-
-
-
Простите, что прерываем Вас...

Этот файл доступен для скачивания только зарегистрированным пользователям. Станьте им. Регистрация быстрая.

А скачивать сможете не только этот, но и сотни других полезных шаблонов и документов для управленцев.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Этот файл доступен для скачивания только зарегистрированным пользователям. Станьте им. Регистрация быстрая.

А скачивать сможете не только этот, но и сотни других полезных шаблонов и документов для управленцев.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
-

Правила работы с жалобами и претензиями клиентов

16 октября 2023
11285
Средний балл: 0 из 5
эксперт Актион Управление, автор портала gd.ru

Без работы с жалобами не обходится ни одна компания. Конфликтные ситуации с клиентами – довольно распространенная проблема, с которой рано или поздно сталкивается любая организация. Чтобы предотвратить развитие конфликта, необходимо следовать определенным правилам.

Как разговаривать с недовольными клиентами по системе LAST

Каким бы высококвалифицированным ни был менеджер по продажам или по общению с клиентами, это не гарантирует, что покупатели всегда будут настроены по отношению к нему доброжелательно. Однако опытные специалисты знают, как контролировать подобную ситуацию. 

Американский спикер Джон Шоул, который возглавляет Service Quality Institute, опубликовал ряд книг, в которых изложил собственную концепцию взаимодействия с покупателями для удержания их лояльности и предотвращения возможных претензий в будущем. Он назвал эту технику LAST – аббревиатура, за расшифровкой которой скрывается сущность такого подхода к работе с недовольными покупателями. 

«L – Listen»: прислушивайтесь к клиенту

Первое правило, которое необходимо использовать при работе с проблемными покупателям, гласит, что клиент должен высказаться, а менеджер – выслушать его. Такой подход решает сразу две задачи. Потенциальный покупатель получает возможность выговориться, а менеджер по продажам извлекает из этого всю важную информацию о его проблемах и потребностях. 

Чтобы подвести клиентов к сути разговора и избежать чрезмерной эмоциональности с их стороны, менеджер может использовать в своей работе так называемые открытые и закрытые вопросы, которые конкретизируют ответы. 

«A – Apologize»: извиняйтесь, если это необходимо

Менеджер, работающий с недовольными покупателями, должен приносить свои извинения первым при возникновении конфликтной ситуации. При этом не имеет значения, кто в действительности стал ее виновником. Менеджер является представителем организации, поэтому он несет ответственность за ее положительный имидж. 

Важно понимать, что в большинстве случаев клиенты не испытывают личной неприязни к продавцам. Их поведение обосновано обстоятельствами. Для менеджера это знак того, что воспринимать негатив, исходящий от клиентов, на свой счет не нужно. Поэтому вступать в перепалку с такими покупателями нельзя: это только ударит по репутации компании. 

«S – Solve»: решайте проблемы

Обработка жалоб клиентов – это основа клиентоориентированной работы бизнеса, направленной на уменьшение количества недовольных покупателей и улучшение имиджа организации. Главный ее принцип заключается в том, что любая проблема всегда должна быть решенной.

В процессе поиска и решения проблем участвует не только менеджер по продажам или по общению с клиентами, но и сам покупатель, который выразил недовольство. Здесь необходимо использовать множество уточняющих вопросов, чтобы докопаться до сути конфликта, а также предоставлять клиенту возможность высказаться. Предлагайте помощь в решении проблемы. Если для этого необходимо привлечь дополнительных специалистов, то дайте знать об этом покупателю.

Решение проблемы должно быть своевременным. В противном случае компания рискует обрести еще больше недовольных клиентов, которые в значительной степени снизят ее авторитет среди целевой аудитории – например, через отрицательные отзывы. 

«T – Thank»: выражайте благодарность клиентам

Чтобы внушить клиенту его важность для бизнеса, всегда благодарите его. Это заставит его думать о том, что его участие в работе компании, является полезным и ценным.

MBA Intensive: стратегический менеджмент в условиях кризиса

Чтобы поступить на курс MBA, необязательно уезжать заграницу или жертвовать работой в пользу учебы. Школа Генерального Директора представляет дистанционную программу MBA для обучения начинающих и опытных предпринимателей.

Наша программа содержит в себе кейсы реально существующих крупнейших компаний – как в России, так и заграницей. Преимущество удаленной учебы состоит в том, что доступ к ней могут получить специалисты по всему миру.

Что получают выпускники MBA

Курс состоит из следующих базовых дисциплин, которые включают подкатегории:

  • Личная эффективность руководителя и лидерство.
  • Стратегический и операционный менеджмент.
  • Управление маркетингом, продажами, персоналом и проектами.
  • Финансовый менеджмент.

Отработка жалоб покупателей – алгоритм действий

Последовательность действий при отработке жалоб недовольных покупателей вне зависимости от отрасли, на которой специализируется конкретная организация, не меняется. Далее рассмотрим, как подготовиться к подобной ситуации и как должен работать менеджер.

