзьями нет четкого распределения ролей — например, в партнерстве с равными долями 50 на 50, остро встает вопрос о лидерстве и том, за кем остается право решающего голоса. В подобной ситуации часто возникает борьба за власть между партнерами.
-
Больше последствий в случае неудачи. Примерно 80% новых игроков рынка закрывается в течение первого года. Для единоличных владельцев бизнеса это означает лишь финансовые и временные потери. Если вы с другом занимались бизнесом, цена ошибки значительно выше — могут испортиться отношения.
-
Если проект окажется успешным, риски тоже есть. Конкуренция за распределение прибыли может стать камнем преткновения даже между близкими людьми.
-
Разные цели. Если вы мечтаете создать известный бренд, а ваш друг — заработать побольше денег, из такого сотрудничества вряд ли выйдет что-то хорошее.
-
Эмоции на первом месте. В бизнесе с другом вектор развития предприятия может определяться личными отношениями вместо холодного расчета, объективной оценки и рационального планирования. Кроме того, к близким всегда сложно обращаться с негативной критикой, даже если этого требует общее дело.
Рассмотрим, нужно ли открывать бизнес с другом на примерах российских предпринимателей.
Валентина Вылегжанина, основатель компании Marketing Technology
Начальный этап развития любого стартапа полон вызовов, и мой опыт не стал исключением. Первоначальные договоренности, заключенные с партнерами, к сожалению, не всегда соблюдались. Проблема оказалась типичной для многих начинающих предпринимателей: фокус сместился с совместной работы и достижения общей цели на ожидание быстрой прибыли. Каждый из партнеров воспринимал компанию, как источник пассивного дохода, не вкладывая достаточно усилий и ответственности в развитие проекта. Ситуация усугублялась отсутствием четко распределенных ролей и обязанностей, что привело к серьезному недопониманию и внутренним конфликтам.
Деловые отношения закончились. Несмотря на дружеские связи, его подход к работе – ожидание лёгких денег без соответствующих вложений труда и времени – оказался несовместим с моими представлениями о развитии компании. Я осознала, что недостаточно просто иметь общие взгляды и доверительные отношения. Необходимо четко определить роли, ответственности и, что крайне важно, системы мотивации, которая стимулировала бы вклад каждого участника в общий успех.
Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner
Я пригласила на работу в прошлую компанию подругу в качестве партнёра.Делили бизнес 50/50, но не прописали зоны ответственности. Это оказалось огромной ошибкой. Она приглашала на работу своих родственников и друзей без согласования со мной, расширяя штат без особой необходимости. Например, её мама оказывала юридические услуги.
Сегодня, после 18 лет в бизнесе, я понимаю, что юрист нам нужен раз в месяц на час-два. Сейчас мы не общаемся – неприятный бонус к потерянным деньгам и времени. Урок выучен: в бизнесе нужно разделять дружбу и рабочие отношения.
Михаил Лесков, предприниматель, инвестор и бизнес-консультант
Сейчас два бизнеса веду с друзьями, но путь был непростым. Часто друзья остаются для нас загадкой с точки зрения денег, ответственности и исполнительности. Однажды друг, с которым мы создавали совместный проект, не выполнил свои обязательства. Мы сильно поссорились и перестали общаться. Одиннадцать лет спустя случайно встретились на мероприятии и перекинулись парой фраз. Позже он написал мне и предложил закрыть старый вопрос, положивший конец дружбе.
Я пришел к простому выводу: неважно кто твой сотрудник — друг, знакомый или просто коллега. Главное — способность договариваться.
Как правильно делать бизнес с друзьями
Вы взвесили все за и против и все-таки решили создать совместный проект с близкими людьми? Придерживайтесь простых, но эффективных правил:
Регистрируйте ООО, а не ИП
В обществах с ограниченной ответственностью бывает несколько учредителей, и каждый имеет свою долю и может претендовать на получение равной ей компенсации, если решит выйти из проекта. А вот индивидуальные предприниматели вправе только нанимать работников, и если произойдет конфликт, будет трудно определить, что жалобы исходят от совладельца бизнеса, а не от рядового сотрудника. Да, в ООО сложнее вести бухгалтерию, однако лучше перестраховаться, предусмотрев все возможные варианты развития событий.
Разграничьте полномочия
Договор о партнерстве становится краеугольным камнем проекта. Соглашение обладает юридической силой согласно статье 421 ГК РФ. Для заключения договора заранее обсудите и зафиксируйте в письменном виде, какие процессы будет контролировать каждый из собственников, как будут приниматься стратегические решения и решаться споры. Записывайте все до малейших деталей, избегая размытых формулировок и двоякого толкования и договариваясь обо всем на берегу.
Если речь идет о компании, следует прописать в кадровых документах должностные инструкции совладельцев, а также показатели эффективности работы. Так, при отсутствии результатов у собственников будет право подавать претензии или вмешиваться в деятельность фирмы.
Договоритесь, как делить прибыль
Любой бизнес ориентирован на получение прибыли, но при этом должен масштабироваться и расти. Поэтому крайне важно заблаговременно определить, как будут распределяться дивиденды — какую долю собственники забирают себе, а какую направляют на развитие компании. Споры могут возникать даже между закадычными друзьями — один хочет потратить часть вырученных средств на долгожданную покупку, а другой выступает за инвестирование.
Не забудьте сходить к нотариусу
При регистрации и формировании уставного капитала обязательно установите размеры долей и других активов у нотариуса. Это позволит защитить интересы партнеров и избежать необоснованных претензий в случае возникновения спорных вопросов.
Учитесь избавляться от эмоций
В работе, как и в личных отношениях, эмоции могут мешать здравому смыслу. Понятно, что друзья обижаются, и между ними иногда возникают конфликты и непонимание. Занимаясь ведением общего бизнеса, важно учиться держать эмоции под контролем и находить компромиссные решения, которые будут способствовать развитию бизнеса и укреплению партнерства.
Не думайте, что вы особенные
Важно осознавать, что даже дружеским узам и общим идеалам сложно устоять перед соблазном больших денег. Поэтому не стоит питать иллюзий о своей исключительности и непоколебимости дружбы — открывая бизнес с друзьями, нужно быть готовыми ко всему.
В заключение приведем данные, представленные вице-президентом Торгово-промышленной палаты РФ Еленой Дыбовой, а именно: 74% российских компаний в сегменте малого и среднего предпринимательства — это бизнес, основанный близкими людьми. А значит, сработаться вместе и не разругаться реально, если каждый участник процесса не ставит свои интересы выше других и умеет подходить к работе с холодной головой и профессионализмом.