  1. Сценарий для отработки жалоб

Работать и искать подходящий выход намного легче, если отдел продаж или любые сотрудники, вовлеченные в процесс общения с клиентами, разработали соответствующий скрипт. Стандартный сценарий предполагает наличие следующих пунктов:

  • Сопереживание клиенту и проявление эмпатии в эмоциональной форме. 
  • Извинение объяснение причины, по которой компания могла невольно спровоцировать конфликт. 
  • Открытые и закрытые вопросы: более развернутые и те, ответить на которые можно «да» или «нет». 
  • Аргументация своей позиции и предложение клиенту помощи в решении проблемы.
  • Оценка удовлетворенности клиента после попытки прояснить конфликт.

Последний пункт позволяет окончательно понять, остались ли у покупателя другие жалобы или негативную ситуацию удалось поправить. 

  1. Чек-лист для работы с покупателями

Чтобы проанализировать каждую конкретную ситуацию и не допустить ее повторения в будущем, компания должна составлять специальные чек-листы, отражающие всю важную информацию о жалобах покупателя. Среди основных пунктов такого списка можно выделить:

  • Тип причины, которая привела к возникновению жалобы клиента: качество товаров или услуг, поведение персонала, инфраструктура торгового зала или офиса, а также другие причины, которые зависят от особенностей бизнеса. 
  • Настроение клиента в тот момент, когда он озвучил жалобу: спокойное, раздраженное, агрессивное и т.д. 
  • Комментарий менеджера, принявшего жалобу от недовольного покупателя. 
  • Итоговая оценка: был ли конфликт исчерпан, какого результата удалось достичь, а также состояние клиента в финале: удовлетворенное или неудовлетворенное.

Заполненный список необходимо передать руководителю. Его задача – организовать встречу с сотрудниками и проанализировать негативную ситуацию, которая привела к возникновению жалоб со стороны покупателей.

  1. Обучение персонала 

Любой сотрудник, особенно тот, который работает с покупателями, должен понимать, что в жалобах нет ничего страшного. Это нормальное явление, свойственное любому бизнесу. Техника отработки жалоб – это один из главных компонентов обучение персонала, который задействован в менеджменте. 

 Существует несколько принципов, которые являются ключевыми для этого направления:

  • Сотрудники должны знать, как выглядит последовательность действий при общении с покупателями. 
  • Необходимо уметь задавать открытые и закрытые вопросы, чтобы дойти до сути проблемы. 
  • Сотруднику важно осознавать, что его поведение при общении с покупателями в дальнейшим будет вызывать ассоциации с организацией в целом.

Обучение персонала начинается с донесения до них информации о том, что отработка жалоб – это одна из их обязанностей. Однако здесь нужен не официальный, а неформальный подход. 

Руководитель должен простым языком объяснить, почему так важно обрабатывать претензии покупателей. Главная причина заключается в том, что даже один недовольный покупатель может подорвать репутацию бизнеса, а если их с каждым разом становится больше – положительная репутация обречена на провал. 

Сотрудник, работающий с недовольными посетителям, должен придерживаться четкой инструкции. Это документ, где содержатся принципы общения, а также алгоритм действий и правила для сотрудника. 

Ошибки сотрудников при обработке претензий

Ниже рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые сотрудники допускают при общении с проблемными покупателями. 

Переход на личности 

Оскорблять клиентов нельзя. Это грубейшая ошибка, которая не только не решит проблему, но и усугубит ситуацию. Важно помнить, что продавец – это лицо всей организации, поэтому к покупателю необходимо проявлять терпение и дружелюбие даже в том случае, если он инициировал конфликт и ведет себя агрессивно. 

Обвинения в сторону коллег

Перекладывать ответственность за возникновение претензий на своих коллег – это не только нарушение трудовой этики. Как мы уже отмечали, в глазах покупателя любой менеджер представляет всю компанию, поэтому перекладывая вину на коллег, вы не снизите градус напряженности. Главная задача здесь – это разрешение конфликта и попытка произвести хорошее впечатление. 

Отсутствие вопросов

Открытые вопросы позволяют глубже проанализировать ситуацию и выявить суть проблемы. Они конкретизируют все претензии покупателя. Менеджер в свою очередь может оперативно подобрать сценарий для дальнейшего взаимодействия. Если не задавать такие вопросы, то весь разговор превратится в монолог одного покупателя, а проблема не будет решена. 

Преждевременная оценка

Не стоит торопиться с выводами, не разобравшись в конфликте, иначе менеджер рискует задеть покупателя еще сильнее. В таком случае возникает ответственность не только за возникновение негативной ситуации, но и за личную оценку и поведение самого менеджера. 

Несоблюдение сроков

Если проблема в силу своей специфики требует определенного времени для ее решения, менеджеру лучше назвать более длительный срок, чем потом сталкиваться с еще большим негативом со стороны покупателя. Помните, что чем быстрее конфликт будет исчерпан, тем быстрее клиент поменяет свое мнение в лучшую сторону.

В целом умение взаимодействовать с претензиями и устранять конфликты – это один из важнейших навыков для менеджера по продажам в компании. От того, насколько профессионально справляется с этим специалист, зависит репутация компании на рынке и ее конкурентоспособность.

Подписка на журнал «Генеральный Директор»

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.